Развитие способностей в дошкольном возрасте психология. Задатки как природные предпосылки способностей. Картиночно-словарный тест выявляет уровень развития высших психических функций, включающих ориентировку в окружающем мире, информированность, словарный

С самых ранних лет у человека есть два класса задатков: это врожденные и приобретенные. А.Н Леонтьев писал: что природные способности - «это не задатки, а то, что формируется на их основе» . Следует отметить, что без общества, то есть без общения с друг другом не было бы и самого человека. Человек никак не может обойтись без социума.

В разработке общей теории, значительный вклад внёс учёный Б. М. Теплов. Он полагал, что есть три определения способностей. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития . Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей — это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Базовая потребность будет складываться именно в дошкольный период. Эти потребности у всех и будут до конца жизни. Но как они будут взаимодействовать - развиваться, влиять на личность, это все будет складываться в дошкольном возрасте.

На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Целью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoдъякoв H.H. разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач. Таким образом, дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям и их внутренними и внешними связями реализовало идею развития каждого человека и общества в целом. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Важным моментом развития способностей является их компенсируемость, причём это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врождённые физиологические задатки.

Развитие технических способностей ребенка.

(Объединения технической направленности)

В настоящее время в России возникла нехватка кадров техническкой направленности. Без хорошо обученных, заинтересованных и творческих работниковне будет современных микроэлектроники, наноиндустрии и технологии, а значит не будет таких отраслей какавиастроение, судостроение, ракетостроение и т.д. Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в образовании. Особое внимание на данном этапе уделяется развитию технических способностей, и развитие творческого интереса следует начинать не с выбора подростком ВУЗа, а с самых начальных азов обучения. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединится в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.

Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднен, чем, например,способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 7-11 лет.

Что такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна. Оченьрезко отличаются друг от друга, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более робототехники.

Однако во всех этих видах технической деятельности есть общее.

У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволили установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

Прежде всего, это хорошая техническая наблюдательность; затем это развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций, в умении внести известный элемент новизны в решение технической задачи. Деятельность мышления для успешной работы в сфере техники предполагает обязательно достаточно развитое пространственное воображение, способность к комбинированию. Но не следует забывать о таких качествах как: хорошо выраженный интерес к технике, большая любознательность; общая активность мысли, настойчивость в поисках; умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель.

Откуда же берутся эти качества и свойства личности, можно ли их воспитать, или они даются каждому от рождения, и что важно не пропустить, не заглушить в своем ребенке?


Все начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками :

Складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;

Склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;

Сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы придать всему действию какой-то завершенный вид;

Разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль).

Со стороны взрослых важно не пропустить интерес к различным машинам, механизмам и роботам. Удивление, восхищение и любопытство при этом дают огромный импульс к действиям в познании, и главное – в приобретении бесценного личного опыта, который потом в сочетании с творческой силой перерастает в изобретательство. Каждый родитель должен понять, что ребенок – это своеобразный мир, и он необыкновенно индивидуален. Нужно помнить о том, что, как бы мы, родители, ни были заняты,главное – это не заглушить стремление своего ребенка познать что-нибудь новое, интересное, постараться дать ему возможность разобраться в деталях и постигнуть истинное содержание технического творчества.

Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

Школьник-подросток, когда он занимается в техническом объединении, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто, фактически на каждом занятии, делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым. Такое творчество детей - основа развития активности, самостоятельности, инициативы человека в решении технических задач.

К 12-15 годам проявленный интереск какому – либо действию или занятию является вполне осознанным признаком будущей профориентации.

Талантливый наставник или мастер – обладающий собственным высоким техническим и творческим потенциалом, может дать огромный импульс для своих обучающихся в достижении блестящих результатов в техническом творчестве. В этом случае педагог психологически подстраивает обучающихся к своему собственному техническому опыту, к определенному характеру исследований и тем самым дает возможность одаренному ребенку проявить себя в конкуренции и соревновательной борьбе за общий результат эксперимента.

В нашем образовательном учреждении, «Станция юных техников» города Новошахтинска работают увлеченные, инициативные педагоги, способные поддержать интерес ребенка, развить его творческие способности. Участие в выставках и конкурсах различного уровня, начиная со станционного и заканчивая международным, стимулирует детей на дальнейшее развитие, мотивирует их к повышению активности и саморазвитию, способствует повышению мастерства и уровня технических навыков.

