Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Накопления памяти

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память - это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память - это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память - это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию - заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.

Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания - точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи - под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие - источник сильных отрицательных , которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.

Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) - единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора . Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.

Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии - мнемотехника - занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.

Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала .
1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
2. Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого .

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников -образная и т.д.

Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
5. Оперативная память - это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту .

Воспроизведение . Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
1) узнавание - возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
2) воспоминание - осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
3) припоминание - осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
4) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в . Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
1. Время - менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
2. Активное использование имеющейся информации - забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

Расстройства памяти человека . Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.

В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с и фантазией человека.

Стоимость старших моделей смартфонов завышена. Все мы прекрасно понимаем, что разница в цене между 16 ГБ и 32+ ГБ моделями неоправданно большая. Речь идёт и о iPhone, и о всём многообразии флагманских представителей Android. В итоге человек берёт младшую модель с 16 гигабайтами хранилища на борту в надежде, что этого хватит. Но, зачастую реальность не оправдывает его ожидания.

Что съедает память в смартфоне

Для начала нужно понять, что указанный производителем объём памяти в устройстве - это не то же самое, что доступный пользователю объём памяти. То есть, на практике нам всегда доступно меньше памяти, чем написано на упаковке, и это справедливо как для iPhone, так и для семейства Android.

В обоих случаях операционная система устройства занимает 2-3 ГБ памяти, и вернуть их в распоряжение пользователя нельзя - эта пространство нужно для работы устройства.

Поэтому, когда вы подыскиваете новый смартфон, то считайте так: 16 ГБ на самом деле примерно равно 13 ГБ, а 32 ГБ - это в лучшем случае 29-30 ГБ.

В дальнейшем на оставшийся пользователю объём памяти будут посягать устанавливаемые приложения и игры . Экраны всё лучше, картинка должна быть всё качественнее, графика всё круче - это серьёзно утяжеляет приложения.

Кроме того, со временем установленные приложения будут толстеть, накапливая в памяти данные кэша - это всё, что остаётся в устройстве в процессе работы приложения и после его закрытия. Любое приложение, получающее контент из Сети, сохраняет его на устройстве для более оперативного предоставления пользователю. Смотрите YouTube - получаете кэшированные видеозаписи. Слушаете музыку онлайн - она кэшируется локально. Сёрфите в Интернете через Chrome - посещённые в браузере странички кэшируются.

Если у вас Android и вы оказались в ситуации, когда срочно нужно получить несколько сотен мегабайт места под видео или фото, то очистите данные кэша.

Настройки -> Память -> тап на Данные кэша.

Также можно выборочно очистить кэш у отдельных приложений.

Настройки -> Приложения -> тап по толстому приложению -> Очистить кэш.

В iOS таких штатных средств нет, но есть сторонние утилиты .

В наши дни 1 ГБ для одной игры уже кажется вполне приемлемым. Периодическая чистка игр с предварительным вопросом к самому себе «буду ли я в это ещё играть?» поможет избавиться от надоевших и ненужных игрушек, которые продолжают занимать порядочное количество памяти. Это же справедливо для любых других приложений. Не понравилось приложение? Не планируете пользоваться им в будущем? Удалите его, не держите просто так на устройстве.

Загружаемая пользователем в устройство музыка становится всё качественнее. Некоторые уже не воспринимают 320 кбит mp3 и хотят только flac. Такие треки занимают в несколько раз больше места на устройстве.

Подумайте, обеспечат ли используемые вами наушники достаточное качество воспроизведения звука, чтобы вы почувствовали разницу? Быть может, mp3 среднего качества вполне хватит?

Если речь идёт о фото и видео , то всё ещё хуже. В топовые актуальные смартфоны ставят 8+ мегапиксельные камеры, которые умеют снимать FullHD видео с высоким фреймрейтом и делать фото очень большого разрешения. Такие фото и видео занимают очень много места. Для примера, 1 час видео в качестве 1080p может занять на вашем смартфоне 10 ГБ места.

С отснятыми видео вариантов фактически нет. Их нужно периодически перемещать из мобильного устройства на компьютер для последующего хранения или размещения на видео-хостинге.

С хранением фотографий может помочь мобильное приложение Dropbox - в нём есть функция автоматического переноса снимков из памяти устройства в облако.

И всё же, чем более технологичными становятся наши мобильные устройства, тем больше будет требоваться места под приложения и контент. Производители понимают это, и зачастую идут навстречу пользователю, встраивая в смартфоны и планшеты слот под съёмные карты памяти . К сожалению, пользователи iPhone, гуглофонов и некоторых других линеек Android лишены такого преимущества. Google предлагает нам хранить все данные в Сети.

Такую концепцию поддерживают и многие разработчики - сейчас нам доступны сотни тематических онлайн-сервисов, предоставляющих контент в виде потоковой передачи. Их дополняют десятки облачных хранилищ. В таком случае память устройства будет забиваться значительно меньше, но значительно возрастают требования к качеству и скорости мобильного Интернета.

