Основные характеристики старшего школьного возраста. Психологические особенности старшего школьного возраста и их влияние на учебный процесс

Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .

Старший школьный возраст – это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый периодполовое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития в период старшего школьного возраста

Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, – пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет – 9 см в год; у мальчиков в 14 лет – 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16-17 лет, у мальчиков в 18-19 лет и прекращение роста у девушек – 18 лет, у юношей – 20-25 лет. Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. Характерен индивидуальный тип биологического созревания. Происходит развитие вторичных половых признаков. Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.

В период старшего школьного возраста завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма.

Особенности ЦНС в период старшего школьного возраста

Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер.

К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

ЭЭГ в период старшего школьного возраста

К окончанию пубертатного периода ЭЭГ соответствует таковой у взрослых, хорошо выраженные α-ритм в затылочной области, активность в лобных отделах и смешанная в височной области. У подростков нередко на ЭЭГ отмечается преобладание возбуждения нервных процессов над торможением.

Нервно-психическое развитие в период старшего школьного возраста:

  • формирование теоретических обобщений;
  • психосоциальное развитие;
  • рост самосознания;
  • стремление к самостоятельности и самоутверждению;
  • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;
  • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков – 11 -13 лет, у девочек -13-15 лет).

В период старшего школьного возраста характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11-13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14-15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню.

В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира.

Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

Ведущий тип деятельности. В старшем школьном возрасте – производительный труд, в подростковом периоде – общение.

Особенности эндокринной системы в период старшего школьного возраста

Физиологическая гиперфункция гипоталамуса и гипофиза, активация гормонов мозгового слоя надпочечников. У подростков к 12 -14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропного гормона (увеличивается с 10-летнего возраста), с чем связан максимальный ростовой скачок. Отмечается максимальная нейрогуморальная актив-гость глюко- и минералокортикоидов, достигающая пика у подростков; усиливается активность симпатико-адреналовой системы в 13-14 лет (к 17-18 годам постепенно снижается). Адренокортикотропный гормон (АКТГ) обеспечивает адаптационно-приспособительные реакции, в том числе на стрессы. Происходят созревание, формирование и становление репродуктивной функции. У подростков в силу ускоренного развития повышается потребность организма в тиреоидных гормонах, что ведет к «рабочей» гипертрофии щитовидной железы.

Устанавливается гормональный баланс, при котором у мальчиков в больших количествах продуцируются андрогены, у девочек – эстроген. Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек – 8-8,5 лет, для мальчиков -10-10,5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек -12,5-13 лет, для мальчиков – до 14 лет.

Особенности иммунитета в период старшего школьного возраста:

V критический период иммунитета – уменьшение массы лимфоидных органов, физиологическая инволюция тимуса.

Подавление клеточного звена иммунитета.

Ослабление гуморального звена.

Нарастает влияние экзогенных факторов на иммунную систему (курение, алкоголь, наркотики, ксенобиотики, стрессовые ситуации).

IgA – к 12 годам уровень взрослого.

IgG, IgM – уровни взрослого.

IgE – снижается.

Способность образования интерферона достигает максимума к 12-18 годам.

Характер патологии:

Неврозы и вегетососудистые дистонии.

Хронические болезни органов пищеварения.

Ревматизм, болезни почек.

Хронические неспецифические заболевания легких.

Диффузные заболевания соединительной ткани.

Туберкулез.

Расстройства питания (тучность) и дефицит массы тела.

Скрытый дефицит железа и железодефицитная анемия.

Возрастает доля заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, пограничные остеопении и остеохондропатии).

Ювенильный остеопороз.

Инфекционные возбудители:

Респираторные вирусы.

Стрептококки и другая кокковая флора.

Палочка туберкулеза.

Возбудители венерических заболеваний.

Микоплазма, хламидии.

Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.

На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX-X классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе. В 16 лет юноша получает паспорт, в конце школьного возраста (или вскоре после окончания школы) он получает право участвовать в выборах Советов депутатов трудящихся - все это показатели его гражданской зрелости.
Основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. Одни юноши и девушки продолжают учиться в старших классах школы, другие в ПТУ или техникумах, совмещая производительный труд с учебой. В этих условиях и под их влиянием происходят характерные изменения в умственном и нравственном развитии юношей и девушек.
Молодежь этого возраста вступает в ряды ВЛКСМ и тем самым активно включается в борьбу за решение больших общественно-политических и государственных задач, стоящих перед обществом, перед страной. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, знакомство с предметами политехнического цикла) оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знания.
Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое зложение в коллективе, в школе, вступление в комсомол, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. В школе старшие ребята начинают играть новую и ответственную роль - организаторов, руководителей, даже воспитателей (по отношению к младшим школьникам).
Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику - вчерашнему подростку - общество, комсомол, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),- и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.
Остановимся на физическом развитии в этом возрасте, что важно сделать по следующим соображениям. Особенности физического развития оказывают известное влияние, которое, однако, не следует преувеличивать, на развитие некоторых качеств личности старшего школьника и до некоторой степени определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности.
Во-первых, здесь имеется в виду выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек. Во-вторых, сказывается взаимное влечение полов, при котором особенности физического развития играют далеко не последнюю роль. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у юношей и девушек таких качеств, как уверенность в себе, смелость, бодрость, оптимизм и жизнерадостность. Физическое здоровье, сила и ловкость движений, работоспособность (при прочих равных условиях) помогают сформировать ряд трудовых умений и навыков, расширяют возможности выбора профессии.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес). Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции.
В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.
В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин.
В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В иных случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.
Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15-16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам, когда по советским законам разрешается вступление в брак, наступает минимально необходимая для этого степень физической, духовной, гражданской зрелости. 18-летние юноши и девушки признаются обществом взрослыми людьми.