Особенность и специфика нашего образовательного учреждения является то, что дети занимаются в технических объединениях начиная с дошкольного возраста.На занятиях в объединениях «Мастерилка» и «Мастерская Самоделкина» (направление «начальное техническое моделирование») ребенок постигает азы технического конструирования, получает толчок для развития пространственного восприятия и основ моделирования. Программы составлены с учетом возрастных особенностей детей и включают в себя различные игровые моменты, динамические паузы, психогимнастические упражнения, направленные на здоровьесбережени и сохранение интереса и активности ребенка.

В дальнейшем идет разделение обучающихся по различным направлениям, что зависит, в первую очередь, от желания ребенка и родителей, от проявленной заинтересованности и технической направленности проявленных способностей. Наше образовательное учреждение «Станция юных техников» города Новошахтинска может предложить своим обучающимся такие интересные и захватывающие направления, как:

Научно – техническое (объединения «Космос», «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Радиоэлектроника и радиотехническое конструирование», «Мастерилка»и «Мастерская Самоделкина»);

Спортивно-техническое (объединение «Картингист»);

Художественно-эстетическое(объединения «Мир дизайна», «Узор»);

Юные инспектора дорожного движения (ЮИД).

В прошлом году ребята из наших объединений успешно принимали участие в мероприятиях различного уровня, таких как:

Участие в мероприятиях посвященнымДню города и Дню шахтера;

Городской конкурс «В гостях у Самоделкина»;

Соревнования для картингистов «Золотая осень»;

Акция «Если сердце открыто добру»;

Благотворительная акция «Ёлка Новороссии» ;

Соревнования картингистов посвященные Дню защитников Отечества и 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

Конкурс технического и декоративно-прикладного творчества «Домашний волшебник»;

Городской конкурс технического и спортивно-технического творчества «Модель года – 2015» ;

Конкурс по пожарной безопасности;

Соревнования по картингу в классе машин «Союзный –Юниор»;

Четвертый фестиваль технических знаний «Инженерные таланты- сильной России»;

Выставка молодых художников Дона и Кубани;

Конкурс «Космонавтика;

Областной слёт-конкурс «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию».

Ребята приняли активное участие в XL научно-практической конференции

Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и многое другое.

Из 518 обучающихся принявших участие в конкурсах, соревнованиях и выставках 65 детей заняли призовые места, из них:

I место – 19 ребят,

II место – 28,

III место – 18.

Интеграция технического конструирования и моделирования в образовательное пространство ребенка не только способствует формированию устойчивых умений и компетенций в сфере технического творчества, но и формирует общую активность, инициативность, познавательный интерес, креативность, наблюдательность, умение ставить цели и добиваться результата, причем происходит это легко и непринужденно.

Зам.директора по УВРШатликова Н.М.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Каждый период детства создает особые благоприятные усло­вия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобра­зен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развива­ются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаружи­вается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно


выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односто­ронностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить про­явиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предмет­ная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: кон­структоры, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же по­степенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навы­ков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умени­ями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Для развития способностей важна не сама по себе деятельность, а получаемые от процесса ее выполнения ярко выраженные поло­жительные эмоции, радость, удовольствие. Умственный труд, выполняемый по любым другим мотивам, например: из послу­шания, из желания получить награду, из страха наказания, по обязанности, по принуждению, способствует получению знаний, но не развитию способностей. Способный ребенок не просто лю­бит интеллектуальную деятельность - она стала для него потреб­ностью, и он испытывает огромное удовлетворение от процесса ее осуществления.



Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ре­бенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается не­уемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность тре­бует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок дол­жен научиться доводить начатое дело до конца, достигать резуль­тата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформиройать у малыша, - трудолюбие.

В общении с одаренными, способными детьми важна правиль­ная позиция взрослого.

С одной стороны, взрослым зачастую не нравятся обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, ода­ренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, как на эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И наконец, с

12 Урунтаева 337


Третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взросло­му следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризует­ся теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие послед­них. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлет­воряются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оце­нить себя, полученный результат.

Вопросы и задания

1. Как протекает развитие познавательных способностей в дошколь­ном возрасте?

2. Как развиваются практические способности дошкольника?

3. Как развиваются художественные способности в дошкольном дет­стве?

4. Какие дети относятся к одаренным? Как проявляется одаренность в дошкольном возрасте?

5. Перечислите, какие условия благоприятно влияют на развитие спо­собностей в дошкольном возрасте.

Литература

Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.

Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера. - М., 1976. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.


Карпинская Н. С. Развитие художественных способностей дошкольни­ков в процессе игры-драматизации // Известия АПН РСФСР. - 1959 - Вып. 100.

Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятель­ности //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6.

Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.

Одаренный ребенок/ под ред. О.М.Дьяченко. - М., 1997.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного вос­питания / под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.

Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной - М., 1972.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.