Экология жизни.Большинство людей не помнит себя в раннем детстве. Однако эти переживания глубоко врезаются в телесную память и всю жизнь влияют на физическое самоощущение, отношения с окружающими и способность справляться с психологическими проблемами. Поэтому первые годы жизни - самый важный период развития психики.

Большинство людей не помнит себя в раннем детстве. Однако эти переживания глубоко врезаются в телесную память и всю жизнь влияют на физическое самоощущение, отношения с окружающими и способность справляться с психологическими проблемами. Поэтому первые годы жизни - самый важный период развития психики.

Кто-нибудь из Вас помнит, как в годовалом возрасте выпал из кроватки и напугал родителей? Или какую колыбельную пела на ночь мама? Как его подкидывал на руках отец? Скорее всего, нет. Обычно люди сознательно помнят себя примерно с четырехлетнего возраста. А обо всем, что происходило раньше, знают лишь со слов близких. Но именно переживания раннего детства оставляют глубокий след в памяти на всю жизнь.

В обычном понимании этого слова «помнить» значит «знать». Человек помнит первый школьный день, лица знакомых, телефонные номера. Такая память в науке называется эксплицитной (явной). Ее составляет фактическая информация, хранящаяся в коре больших полушарий головного мозга, которую можно воспроизводить в сознании и выражать словами. Это она позволяет мысленно возвращаться в прошлое, извлекать из него уроки и на их основе прогнозировать будущие события.

Но многие поступки люди совершают машинально: завязывают шнурки, крутят педали велосипеда, находят в темноте выключатель... Алгоритм этих действий тоже хранится в памяти. Точная реакция опытного вратаря, умение ориентироваться в пространстве, полезные (и вредные) привычки - все это память. Человек не просто хранит воспоминания, он буквально соткан из них. Хотя и не осознает этого.

Такая память называется имплицитной - скрытой. Хранящаяся в ней информация не осознается, ее трудно описать словами. Ее носителем является само тело. Немецкий философ и психиатр Томас Фукс называет ее так - «память тела».

Это телесный опыт прошлого, которым человек бессознательно руководствуется в жизни. Некоторые такие навыки отрабатываются до автоматизма благодаря сознательным усилиям, которые только потом становятся бессознательными. Например, тот, кто часто работает за компьютером, не может воспроизвести по памяти раскладку букв на клавиатуре. Но его пальцы уже сами «знают», куда нажимать. А у музыкантов и спортсменов координация движений настолько сложна, что сознанию лучше в нее не вмешиваться. Оно слишком медлительно.

Однако есть и такой опыт, который изначально приобретается без участия сознания. Например, каждый знает, что объятия успокаивают. И может определить по тембру голоса настроение собеседника.

Как правило, сознание «включается» только в тот момент, когда происходит какая-то «аномалия», нарушающая привычный ход вещей. Когда человек допускает «опечатку». Ощущает боль или тревогу. Или замечает, что ведет себя иррационально, но не может разобраться в своих чувствах. Например, когда визг тормозов вдруг пробуждает во всем теле осязаемое воспоминание о пережитой им в далеком прошлом автомобильной аварии.

Нейрофизиология долго была сосредоточена на изучении феномена сознания. И лишь недавно выяснилось, какое колоссальное влияние оказывает телесный опыт на эмоции и мышление. Прежде всего - бессознательные воспоминания первых лет жизни, когда человек постигает науку общения с другими людьми не на уровне слов и интеллекта, а благодаря прикосновениям и ощущениям.

Младенчество - самый важный этап психического развития. От него во многом зависит, каким вырастет ребенок - пугливым или решительным, закомплексованным или уверенным в себе. А главное, как он будет вести себя с другими людьми.

Телесные воспоминания - это как иностранный язык. Его изучение начинается с подражания - то есть действия, когда все переживания сводятся к физическим ощущениям.

«Изобразите на лице отчаяние», - просит Беатрис Биб, психоаналитик и профессор Колумбийского университета (США). Остается наморщить лоб и скривить рот, словно вот-вот разрыдаешься. В ответ Биб отворачивается в сторону. Хотя это всего лишь игра, в ее жесте ясно читается: оставь меня в покое. Потом она поворачивается с улыбкой. Но разве это может утешить?

Затем она смотрит с издевкой, словно хочет сказать: перестань хныкать, все не так уж и плохо! Поневоле начинаешь испытывать возмущение. Теперь на ее лице нейтральное выражение.

Она явно не замечает чужую мольбу о помощи. От мимики приходится перейти к словам: «Помогите!» После этого она тоже изображает на лице отчаяние и сочувственно охает в ответ. И только в этот момент чувствуешь, что тебя поняли.

Беатрис Биб изучает невербальное общение между ребенком и матерью. Ее цель - определить, когда двум людям удается понять друг друга без слов, а когда - нет. Главный объект ее исследований - ребенок в возрасте от четырех месяцев до одного года .

Это во многом определяющий период. За первый год жизни объем мозга у ребенка увеличивается вдвое, на девятом месяце достигает пика процесс образования новых нейронных связей . Особенно быстро развиваются отделы мозга, отвечающие за регуляцию стрессовых состояний и анализ эмоций. Причем нейронных контактов (синапсов) в мозгу малыша формируется почти вдвое больше, чем необходимо.

