Психолого-педагогические условия развития воображения дошкольника. Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности. Анализ результатов собственных исследований

1.3 Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Ворошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и другими, было установлено:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л.Фурмина) . Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная (Р. Сигуткина).

2) Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно- образной выразительности (Кофман) .

3) В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на первом – дети коллективно воспроизводят текст сказки;

На втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. .

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому .

Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы:

· самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

· предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);

· предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).

В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Было установлено, что театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможность для личностного роста человека. М. Кляйн утверждала, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он сможет справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности .

Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья .

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее .

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов.

Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:

1. Физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

2. Социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач .

По мнению Дж. Смита, роль взрослого заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

По нашему мнению, данный подход является прогрессивным, так как он подразумевает не просто зависимое от взрослых развитие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совокупность описанных выше условий создание их не только в дошкольном учреждении, но в семье – это реальный путь помощи ребенку в развитии его воображения.

Но все-таки этот путь представляет собой пассивную позицию взрослого. Взрослый должен только создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребенка. Отечественная же психология занимает другую позицию: мы должны не просто не мешать развитию ребенка, но активно помогать ему в этом развитии, формировать механизмы воображения.

Мы уже говорили о том, что воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления ребенка об окружающем его мире. Но как дать ребенку эти знания? Ведь часто, к сожалению, бывает так, что взрослые беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, но потом жалуются, что у него, как говорится, все в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, когда у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть отсутствует то, что психологи называют познавательными интересами.

Такие дети крайне медленно усваивают новые знания, избегают активной мыслительной деятельности. Именно они боятся творческих задач, которые требуют от них напряженного поиска и самостоятельности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают сами заявлять о себе. Проявляется это сначала в форме вопросов, которыми ребенок осаждает взрослых с трех-четырех лет. К.И. Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком отцу в течение двух с половиной минут.

А куда летит самолет?

А медведи носят брошки?

А кто качает деревья?

А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?

А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?

А куры ходят без калош?

Такие и подобные вопросы задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом, зависит от тех взрослых, которые окружат ребенка.

В развитии познавательных интересов дошкольника существует две основные линии :

Первая линия – постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше у ребенка открывающихся пред ним сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Вторую линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.

Старшего дошкольника пяти-шести лет начинают интересовать не только те явления и их причины, которые он видит непосредственно перед собой, но и обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Дети этого возраста задают такие вопросы: «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?», «Что такое бобыль?», «Из чего человек сделан?» и т.п.

Естественно отвечая на вопросы, беседуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка. Но необходимо постоянно ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов.

Выявить интересы ребенка можно с помощью вопросов, но не прямых: «Что тебе интересно?», «О чем бы ты хотел узнать?», а вопросов косвенных: «Что бы ты хотел делать в выходной день?», «Какой подарок ты бы хотел получить (подарить)?», «Чем ты хотел заниматься летом (зимой)?». Вопросы такого типа помогут определить, что же интересует ребенка и какое место в его жизни занимает познавательные и творческие интересы. И уже в зависимости от этого можно направлять в ту или иную сторону развитие интересов ребенка.

Для возникновения устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. А этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему сделать что-нибудь в группе или по дому, изготовить какой-нибудь атрибут для игр, послушать вместе запись любимой сказки. Возникающие у ребенка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Но во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в усвоение новых знаний.

Можно спросить ребенка: «Кто зимой на окнах рисует узоры?», «Почему вода стала твердой?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?» и т.п. Главное – разбудить интерес ребенка, вызвать его активное отношение к новому, желание самому думать и открывать это новое.

Но накопление знаний – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет с ними обращаться, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Первые шаги в творческой деятельности, как мы видели, делаются в игре. Значит, одно из важнейших направлений в развитии воображения дошкольника – это обогащение игр ребенка, включение в его игру творческих элементов.

В четыре-пять лет начинает складываться ролевая игра, в которую играет уже группа детей и вход взрослому кажется уже закрытым. И через ролевую игру можно развивать воображение ребенка, можно воздействовать на саморазвитие этой игры.