У старших школьников наблюдается яркая направленность на будущее. Они строят жизненные планы. Складывается внутренняя позиция (обращенность к будущему) и становится важным фактором психического развития, самоопределения, формирования мировоззрения. У старшего школьника доминирует потребность разобраться в себе, окружающей действительности. Идеалы начинают выступать не в виде конкретного образа, а в виде системы моральных требований. В это время, по мнению Л.И. Божович, личность способна управлять своим поведением и деятельностью и характеризуется наличием собственных взглядов, отношений, оценок, устойчивой системы мотивов [Божович]. Учебная деятельность в данный период начинает приобретать новые черты: активно проявляются мотивы достижений, развиваются самостоятельность, творческий подход, анализ и критика решений. Старшеклассник уже учится не ради учения, а для того, чтобы чего-то добиться в будущем [Зимняя, 2000]. В этот период может возрастать авторитетность взрослого, учителя-предметника.

В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. С развитием стремления к самоопределению связано в данном возрасте обострение потребности в самоутверждении. Именно через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. Группа нужна старшему подростку для самоутверждения, но в ней он ищет автономии и утверждения в собственном мнении. Это связано с поиском самого себя, стремлением обрести чувство собственного достоинства [Краковский]. При этом ярко начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений.

Нужно отметить, что в данный возрастной период система формальных отношений и неформальная структура ученической группы обычно не противостоят друг другу, а существуют гармонично (хотя могут и не совпадать). Таким образом, отношения в данный период не отличаются такими бурными всплесками и конфликтной напряженностью, как в подростковых сообществах на предыдущих этапах.

Старшие подростки уже способны более детально оценивать характер и поведение одноклассника в силу развития рефлексии. Исследователем

О.Л. Коробановой было установлено, что старшеклассники с высоким статусом характеризуются большими показателями осознанности отношений, а с низким - откровенности. Учащиеся с высоким статусом предпочитают неблизкие отношения, а с низким - тяготеют к более близкой психологической дистанции [Коробанова]. Кроме того, отсутствует взаимосвязь между полом и эффективностью ролевого общения в юношеском возрасте, однако юноши имеют более низкие показатели «осознанности» и «откровенности» и более высокие позиции доминирования, чем девушки. Лабильность и дифференцированность в ролевом общении также выше у юношей и высокостатусных членов групп.

Интересно, что в старшем школьном возрасте меняется характер и направленность конфликтов учащихся. Так, Н.Г. Атаянц установил, что если у младших школьников конфликты больше возникают из-за отсутствия умения саморегуляции, а у подростков на первый план выходят конфликты, связанные с самоутверждением в группе, то подавляющее большинство конфликтов старшеклассников носят характер межличностный, но не предметно-деятельностный: это грубое обращение (43 %), притязание на высокий статус (35,7 %), разглашение тайны (14,3 %), ревность (до 7 % и только у девочек). Показательно, что наиболее четкая иерархия статусов складывается в системе отношений юношей, которая может быть достаточно жесткой, например, «лидер-главарь», за ним «авторитет», «ведомые» и «забитые» [Атаянц].

А.Н. Лутошкин установил, что взаимная симпатия в старшем школьном возрасте часто основывается на следующих качествах личности: интеллектуальные способности, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые, деловые, внешние данные (привлекательность, умение следить за собой) [Лутошкин].

Я.Л. Коломинский также подтверждает, что на положение старшего подростка в классе существенное влияние оказывает успеваемость, т.к. данный возрастной период соответствует этапу профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, психолог обобщает мнение разных авторов и делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям [Коломинский]. Высокий социометрический статус обеспечивается сочетанием трех факторов:

  • 1) фактическое развитие положительных качеств личности, ценимых классом;
  • 2) совпадение ценностей учащегося с ценностями класса;
  • 3) заниженная самооценка по особенно ценимым качествам личности.