Синапсы работают по принципу «пользуйся или потеряешь», говорит Майкл Мерцених, один из ведущих нейрофизиологов из Калифорнийского университета. В зависимости от условий, в которых растет ребенок, одни нейронные связи интенсивно используются, а другие «спят» и со временем «отключаются». Так мозг приспосабливается к реальности, в которой предстоит существовать.

Главным стимулом развития головного мозга служат контакты с близкими, прежде всего с матерью. В этот момент ее основная задача - внушить ребенку чувство безопасности и смягчить стрессы , выступая в роли посредника между ним и внешним миром.

Исследовательский материал Беатрис Биб  - видеозаписи общения между матерью и ребенком. При съемках используются две камеры. Для каждого  - своя. Затем кадры посекундно анализируются. Только под таким «микроскопом» можно проследить бессознательные сигналы: жесты, мимику, прикосновения, интонацию. И определить, как мать и ребенок реагируют друг на друга и каким образом между ними возникают взаимопонимание и эмоциональная связь.

Сегодня - эпоха индустриализации. И современные родители стараются как можно раньше приучить своих детей к отдельной комнате, забывая о том, что человек - «социальное существо». И это свойство проявляется еще до рождения.

Наблюдая за поведением близнецов в материнской утробе, итальянские ученые установили, что начиная с 14-й недели эмбрионы совершают целенаправленные движения друг к другу. А уже в первый час после появления на свет новорожденные начинают копировать жесты и мимику окружающих. И в этом нет ничего удивительного. Ведь успешная коммуникация с окружающими - залог выживания.

Родителей часто смешат гримасы ребенка, когда тот начинает имитировать их мимику: вытягивает губы трубочкой или показывает язык. Но для ученых - это серьезный факт: новорожденные уже следят за тем, что делает человек, находящийся в поле их зрения. Младенцы прое­цируют увиденное на свои телес­ные ощущения. И умеют улавливать сходство. А ведь это ни много ни мало зачатки важнейшей способности - понимать другого и мысленно ставить себя на его место.

Это открытие - настоящая революция в нейрофизиологии. Если раньше считалось, что многие функции мозга не связаны с окружающим миром, то теперь стало ясно: мозг  - это «контактный орган».

Сцена на видеозаписи: четырехмесячный мальчик смотрит на свою мать. Она делает утрированно удивленное лицо. Он поднимает бровь, слегка раздвигает ноги и растопыривает пальцы. Мать улыбается. Оба покачивают головами и обмениваются улыбками. Ребенок смотрит, насупившись. Мать прикасается к нему рукой. Он расслабляется.

Их язык тела так богат полутонами, что все его нюансы невозможно передать словами.

Эксперименты показывают: когда один человек повторяет мимику и жесты другого, принимает такую же позу или подстраивается под ритм его шагов, это усиливает ощущение эмоциональной близости. А во время задушевного разговора у обоих собеседников даже синхронизируются ритмы мозга. И появляется способность предугадывать чужие слова.

Одно из правил эффективной коммуникации: партнер должен вести себя так, чтобы другой мог на несколько секунд вперед спрогнозировать его действия и свою реакцию, говорит Биб. Уже в три-четыре месяца дети начинают просчитывать возможные последствия своих действий по принципу «если я поступлю так-то, то произойдет то-то». Например, если я посмотрю на маму, то она мне улыбнется и я обрадуюсь. Если я закричу, то она меня погладит и я успокоюсь.

Дети учатся тому, что любое проявление эмоций оказывает влияние на другого человека и на них самих. Познают себя и получают признание окружающих.

Казалось бы, к этому стремятся взрослые, а не младенцы. Но на самом деле «самопознание и признание» - не столько цель, сколько первооснова психологического благополучия. Способность понимать себя и поддер­живать связь с окружающими жизненно важна вне зависимости от возраста .

Ребенок начинает постигать «науку взаимоотношений» с грудного возраста. Узнает, как нужно выражать свои чувства, чтобы привлечь внимание. Как вести себя с окружающими. На какую помощь можно рассчитывать в стрессовой ситуации. Позднее сформировавшиеся в детстве модели поведения повторяются в дружеских и любовных отношениях. В общении с собственными детьми. В таких случаях говорят: «Ты ведешь себя, как твоя мать».

И судя по результатам долгосрочных исследований, так оно и есть.

Радость, страх, гнев - умение выражать все эти чувства не дано от рождения. Этому учатся. И не всегда успешно. Невероятно, но факт: довольно много людей страдает алекситимией  - неспособностью осознавать свои эмоции и понимать, что чувствуют другие. Такие люди не могут отличить внутреннее раздражение от расстройства желудка, психологический дискомфорт от физического недомогания. А все оттого, что у них почти не активизируется отдел мозга, отвечающий за преобразование телесных ощущений в эмоции.

В экстремальных случаях притупляется даже физическая чувcт­вительность. Организм попросту не реагирует на эмоциональные стимулы: печаль, радость, злость. Это состояние напоминает эмоциональный паралич. Но алекситимия - не болезнь, а лишь механизм психологической защиты от невыносимого страха, агрессии или тоски. И формируется он, как правило, в ранние детские годы.