Взрослый может организовать игру с тем, чтобы повлиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Если ребенок сначала варит обед, а затем бросает кастрюльки и начинает укладывать куклу спать, то взрослый может остановить его и предложить вместе покормить куколку, потом убрать посуду, а потом уже раздеть и уложить куклу. Такие игры-занятия формируют у ребенка устойчивость и последовательность игровых действий, переводят его с уровня предметной игры на уровень игры ролевой. А уже в ролевой игре, ка мы видим, и происходит наиболее быстрое и полное развитие детской фантазии. Необходимо посмотреть, во что играют дети, достаточно ли разнообразны сюжеты их игр, проявляются ли собственные находки детей и фантазии при организации игр.

И если нет, то можно помочь детям, просто поиграть вместе с ними, попридумывать, посочинять. Хорошо организовать игру с несколькими сюжетами, которые следуют один за другим: вот ребенок- «мама» забирает свою куклу- «дочку» из детского садика и разговаривает с воспитательницей, затем едет на автобусе домой, дома кормит «дочку», одевает ее, ведет в парикмахерскую и т.п. В таких играх взрослый может превратиться на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента – и этим не просто взрослый доставит радость, а поможет ему развить игру, а вместе с ней и воображение. Пусть ребенок сам активно участвует в диалогах, придумывает, что можно ответить на ту или иную реплику взрослого, как можно построить сюжет при его неожиданном повороте (поехали в парикмахерскую, а она закрыта; куда повести куклу- «дочку» в воскресенье и т.п.).

Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывания знакомых сказок. Здесь можно самим придумать и сделать декорации, костюмы и лучше всего не просто воспроизвести текст знакомого произведения, а импровизировать по ходу игры, придумывать самые разные варианты сюжета.

Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, о которых мы говорили ранее: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм детей, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, конструирование, лепка. Здесь иногда бывает так, что взрослые, стараясь усовершенствовать постройки и рисунки детей, прямо показывают, как надо рисовать и как строить. Такой прямой показ приводит к тому, что ребенок часто усваивает и пользуется готовыми шаблонами, а его собственная творческая активность затормаживается. Поэтому лучше обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить его способам передачи этих свойств, только слегка направить его поиск в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для подражания.

И еще один путь для развития воображения – это специальные игры. Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения.

С детьми можно также провести игру «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

В игру можно и превратить и методику, которая была описана раньше: раздать каждому играющему карандаши и наборы листочков с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломанными линиями, но, конечно, у каждого играющего должны быть одинаковые наборы фигурок). Все дети должны за 10-15 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, чтобы получились предметные изображения. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, то есть таких, которые не встретились у других играющих.

Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле. А камушки на берегу? Может быть, это живые существа и разные вещи, заколдованные волшебником? На что похож каждый из них?

И наконец, можно использовать и такие задания: сочинить про цветные кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и придумать по ней сказку, составить план сказки и потом рассказать ее.

В обычном, повседневном общении с детьми давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре и кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решают сами. Пусть сумеют вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других людей.

Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представьте себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А если ты встретишь Маугли?

В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.

Конечно, ребенку трудно разобраться в многообразии возможных поворотов сказок и столкновений персонажей. Но тут взрослые опять должны быть сначала вместе с детьми. Вместе ответить на вопросы, вместе придумать с ними новую сказку, вместе нарисовать замок Синей Бороды, к которому в гости пришла Красная Шапочка. Конечно, взрослые должны быть рядом, помогая в трудные моменты, но никак не перехватывая инициативу.

Но, как мы уже говорили, все дети разные. Одному достаточно только предложить что-нибудь придумать, сочинить, выдумать, и тут же радостно вспыхнут глазенки и начнется сначала неумелый, а потом все более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые сюжеты и задания, предать право первооткрывателя взрослому или другому ребенку. Один очень быстро и охотно включится в любую новую игру, а с другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же.

Очень важно не форсировать творческими достижениями ребенка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть, другого. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности.

Необходимо внимательно присмотреться к каждому ребенку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно прививать ему некоторую критичность к своим творческим продуктам. Если застенчив и не уверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и поддержать почти любую инициативу. Если ребенок стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд. И наоборот, если в играх и занятиях взрослому трудно сдвинуться с места, и ребенок увязает в бесконечных деталях, то лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать ребенка в умении переходить от одной идеи к другой, от одного решения к другому.

Итак, мы выделили и охарактеризовали, на наш взгляд, наиболее важные психолого-педагогические условия по развитию творческого воображения. Учет и выполнение данных условий будет способствовать более эффективной работе по развитию творческого воображения в театрализованной деятельности.

