«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)
Полезная книга для родителей
Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
Игры на развитие творческого мышления дошкольников
«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
Что будет, если...
Человек перестанет есть?
Не выключить кипящий чайник?
Оставить холодильник открытым?
Носить тесную обувь?
Не чистить зубы?
Забить мяч в окно?
Съесть десять порций мороженого сразу?
Дразнить соседскую собаку?
Ходить задом?
Не спать?
Посадить цветы в песке?
Сесть на ежика?
Человек научится летать?
«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»
«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.
«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»
«Найди применение»
Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.
Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?
Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.
Онлайн-игры
Поймай кота. Игра
«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).
Друдлы
Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .
IQ Ball
«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .
Матрица памяти
Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .
8 ферзей
8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .
Оффлайн-игры
Игра «На букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.
Например, на букву «В» можно назвать:
- вещи, вешалка, (предметы);
- винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
- вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
- ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
- волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
- воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
- воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.
«Дорисуй»
В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.
Буриме
Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.
Крокодил (Пантомимы)
Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.
Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .
Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.
Данные игры помогут развивать творческого мышление вашего ребёнка.
Конструктор из зубочисток
Инвентарь: зубочистки (или спички), пластилин (или глина)
◈ Возьмите несколько зубочисток, и немного пластилина, который используется как соединительный материал.
◈ Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.
◈ Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.
Забор
Инвентарь: палочки или спички (обыкновенные или укороченные).
◈ Нужно поднять со стола пять палочек, одну за другой, зажимая их концы между пальцами правой руки. Между большим и указательным пальцами захватите сразу две палочки. Между указательным и средним, средним пальцем и безымянным, а также между безымянным и мизинцем — захватите по одной палочке.
◈ Теперь расставьте пальцы, уроните палочки на стол. То же проделайте левой рукой.
◈ Кто, поднимая палочки, не выпустит ни одной, тот и победит.
Охотники
Инвентарь: маленькие палочки, спички.
◈ Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).
◈ Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.
Бирюльки
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 20 спичек, а лучше незаточенных карандашей.
◈ Сложите палочки в беспорядке в кучу на столе. Поочередно, по одной, возьмите из кучки десять палочек так, чтобы не пошевелить другие.
◈ Кому это удастся, тот и выигрывает.
Гербарий
Инвентарь: небольшие цветы или листья, промокашки или другая бумага, тяжелые предметы, картон, клей, целлофан.
◈ Игра начинается с прогулки по осеннему лесу. Предложите ребенку выбрать понравившиеся листья и цветы.
◈ Вернувшись домой, положите их между страничками книг. Для того чтобы не испачкать книгу, лучше всего с обеих сторон каждого цветка положить по промокашке. Затем книгу положите под пресс.
◈ Высохшие цветы могут быть использованы для украшения самодельных поздравительных открыток.
◈ Цветами можно украсить шкатулки, наложив на них тонкую прозрачную целлофановую пленку или покрыв лаком.
Быстрые пальцы
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: ленты.
◈ К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по десять узких лент одинаковой длины.
◈ Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязывать банты на всех лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.
Бумажные куклы
Инвентарь: бумага, картон, карандаши, краски, ножницы.
◈ Попросите ребенка нарисовать на бумаге тело человека до пояса. Осторожно вырежьте этот рисунок по контуру и отдайте ребенку — пусть он раскрасит его, дорисует все, что нужно.
◈ После этого надо сделать в нижней части два небольших отверстия, куда легко могут войти ваши два пальца — указательный и средний. Двигая пальцами, вы делаете так, что игрушка ходит, двигается.
◈ Следует, конечно, еще во время рисования учесть размеры таких фигурок.
◈ Кончики пальцев можно «обуть» в башмачки. Для этого можно использовать бумагу, ореховые скорлупки, пластилин или краску.
Персональный ксерокс
Инвентарь: бумага, восковые мелки, скрепки, карандаш.
◈ Попросите ребенка закрасить одну из страниц равномерно по всей поверхности мелком.
◈ Затем эта страничка переворачивается и накладывается на вторую, абсолютно чистую. Лучше всего скрепить их вместе, чтобы не скользили.
◈ Теперь все, что будет написано или нарисовано на тыльной стороне первой странички, отпечатается на второй благодаря предварительно нанесенному слою цветного воска. Вот вам и ксерокопия.
Коллаж
Инвентарь: газеты, журналы, бумага, клей, ножницы.
◈ Выберите несколько газет и журналов с кулинарной рекламой различных продуктов, изображением фруктов, овощей и т. д.
◈ Собрав достаточно обширную коллекцию, предложите ребенку сложить из них, например, лицо человека. Попробуйте вместе с ним. Для контура лица можно использовать тарелку, поднос, кастрюлю.
Нога художника
Инвентарь: карандаш, бумага.
◈ Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что-нибудь нарисовать. Это очень забавно.
Рисунок из крупы
Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.
◈ Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.