Что же происходит?

Дети рождаются лишь с набором примитивных мимических сигналов и первичных эмоций: недовольство, удовольствие, страх и интерес. Поначалу они служат для ребенка чем-то вроде датчиков состояния организма. Если внутренний баланс нарушается, организм бьет тревогу. И ребенок кричит, оповещая об этом взрослого. «Выражение эмоций - это способ коммуникации, позволяющий добиться необходимой реакции от другого человека», - говорит специалист по эмоциональному развитию Манфред Холодински из Мюнстерского университета (Германия).

Эмоции - это стимул восстановить внутренний баланс. И для того, кто их испытывает, и для того, к кому они обращены.

Но на первых порах способы выражения эмоций у ребенка настолько однотипны, что родителям трудно догадаться, кричит ли он от голода, от боли или просто от скуки. Взрослые реагируют на крики малыша утрированной мимикой. Благодаря этому ребенок постепенно понимает, как принято выражать чувство, которое он сейчас испытывает. Например, злость. Или страх. Напуганному ребенку родители обычно «подыгрывают» лишь пару мгновений. Если долго показывать ему, что я, дескать, тоже боюсь, то успокоить его уже не получится.

Мало-помалу ребенок учится выражать свои эмоции точнее. И, руководствуясь опытом, увязывает их с определенными ощущениями. В его телесной памяти накапливается база эмоциональных знаний и соответствующих физических реакций. Он начинает понимать, что именно доставляет удовольствие. Чем можно гордиться. И чего нужно стыдиться.

И позитивные, и негативные эмоциональные «установки» он перенимает у родителей. Проникается страхом перед окружающим миром  - под влиянием мнительной матери. Или брезгливостью к улиткам  - по примеру отца. Причем все это откладывается в телесной памяти в таком раннем возрасте, что в дальнейшем не поддается осознанию.

Поначалу дети выражают свои чувства буквально всем телом. Только с двухлетнего возраста они начинают овладевать новым мощным инструментом коммуникации - речью.
И учатся выражать эмоции словами, а не только действиями. И внутренне дистанцироваться от переживаний. «Вместо того чтобы отождествлять себя с каким-то чувством, они начинают осознавать, что просто испытывают его»,  - объясняет Манфред Холодински.

Язык дает ребенку ключ к своему внутреннему миру . Но без помощи родителей проникнуть туда он не может. Ориентирами для него служат их вопросы: «Почему ты плачешь? Что с тобой случилось?» Только так он может уяснить, какие чувства скрываются за внешними реакциями  - например, слезами. В дальнейшей жизни это помогает ему анализировать и контролировать свои эмоции.

Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, ребенок учится улавливать и правильно истолковывать даже самые слабые сигналы, которые подает организм в ответ на новые эмоциональные стимулы: «мурашки», спазмы в желудке, напряжение мышц или сухость во рту. Американский нейробиолог Антонио Дамасио называет такие реакции «соматическими маркерами ». Они служат для сознания подсказками при принятии решений.

«Я мыслю - значит, существую», - сказал когда-то Декарт. Дамасио перефразировал его формулу: «Я чувствую - значит, существую».

Память тела хранит гораздо больше информации, чем сознание .
В ходе одного теста десятилетние дети не смогли узнать на фотографии своих подросших друзей по детскому саду. Но судя по кожно-гальванической реакции, они их вспомнили. Показателем возбуждения при таких исследованиях служит изменение электрического сопротивления кожи. Известен такой случай: двухлетний ребенок, подвергшийся в годовалом возрасте насилию, не сумел опознать на снимке своего обидчика, но сама фотография вызвала у него физический стресс.

Самые глубокие шрамы в эмоциональной памяти - результат самых болезненных переживаний. Они служат предостережением на будущее. Но порой душевная травма так сильна, что психика не в состоянии с ней справиться. Пережитый ужас просто не укладывается в сознании в виде связного целого.

Этот опыт сохраняется лишь в имплицитной памяти в виде разрозненных впечатлений. Любая такая деталь - знакомый запах, звук, жест, роковая дата - мгновенно воскрешает, казалось бы, давно забытое прошлое. Для защиты от невыносимых воспоминаний примерно каждый третий пострадавший прибегает к так называемой «диссоциации»: подсознательно «дробит» травматические переживания на бессвязные фрагменты. И тогда они уже не воспринимаются как реальные.

Беатрис Биб достаточно посмотреть пару минут видеозаписи поведения четырехмесячного ребенка, чтобы спрогнозировать его будущие психологические проблемы - хоть на восемь месяцев, хоть на двадцать лет вперед.

Типичный эпизод: грудной ребенок жалобно хныкает, а его мать, не обращая на это внимания, с улыбкой теребит его за ногу. Он пытается увернуться. Но она не замечает его защитной реакции. И, продолжая улыбаться, наклоняется к нему. Он вжимает голову в плечи и вытягивает вперед руки. Она приближается к нему вплотную.