Выводы по первому разделу

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека. Глава 2. Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый...

Младших дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии: - систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе; - учета возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста; - создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Из всего вышесказанного...

Задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения. Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно...

Любимые сказки, повести, сюжеты, и режиссёром, и актёром, и мастером рукодельником». В работах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства. Так Л.С.Выготский определяет драматизацию, ...

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:

    Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности.

    Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.

У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

    Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображени без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а нереальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В.Петровский , связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика.

При правильном педагогическом руководстве аффективные и познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности.

О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации воображения дошкольников» выделила в процессе функционирования воображения дошкольника2 основных этапа :

    Порождение некоторой идеи творческого продукта.

    Создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи.

Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования информации связан прежде всего с переструктурированием образов. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание.

Организация игровых занятий для развития воображения.

По мнению Е.Кравцовой существуют условия формирования творческого мышления у детей: . Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески. . Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член.Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно.

Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческий способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства. Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика . По его мнению исходными принципами построения занятий являются:

    Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала.

    Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся.

    Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

Е.В. Заика всячески приветствовал проведение игр на занятиях. Среди числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д.

Наиболее успешно группа работает при числе игроков от 7 до 10.занятия могут проводиться с ребятами любого уровня развития. Наиболее удобной во всех отношениях считается частота проведения занятий 2 раза в неделю.

- 83.31 Кб

1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте

Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение - основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения, мышления, восприятия. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие - от внешней формы, а третьи - от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.

По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:

Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески.

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций - все эти методы по своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения.

Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:

Использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала.

Взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся.

Интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.

Руководство воображением во время занятий требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как должна меняться позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры

К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» указывал на то, что «игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишает ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно, - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок».

Е.В. Заика всячески приветствует проведение игр на занятиях. «Игра - говорит Е.В. Заика, - это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям». Среди числа наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определение смысла ситуаций по заданному образу, и т. д.

О. Пройслер отмечал: «… детям необходимо, наряду с воспитанием и обучением, оставаться детьми как можно дольше. Это означает, что им необходима игра, нужна свобода для игры, чтобы входить в жизнь не только учась, но и играя. Они должны быть подготовлены к жизни, совместной со взрослыми, для которой они, собственно, и предназначены».

Использование эстетических игр также приветствуется многими учеными. Н. Басина, О. Суслова отмечают, что эстетическая игра доставляет ребенку удовлетворение, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки. Так, через удовольствие эстетическая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Игра позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.

Е.В. Заика предполагает, что наиболее успешно группа работает при числе игроков от 7 до 10. Занятия могут проводиться с ребятами любого уровня развития. Наиболее удобной во всех отношениях считается частота проведения занятий 2 раза в неделю.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробочки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).

Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Итак, игры, занятия, общение со взрослыми способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Заключение

Изучив психолого – педагогическую литературу, таких авторов как Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. и др.

Я сделала вывод, что воображение - это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей.

Анализ теоретических подходов к интерпретации понятия «воображение» отображает сложность этого психологического образования, многогранность этой стороны психики порождает и разномыслие в классификации воображения, и трактовке относительно его содержания. Содержание развития воображения следует детальнее рассмотреть через особенности, чему посвящен материал следующего параграфа.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей - тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

Таким образом, проблема создания условий для развития воображения изучена в достаточной мере. Условия развития воображения прослежены в достаточно широком спектре работ.

Вместе с тем, проблема управления процессом развития воображения по-прежнему очень остро стоит перед наукой и практикой. В частности, требует дополнительного изучения вопрос эффективности специальных игр и упражнений.

Список литературы

1. Арамовская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии. - 1995. - № 5.

2. Басина Н., Суслова О.С кисточкой и музыкой в ладошке… - М., 1997.

3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М., 2000.

4. Борякова Н.Ю., Собалева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно - развивающим занятиям. - М., 1994.

Описание работы

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Гипотеза исследования: развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: 1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера; 2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д. 3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления…………………………………………………………7
1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия развития воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………..39

Анна Воронцова

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для , что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление . Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано . Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет , конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом .

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения .

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому , что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры , населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Воображение развивается не само собой , а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения . Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности : формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения . Важна собственная деятельность детей , все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей , желательно, каждого ребенка в творческом действии . Там, где только можно, дети должны участвовать в живом формообразовании : рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы. [Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. ]

Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.