◈ Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и т. д.
◈ Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.
Бумажные тарелочки
Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.
◈ Для того чтобы спокойно заняться приготовлением обеда, дайте ребенку побольше бумажных тарелок и стаканчиков. Пусть он разрисовывает их, а если ему сложно придумывать орнаменты — копирует те, которые видит на обоях или любых других предметах.
◈ Если у вас нет бумажных тарелок, можно вырезать круги из листа бумаги и раскрашивать их.
◈ Обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.
Введение.......................................................................... ,......................... 5
Творческое мышление дошкольников.. ,............................................ 8
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте...... 9
Приемы творческого воображения................ ,.................................. 12
Условия, благоприятствующие формированию
творческих способностей.......................................... ,................ 14
Основные направления развития творческих способностей
в дошкольном возрасте................................................................ 16
Основные направления работы психолога дошкольного учреждения
по развитию творческих способностей детей....................... 17
Технологии, методы и приемы, используемые в данной программе
для развития творческих способностей детей.................................. 19
Сказкотерапия.................................................. ,..................................... 19
Арттерапия............................................................................................... 22
Игровая терапия...................................................................................... 23
Креативная визуализация.................................................................... 24
Цветотерания........................................................................................... 26.
Ароматерапия.......................................................................................... 27
Программа развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста «Планета чудес»........................ 31
Занятие 1. Встреча со Звездочетом................................................... 34
Занятие 2. Путешествие в мир сказки................................................ 37
Занятие 3. Лесная школа....................................................................... 39
Занятие 4. Неведомый рай................................................................... 41
Занятие 5: Огонь и солнце.......... :........................................................ 44
Занятие 6. Сказка о каменном короле............................................... 47
Занятие 7. Легенда о камне.................................................................. 49
Занятие 8. Разговор деревьев............................................................... 52
Занятие 9. Четыре желания... .-.............................................................. 54
Занятие 10. Чего на свете не бывает?................................................ 57
Занятие 11. Музыкальная шкатулка................................................. 60
Занятие 12. В гостях у Винни-Пуха................................................ -....61
Занятие 13. Снежинки............................................................................ 65
Занятие 14. Сказочные приключения Смешка.........................
Занятие 15. Про снежный колобок........ .......................................
Занятие 16. Мальчик Огоиек...............................................................
Занятие 17. Февраль............................................................................... 73
Занятие 18. На Горизонтских островах...........................................
Занятие 19. Сказочное путешествие............................................
Занятие 20. Удивительное дело,..................................................
Занятие 21. Почему цаплю цаплей прозвали?..........................
Занятие 22. Цыдумщик....................................................................
Занятие 23. Куда лето прячется....................................................
Занятие 24. Облачковое молочко.................................................
Занятие 25. Лесная семья...................................................................
Занятие 26. Какая бывает роса на траве.......................................
Занятие 27. Зеленый заяц.................. ,...............................................
Занятие 28. Прощание с Планетой чудес......................................
Диагностика творческих способностей детей дошкольного
И младшего школьного возраста..................................................................
Исследование креативности..............................................................
Тесты для родителей..................... v................................... ;..........................
Методы диагностики универсальных творческих способностей
игр на развитие творческого мышления...........................................
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые - меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники - младшие школьники.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени Постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой Деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей, оно не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий,; подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого века.
Нами была создана программа «Планета чудес», направлен: раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и развитие креативности. Программа состоит из 28 занятий, на каждом из которых детей ожидают встречи со с Звездочетом и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. Применение на занятиях различных современных технологий,
в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия; позволят педагогам и психологам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка. В этой книге психологи, педагоги и родители найдут творческие игры и задания, которые не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного и школьного возрастов, так и со взрослыми.
Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит психологам, воспитателям, родителям определить уровень развития творческого мышления детей дошкольного возраста
Кроме того, в книге приводятся произведения зарубежных и отечественных авторов, развивающие творческое мышление детей, а стихи, написанные детьми и авторами книги.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
«Развитие креативного мышления у дошкольников
средствами игры»
Абсурд" href="/text/category/absurd/" rel="bookmark">абсурдными или невероятными.
Что такое творческое (креативное) мышление ?
Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных исследований:
1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.
2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.
3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.
4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника
Возраст детей: 5-7 лет.
Задача, стоящая перед родителями:
Сформировать у детей следующие умения:
– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;
– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
– составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.
Основной принцип для родителей в воспитании ребёнка:
– поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.
Великан" href="/text/category/velikan/" rel="bookmark">великана , чем бы ты стал отмерять следующие продукты:
– мука для оладий,
– молоко для питья,
– масло для оладий,
– яйца, соль, перец.
Сколько бы ты взял каждого продукта?
11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).
12. Игра «Вывод»
– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?
Это надо знать родителям:
Отличительные черты одарённых детей:
1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
9. Обладают отличным чувством юмора.
10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.