Сцена производит отталкивающее впечатление. «Эта женщина не понимает своего ребенка, - комментирует Биб. - Обычно такие матери слишком мнительны или страдают депрессией. Или хотят, чтобы у них был идеальный, вечно улыбающийся ребенок. И поэтому игнорируют другие его эмоции».

Такое общение не только загоняет ребенка в стресс, но и дезориентирует его. Он воспроизводит противоречивые эмоциональные сигналы матери, путает взаимоисключающие формы выражения эмоций - улыбку и слезы. Зовет мать к себе и одновременно отталкивает. «Так начинаются многие будущие психические расстройства», - говорит Биб.

Даже взрослым для взаимопонимания мало одних слов. Нужно, чтобы собеседник подавал подтверждающие знаки: кивал, поднимал брови, поддакивал. Как и четырехмесячный ребенок, взрослый отстраняется от того, кто нарушает его личное пространство. И моментально замечает бегающие глаза или смех невпопад.

А если такое происходит не эпизодически, а постоянно - причем в общении с самым близким человеком? Нетрудно представить, как это влияет на маленького ребенка. Ведь он не может за себя постоять. Не может уйти. Мама - единственный человек, которого он знает в целом мире. И без ее помощи ему не успокоиться.

В этом возрасте ребенку еще не знакомы бессознательные уловки, с помощью которых взрослые самостоятельно снимают волнение: ерошат себе волосы, трут нос или подбородок. Прикосновения действуют как успокоительное. И помогают ослабить стресс . Это подтверждают результаты энцефалографических исследований, проведенных недавно Мартином Грунвальдом - специалистом по тактильному восприятию из Лейпцига (Германия).

Недостаток тактильных контактов оставляет пробелы в телесной памяти ребенка . Осязание - первое чувство человека. Оно развивается еще в материнской утробе. И долгое время остается основным. Благодаря ощупыванию, хватанию и прикосновениям ребенок определяет личные «границы» и получает представление о своем теле. Тактильные контакты дают ему ощущение уверенности и безопасности. Стимулируют выработку гормонов роста. Тормозят выделение гормонов стресса. Нормализуют сердечный ритм, дыхание и артериальное давление. Благотворный эффект прикосновений ощущают на себе и взрослые. Но не все.

«Десять процентов наших пациентов не выносят прикосновений, - говорит Петер Йорашки, специалист по психосоматике из Дрездена. - Зачастую они испытывают брезгливость к собственному телу. Обычно это связано с недостатком тактильных контактов в детстве. Возможно, у них были закомплексованные матери, которые избегали прикосновений. Или в детстве их то слишком сильно тискали, то подолгу оставляли без внимания».

Спустя десятилетия они переживают те же эмоциональные контрасты в интимных отношениях. В тяжелых случаях отвращение к прикосновениям переходит в подсознательное неприятие собственного тела. Из-за этого в период полового созревания может развиться анорексия - мания похудения, сопровождаемая тошнотой и рвотой.

Ранние переживания формируют развивающуюся психику ребенка . Это похоже на работу садовника, подрезающего ветви саженцев, чтобы придать будущему дереву нужную форму. Если ребенок не уверен, что ему вовремя сменят подгузник или утешат в объятиях, он растет в условиях постоянного стресса. И организм это не забудет. Он станет легковозбудимым, импульсивным, готовым к мгновенной внутренней мобилизации. Постоянное напряжение дорого обходится психике. Оставляет меньше места для приятных эмоций. Гормоны стресса тормозят процесс образования синапсов и нейронных связей. А значит - и развитие тех отделов мозга, которые отвечают за контроль внутренних импульсов и восприятие сигналов организма.

«Негативный детский опыт никуда не исчезает. Зачастую он отпечатывается в психике на всю жизнь, - говорит американский врач Винсент Фелитти. - Время не лечит психологические травмы первых лет жизни. Оно лишь консервирует их. Нам только кажется, что мы их забыли. Но тело помнит все».

Университетский городок Кембридж под Бостоном (США). Из метро выходят лучшие студенты страны. А на площади перед станцией «тусуется» совсем другая молодежь: бездомные, алкоголики, наркоманы. Печальный контраст... Почему одним удается раскрыть свой потенциал, а другие опускаются на дно, еще толком не начав жить?

У всех неудачников есть нечто общее: почти 70 процентов пациентов американских психиатров жалуются на тяжелое детство. Среди заключенных таких почти 100 процентов.

И это только вершина айсберга. Истинные масштабы проблемы открылись в 1995 году после того, как в медицинских учреждениях США было проведено уникальное исследование «неблагоприятного детского опыта». В опросе участвовали более 17 тысяч человек. Треть опрошенных признались, что в детстве их били.

20 процентов жаловались на сексуальные домогательства. Почти у каждого четвертого среди ближайших родственников был алкоголик. У каждого пятого - психически больной. Каждый восьмой в детстве был свидетелем драк и ссор между родителями.

Этот список можно продолжить. Исследователи установили прямую зависимость: чем больше утвердительных ответов респондент дает на вопросы о негативном детском опыте, тем выше вероятность того, что в зрелости он будет страдать депрессией, ожирением, алкоголизмом, наркоманией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком или диабетом. Всего шесть таких неблагоприятных факторов сокращают жизнь на 20 лет.