О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В. Запорожец писал : «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей . Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей . Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение » [Боровик, О. В. Развитие воображения «РОН» , 2000. – 112 с. ].

Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд .

При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный) . В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения , эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать .

В последнее время психологами, педагогами , родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей , на роли творчества для развития мышления , восприятия, воображения . Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей [Боровик, О. В. Развитие воображения . Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН» , 2000. – 112 с. ].

Современная педагогическая наука , смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей . Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.

В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения , но и всестороннего творческого развития личности ребенка . Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.

Возможности интегрированных занятий в становятся безграничными, при условии , что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.

Ко всему вышесказанному напрашивается вывод : для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий . К таким условиям относятся :

Психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;

Игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;

Разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности ;

Интеграция различных видов художественной практической деятельности.

Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии , что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Akademia, 2000. – 185 с. – (Высшее образование) .

2. Богословский, В. В. Общая психология : учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Богословский. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

3. Боровик, О. В. Развитие воображения . Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН» , 2000. – 112 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л . С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, - 96с.

5. Доронова,Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

6. Из детства – в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

7. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т . С. Комарова // Детский сад от А до Я. - № 6. – 2004. – с. 14-24.

8. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество : программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т . С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России , 2008. – 128 с.

9. Мухина, В. С. Возрастная психология . Феноменология развития : учебник для студ. высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина – 10-е изд. переработ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия» . – 2006. – 608 с.

10. Пелих, Е. А. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е . А. Пелих // Детский сад от А до Я. – 2004. № 6. – стр. 55-65.

11. Психология детей дошкольного возраста . Развитие познавательных процессов [Текст] / под. ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение. - 1964. – 352 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. 2000. – 712 с., ил. – («Серия «Мастера психологии» )

13. Соломенникова, О. А. Радость творчества . [Текст] // Дошкольное воспитание . – 2005. - № 1. – стр. 49-52; № 2. – стр. 51-56.

14. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов. [Текст] / Е. О. Смирнова. – 3-е изд. переработ. – СПб.: Питер. – 2009. – 304 с.

15. Тарасова, К. В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств [Текст] / К. В. Тарасова. – М.: Виоланта. - 2000. – 94 с.

16. Художественно-эстетическое развитие личности : от детского сада до вуза : материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 апреля 2010 г. [Текст] / отв. ред. Н. Г. Куприна. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет . – 2010. – 216 с.

Л. С. Выготский считал, что самый важный (сенситивный) возраст для развития воображения, а затем и для закладки основ творчества - дошкольное.

Для развития воображения и творчества ребенка необходима поддержка взрослых, поощрение любознательности детей, их экспериментирования, поисковых действий, оригинальных решений, выхода за пределы образца. Отдельным и важным вопросом в детской психологии есть мера воздействия, вмешательства взрослого в творческие попытки детей. Если она будет слишком велика, то что останется ребенку? Ее творчество незаметно перейдет в исполнение инструкций взрослого. И. С. Коростелева и В.С.Ротенберг исследовали зависимость поисковой активности ребенка от варианта отношения к ней взрослого. Авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие снижают инициативу, самостоятельность ребенка, вызывают изученную беспомощность, разочарование в собственные силы, которые приводят к отказу от поиска.

Существует несколько взглядов психологов по поводу влияния организации взаимодействия со взрослым на развитие воображения и творчества детей.

1. Творчество заложено в ребенке с рождения. Взрослый должен позволить проявляться этом творчестве, главное - не мешать ребенку в ее самовыражении.

2. Создание условий для развития творчества без прямого взаимодействия с педагогом. К этим условиям Дж. Смит отнес:

o Физические: наличие материалов для творчества и возможности когда-либо действовать с ними

o Социально-эмоциональные - создание взрослым атмосферы безопасности, уверенности, когда ребенок знает, что его творческие достижения не вызывать негативной оценки взрослого;

o Психологические - формирование у ребенка чувства внутренней свободы, раскованности, поддержание интереса к воплощению собственных возможностей вследствие поощрения взрослым всех творческих начинаний ребенка;

o Интеллектуальные - решение творческих задач.