Когда именно неприятные переживания перерастают в психическую травму? Что происходит на каждой стадии развития нейронных связей? Ученые получают все более точные ответы на эти вопросы. Уже установлено: надежная эмоциональная опора в первые два года жизни служит для ребенка щитом от травматических переживаний - даже при врожденной склонности к стрессам.

Если же ребенок подвергается в семье физическому или моральному насилию, результатом может стать целый «букет» нарушений. Вот почему многие специалисты требуют официально признать заболеванием «травму развития».

«Детям с таким диагнозом нужно на физическом уровне научиться контролировать свои эмоции», - говорит Бессел ван дер Кольк, профессор психиатрии и организатор центра психологической травматологии в Бостоне. Он одним из первых понял, что тело человека «запоминает» психическую травму . И создал для своих пациентов-подростков театральную студию. А для детей - особую игровую комнату.

Здесь есть карусель, мячи, батут. И повсюду разложены толстые маты. Идеальная детская площадка для нер­вных, закомплексованных, капризных и эмоционально зажатых малышей. Здесь они могут получить недостающий телесный опыт: расслабиться, «подружиться» с собственным телом.

Семилетний мальчик с криком швыряет кукол в стену, не реагируя на уговоры. Терапевт Элизабет Уорнер предлагает ему попрыгать на батуте - вместе с ней. В одном ритме. Есть контакт. Оковы сброшены. Ребенок меняется на глазах: смеется, разговаривает без стеснения.

Элизабет Уорнер, руководительница проекта, наблюдает такие чудесные превращения постоянно. Некоторых особенно зажатых малышей приходится буквально пробуждать от «эмоциональной спячки».

Секрет Уорнер - в умении сбалансировать уровень возбуждения нервной системы ребенка. Только так он может «вернуться в свое тело», разобраться в своих чувствах, научиться их контролировать. И усвоить новый опыт. В данном случае ей удалось успокоить семилетнего пациента благодаря отвлекающей физической активности - прыжкам на батуте.

Сейчас мальчик падает на пол и требует, чтобы она запустила ему мячиком в лицо. Это неспроста - однажды папаша ткнул его носом в испачканные памперсы и надавал оплеух; с тех пор ребенок не дает дотрагиваться до своего лица во время мытья. Терапевт поначалу колеблется. Но делать нечего. Она кидает мяч. Он отбивает его лбом. Еще раз. Он уворачивается. Отбивает его руками и ногами. Зовет мать присоединиться к игре.

Все это Зигмунд Фрейд описал еще век назад - люди, получившие психическую травму, снова и снова воспроизводят на физическом уровне болезненные переживания, вытесненные из сознательной памяти. Зачастую они обречены на такое повторение всю жизнь. Жертвы насилия нередко находят себе отдушину, выступая в роли обидчика. И тем самым передают травматический опыт дальше - своим детям. Но этот семилетний мальчик бессознательно пытается вырваться из замкнутого круга. Связать невыносимое прошлое с новыми приятными впечатлениями.

«Как только ребенок начинает ощущать надежную связь с другим человеком, он старается измениться: выйти из роли пассивной жертвы. И стать активным партнером», - говорит Элизабет Уорнер.

Получается, что тело - это не только носитель памяти, но и инструмент саморазвития. Причем не только у детей, но и у взрослых. Проблема лишь в том, что взрослые пациенты на приеме у психотерапевта не двигаются, а сидят в кресле или лежат на кушетке. И говорят, говорят, говорят...

Они стараются подыскать слова для описания своих страхов. Иррациональных поступков. Детских переживаний. Пока наконец не осмыслят эти факты и не разложат их «по полочкам» в сознательной памяти.

Но это не освобождает от груза прошлого: тело продолжает подсознательно помнить пережитое. И прошлое возвращается снова и снова - в виде физических реакций. «Чтобы перепрограммировать физическую память, нужно заново испытать прежние эмоции в безопасной обстановке и научиться воспринимать их по-новому», - говорит Бессел ван дер Кольк.

Как бы поступил в сложной ситуации ребенок? Позвал бы криком маму. Попросился бы на руки. Хлопнул дверью. Заплакал.

У ребенка все эмоциональные сигналы - это стимул для окружающих. А у взрослого - для самого себя. Выброс адреналина, учащенные сердцебиение и дыхание, напряжение мышц, потеря аппетита - все это не что иное, как призыв действовать.

И вписывать новые впечатления в память тела. опубликовано

НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.

Он полагает, что, во-первых, способен проследить до самых своих истоков какое-нибудь событие, обстоятельство или же все переживания настоящей жизни, все свои верования и идеалы, и что, во-вторых, все, что приводило к их изменениям, было вызвано исключительно новыми условиями или событиями; но это не совсем так. Ведь он не учитывает те систематические, математически точные периоды времени, которые должны проходить между любыми двумя фазами роста и развития. Завершенность любого творения Природы, в том виде, в каком это доступно непосредственному наблюдению, может проявиться внезапно, однако периоды формирования между зачатием и рождением любого плода в любой сфере жизни всегда четко определены; и чем совершеннее и ценнее какое-то произведение природы, тем медленнее и тем точнее процессы, благодаря которым она совершает его оформление; и это столь же верно в отношении ментального и духовного планов жизни, сколько и материального.