Для отечественной психолого-педагогической науки свойственен поиск оптимального сочетания воздействия взрослого со стремлением ребенка к самовыражению и самодеятельного творчества (М. М. Поддьяков, А. Н. Дьяченко, С. М. Новлянська, Л. К. Балацкая, в. К. Котырло)). Разрабатываются приемы стимулирования, поощрения, интерес, отработка отдельных операциональных навыков (например, наблюдательности, приемов создания образов воображения). Широко используется организация, активизация, формирование игровой деятельности дошкольника (Д.Б.Эльконин, А. П. Усова)

Важно учитывать возрастные особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми. О.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком с целью развития воображения. В общении с младшим дошкольником взрослый занимает позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 р. Стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: "Кто придумает интереснее?", "Кто придумает иначе, чем у товарища?" А для старшего дошкольника необходимо создать условия, чтобы он занял позицию умелого и знающего, особенно в отношении младших детей.

С 1 года главным условием развития воображения является включение ребенка в воображаемые ситуации, где она выполняет мысленные действия - забавы, развлечения (Н. Н. Палагина). Создать воображаемую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки. Взрослый предлагает ребенку изобразить некоторые действия сказочных героев: "" Окажи, как... "(бегает зайчик прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь). Воспитатель включает в общение с ребенком игрушку, разговаривает с ней в присутствии малыша:" Вот какая у нас девочка. Как тебя зовут? Катя? А это Мариночка. Будем вместе играть. "Постепенно малыш приобретает самостоятельность в создании воображаемых ситуаций, используя собственное вещание.

В 3 года. Основным становится обучения использованию предметов-заменителей и построении воображаемой ситуации. Основой для использования заменителей является автоматизированное выполнение действий с реальными предметами: ложкой, расческой, одеялом.

Эффективным является создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и использовать предметы-заменители. Например, что делать, когда нужно перевезти груз, а грузовой машины нет.

Наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями в окружение ребенка нужно включать предметы напивфункциональни: коробки, катушки, кусочки ткани, бумаги, природный материал (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их различным значением в разных ситуациях, используя ее различными способами, ребенок интенсивно осваивает замещения (Е. В. Зворыгина, Е. М. ГАСН-ров и др.).

Отдельного внимания заслуживает вопрос об отношении взрослого к детским фантазирований. Равнодушие, пренебрежение, недоброжелательность, насмешки взрослых по этому поводу глубоко оскорбляют ребенка, ставят барьер в развитии воображения. Например, "Мальчик лежит на ковре и делает движения, будто плывет. Мать говорит строго" Перестань заниматься ерундой ". Мальчик встает и сердито возражает:" Это не ковер, а река, я уже почти доплыл до берега, а ты... " и отходит обиженный .

В развитии воображения дошкольника важную роль продолжает видграваты детская книжка. При восприятии детских рассказов, сказок наблюдается две тенденции. Во-первых ребенок пытается внести коррективы в авторский текст, наказать несправедливых, защитить слабых. Во-вторых, сказочные образы сходят со страниц книг в жизни и помогают ребенку разобраться в непонятных ситуациях, определить, где добро, где зло. тесно связан с овладением законами родного языка .

В среднем и старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для обучения планировать, программировать свою деятельность с помощью замысла. Взрослый дает инструкции типа: "подумай, как..," расскажи, что (как) будешь рисовать, во что собираешься играть, что нужно для игры ". Важно научить ребенка формулировать различные по сложности замыслы и реализовывать их. Эти задачи эффективно решаются при организации взрослым продуктивных видов деятельности ребенка.

Важно сформировать воображения в контексте умственного развития, рост познавательной активности и самостоятельности ребенка. Ведь познавательная потребность приводит к появлению вопросов "Почему?" и поиск ответов на них с помощью воображения. Эффективным является создание проблемных ситуаций игрового характера, не имеют готового способа решения или его средства отсутствуют.

ВЫВОДЫ о психолого-педагогические условия развития воображения дошкольника:

Дошкольный возраст - сенситивный для развития воображения;

Развитие воображения ребенка тесно связан с развитием ее творчества, со становлением личности;

Для развития воображения и творчества дошкольника всего благоприятной позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка;

Развитие воображения ребенка происходит в игре и в продуктивных видах деятельности;

Отдельными примем формирование представления выступают поощрение разработки замысла, к планированию его воплощения, к созданию воображаемых ситуаций; стимулирования воображения при чтении детской литературы; постановка творческих задач, проблемных ситуаций игрового содержания.