Услышав или прочитав о каком-нибудь сразу же приглянувшемся вам факте, вы принимаете его и включаете в систему своих убеждений. Вы можете часто ссылаться на этот факт как на основание вашей нынешней веры, однако истинное ее основание вы уже носили в глубине вашего сознания, быть может, в течение многих веков. Слова, которые вы прочитали или услышали, лишь пробудили то, что уже было в вас в отношении данного предмета.

Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы лично уже были тождественны с самой субстанцией, о которой идет речь в данном предмете, – с вещью или объектом, на которых основывается данный факт, и с тех пор он был включен в ваш мозг или тело посредством некоего таинственного природного процесса, став частью вашего существа.

Представьте себе, что в один прекрасный день вы лежите, прижавшись ухом к земле, и улавливаете шелест травы, жужжание насекомого, бесшумное приближение гусеницы. Вы различаете каждый звук, и в вашем сознании тут же всплывают имя и форма его породителя. Вам кажется, что ваше распознавание есть результат повторного слышания этих звуков в вашей нынешней жизни; но это может быть и не так; каждый раз, когда осознание какого-то действия приходит к вам в этой жизни, оно приходит не как начало, а как завершение.

Вы никогда не смогли бы распознать или услышать ни одного из этих звуков, если бы они не хранились до сих пор в каком-нибудь ментальном тайнике, какой-нибудь клетке или сканде, которая была частью вашего существа с того самого часа, когда в сочетание атомов, облекавшее Монаду – основу вашего существа, впервые вошло индивидуальное сознание.

Это могло произойти тогда, когда вы перешли из минерального царства в растительное, и трава, гусеница, насекомое были частями вашего бытия, а звуковые волны, порожденные вашими движениями, вошли внутрь и стали частью органической структуры того растения или насекомого.

Обычному ученику очень трудно согласиться с тем фактом, что знать, узнавать и признавать какую бы то ни было вещь, с которой он сам лично не был тождествен в какой-нибудь из своих жизней, будет для него совершенно невозможно.

Всем известный афоризм гласит: опыт – лучший учитель. И он не только лучший, но и единственный заслуживающий доверия учитель. Истинность этого афоризма со всей очевидностью вытекает из Моих предыдущих утверждений. Опыт является единственным учителем, ибо благодаря естественным природным процессам, протекающим в период между началом опыта и его завершением, сама субстанция опыта и экспериментатор становятся тождественны; оба они становятся одной плотью, и их уже невозможно разделить.

Память об этом может быть по некоторым причинам затуманена, но с дальнейшим развитием души, по мере поглощения одного опыта другим и по мере того как высший закон объединяет их в одно, память о каждом опыте становится все более и более твердой и отчетливой; и когда-нибудь наступит такое время, когда душа, с высоты всех жизненных опытов одной огромной Манвантары, сможет оглянуться на всю длинную череду своих воплощений и вспомнить все, что с нею происходило с того момента, как она оставила дом своего Отца, отправившись странствовать в пространствах материальной жизни.

С развитием спектрального анализа и несомненным обнаружением все более и более тонких уровней субстанции, со все более очевидными фактами их тесной взаимосвязи с остальными формами материи, а также с принятием факта неуничтожимости материи, в чем сегодня уже никто не сомневается, – исследователи придут к осознанию истин, которые оккультная наука давно уже старается внушить людям; и среди этих истин окажется и та, о которой Я говорю.

Теоретически физическая наука уже разложила материю на элементы силы, но то ли из антагонизма, то ли по невежеству ее последователи не желают признать, а может быть, просто не в состоянии увидеть, что те же самые элементы силы, называемые иногда «мыслями Бога», в действительности являются монадами оккультной науки.

Присущая силе способность сопротивления препятствует возможности ее сжатия в какую-либо форму, и это свойство было одной из неразрешимых загадок прошлого. Но для ума, способного принять факт универсальности одной единой силы, от которой эманируют все остальные формы силы, это более не является тайной; равно как и несомненное воздействие циклического закона на эти последние, ибо циклический закон и есть та мощь, что стоит за уплотнением дифференцированных форм силы, в процессе которого сила, так сказать, осаждается и становится материей.

Возьмем, к примеру, хорошо знакомую форму силы, называемую нами паром. В процессе освобождения этой силы воде должна быть передана известная степень тепла; иными словами, вибрационная активность воды должна быть повышена.

Если этот пар собрать и применить более низкую вибрационную активность холода, он сконденсируется и вновь превратится в воду. Иными словами, позитивное и негативное действие циклического закона – закона движения – освободило эту силу, а затем вновь заключило ту же силу в форму.

Чем тоньше сила, тем выше должна быть частота управляющих ею вибраций. Неразвитый ученик не способен контролировать циклический закон в той степени, что позволяет преодолеть свойство противодействия той формы силы, которую он хочет использовать, путем повышения частоты вибраций до необходимого уровня. Именно эта неспособность и не позволяет ему убедиться в истинности этого утверждения.

За циклическим законом – законом движения – стоит сила Крийяшакти, или Мировая Воля, и от того, до какой степени человек развил в себе эту Волю, зависит его способность управлять вышеупомянутыми элементами силы в процессе создания материи, и огромными препятствиями на пути развития этой способности оказываются его природный эгоизм и безответственность.

До тех пор пока эгоистические интересы склоняют его к несправедливости, путь к этой способности для него преграждается, ибо Справедливость неотделима от Божественной Воли. Если человек смог запастись воспоминаниями о своих праведных, мудрых и сострадательных поступках, совершенных им в одном воплощении, то тем самым он запасся энергией, которую сможет использовать в следующем воплощении для преодоления инерции, вызываемой негативным аспектом позитивного блага, заключенного в вышеупомянутых поступках. Именно негативный аспект позитивного блага вызывает всегда сопротивление. Таким образом, когда в следующем воплощении появляется импульс повторять подобные поступки, то при преодолении этой инерции благодаря упомянутой энергии возникает уже меньше препятствий. Способность человека обращаться с силами Справедливости, Мудрости и Сострадания увеличивается пропорционально этому запасу, поэтому его последующие поступки подобной природы несут в себе уже большую степень блага для других и умножают качество этой силы в его собственной ауре.

Из книги Книга Живы автора Стародумов Илья

1.11. Смысл накопления информации На различных этапах развития Разум либо накапливает информацию, либо завершает информационные круги.Первый этап, уже отошедший в историю, был акцентирован на накопление информации, достаточной для создания общего планетарного банка -

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Энергия Матрицы Терпения и Накопления Давайте теперь поговорим более подробно об энергии Матрицы Терпения и Накопления. Эта энергия спасает нас от скоропостижных выводов, суеты, роковых ошибок и даже от смерти. Если мы имеем достаточно энергии Второй Матрицы, мы

Из книги Крайон. Большая книга медитаций. Послания от Источника автора Пфистер Патриция

Человек в Матрице Терпения и Накопления Давайте теперь разберемся в признаках, которые отличают человека с преобладающей Второй Матрицей от других людей.По аналогии с Первой Матрицей вы уже, вероятно, догадались, что искать, на какие признаки обращать внимание. Да-да, нам

Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Медитация (44) для накопления энергии Кундалини Я ЕСТЬ ТОТ, кто Я ЕСТЬ. Пожалуйста, займи свое место для медитации. Закрой глаза, дыши медленно, глубоко и размеренно…Пожалуйста, перенесись снова к Великой Пирамиде, в те времена, когда на ней еще был красный «покров» из

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Достойная жизнь для людей второй матрицы: Матрицы Терпения и Накопления Вторая матрица – Матрица Терпения и Накопления – предоставляет нам свои возможности для достойной жизни. На первый взгляд кажется, что жизнь во второй матрице сложнее и труднее, чем во всех

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Техники накопления личной силы Использование знания о времени суток. Каждый час суток имеет свои особенности. Причем эти особенности могут индивидуально проявляться для каждого воина. Воину следует использовать знание о времени суток, которое одинаково для всех.Время

Из книги Психоэнергетическая защита. Справочник автора Ключников Сергей Юрьевич

Другие техники накопления энергии Важная дыхательная техника накопления энергииЭтот магический прием, объединяющий дыхание и движение рук, способствует перемещению энергии к органам, находящимся в груди. Этот прием оказывает влияние на глубинные, фундаментальные

Из книги Правила очищения автора Кацудзо Ниши

Осознание Высшего Начала и духовные накопления индивида. Центр «Чаши» 03.02.39 <...> «Чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание «Чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Из книги Непоколебимый разум. Как преодолеть трудности жизни автора Окава Рюхо

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

Одержимость идеей накопления денег Найдите на своей ладони линию Ума (Головы) и уточните, как она заканчивается. Прямое завершение линии Ума – это самый часто встречаемый знак у людей, к которым идут большие деньги. Это указывает на человека, который не просто любит

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Глава 2 Принцип накопления Значение каждого дня В этой главе я бы хотел обсудить, как важно иметь внутренний запас мудрости, чтобы создать стабильность айсберга в своей жизни. Прежде всего, я бы хотел рассмотреть значимость каждого отдельного дня. Жизнь представляет

Из книги автора

Способы накопления знаний и опыта До настоящего момента я обсуждал значение отдельного дня и важность стремления к знаниям. Сейчас мне бы хотелось поговорить об эффектах накопления знаний и опыта. За последние десять лет я опубликовал сотни книг, и многие люди

Из книги автора

Реанимация памяти! 606 = Крик феникса запустил циклы космического порядка = «Числовые коды» Крайон Иерархия 18.04. 2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Эль Мория!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Школа Духа, как хорошо сказано. Дух Он Един, Единое Сознание Всего Сущего, а вот Душа –

Из книги автора

Обряд для накопления денег С помощью этого обряда можно накопить деньги и начать их притягивать в большем количестве. Проводите обряд в ночь полнолуния. Зажгите на столе свечу красного цвета. Приготовьте заранее обычную копилку. Она должна быть достаточно объемной и