Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов. Правильное соединение букв для хорошего почерка. Георгиева М.О

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы - что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше;
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Прописная

Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Полезные видео: как пишутся прописные маленькие буквы?

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Работа над соединениями букв

Более удобным и скорым является такое письмо, при кото­ром пишущий нечасто отрывает руку от бумаги. Это осуществляется за счет безотрывного начертания нескольких букв в слове (обычно 4-5 букв пишутся с одного росчерка), за счет неко­торого поворота кисти (вращательное движение - пронации) или за счет непрерывного движения предплечья по мере за­полнения строки.

Хотя навык складывающихся движений не сразу автоматизируется и набирает скорость, привычка совершать определенные движения закрепляется очень рано. Поэтому будет ли отрывным или безотрывным движение при написании букв сначала обучения, очень важно для складывающегося навыка письма.

Б письменном шрифте учитывается возможность безотрыв­ного написания букв. Почти все буквы письменного шрифта, и заглавные и строчные, пишутся без отрыва «пера», за исклю­чением некоторых букв. Так, с отрывом пишем верхний элемент в заглавных буквах Г, П, Т, Б, Р. В заглавных буквах П и Т также пишутся с отрывом первые два элемента:

Рекомендуется делать отрыв в письме заглавных букв К, Ф и X. Отрывно присоединяется черта в середине буквы Э. Из строч­ных букв отрывно при помощи соединительного штриха соеди­няется буква б с последующей буквой. С отрывом соединяют предыдущие буквы с буквой с. С одним отрывом пишутся буквы к, х, э и ж. В букве ж с отрывом пишется правый полуовал.

В разных методических системах, в равных странах и в нос время для безотрывного соединения овалов, полуовалов закруглений в буквах (при соединении их с другими буквами или внутри тех же букв) использовались различные способы этих соединений:

Соединения типа а), б) и г) могут быть использованы для соединений как с овалами, так и с полуовалами и закругле­ниями, так как это соединение однотипно, т. е. со всеми формами букв одинаково. Соединения типа в) могут быть использованы только с овальными буквами.

Взрослые в своем письме обычно используют разные виды соединений в зависимости от формы буквы, буквосочетания, скорости письма и т. ж. При этом соединения а) используют­ся очень редко, чаще с полуовалами, и у взрослых они пере­ходят в петельные соединения. Объясняется это тем, что соеди­нение путем повтора справа налево неестественно, так как оно не совпадает с направлением движения руки в процессе письма, а идет в противоположном направлении. Соединение типа б) для левых полуовалов н закруглений более естественно, так как повтop идет слева направо, что соответствует направлению дви­жении руки в процессе письма. В соединениях овалов взрослыми часто используются нижний повтор типа в) или петельные соединения, особенно при верхних и средних соединениях со строчными буквами о и ю. Эти наблюдения Е. Н. Соколовой подтверждаются и физиологическими исследованиями И. Н. Со­колова и А И. Корват. Так, ими установлено, что начало письма овалов снизу слева направо более удобно для пишущей руки. По данным Н. Н. Соколова, также удобным являются и пе­тельные соединения, совершающиеся в ритме движения руки.

Следовательно, и детей надо обучать естественным движениям, не вводя искусственные, хотя бы и однотипные соединения верхнего повтора. Непросто вводить с самого начала только петельные соединения, пересекающие букву и при неумелом исполнении детей могущие привести к нарушениям самого образа буквы, что затрудняет и прочтение написаного. Так. слог ла может выглядеть как

Здесь мы можем заранее видеть ошибки как написания, так и восприятия буквы. Учитывая наибольшее удобство для пишущих скоро именно петельных соединений, надо организовать постепенное введение их на более старших этапах обучения, когда образ буквы имеется. При этой вполне возможен переход err нижнего повторного соединения к более экономному петельно­му соединению: . Надо отметить, что верхнее петельное соединение в буквах о, ю, в по движению ничего нового не представляет по сравнению с нижним соеди­нением с овальными буквами. Это то же соединение, только поднятие выше для удобства, для сокращения траектории дви­жения. Обычно в письме взрослых именно такое соединение и наблюдается:

Это учитывалось и ранее при введении безотрывного письма Д. А. Писаревским, В. А. Саглиным, Н. Н. Боголюбовым, что отражалось в их методиках. Мы тоже придерживаемся посте­пенного усложнении соединений букв в процессе обучения чисто­писанню. В I классе вводятся только нижние соединения с овальными буквами. При этом рекомендуется перед овальными и полуовальными буквами делать отрыв. Учитель может на доске писать без отрыва, детям же разрешается писать с отрывом, но соединять буквы снизу; такой способ будет готовить после­дующий переход на безотрывное письмо с овальными буквами

При письме букв о, ю, в со II класса надо вводить петельные соединения (при верхнем и среднем соединении): конь, вилы и нижний повтор в нижнем соединении: моя . С остальными овальными и полуовальными буквами можно использовать не один вид соединений, а комбинировать эти виды так, как это делают в своем письме взрослые; с овальными буквами (а, д, б, ф) лучше использовать нижний повтор слева направо в се­редине слова и начинать писать сверху в начале слова:

Полуовалы в буквах с, ж, х в I и II классах лучше писать с отрывом, сохранив безотрывным соединение с левым полу­овалом только в букве ж.

В III классе можно показать учащимся и безотрывные соеди­нения с полуовальными буквами, а именно петельные соеди­нения:

Именно так, в зависимости от удобства соединения, взрослые в разных буквосочетаниях используют разные виды соеди­нений.

Детям сначала не так легко бывает привыкнуть, в каком буквосочетании какое соединение не использовать. Они переносят какой-либо прием на разные буквосочетания. Задача учителя - постоянно отрабатывать правильные, нужные соединения в буквосочетаниях, наиболее удобные в них.

Приемы безотрывных соединений

Прежде чем говорить о приемах соединений букв, надо остановиться на классификации соединений букв. По высоте соединения можно условно разделить на верхние, средние, нижние, но при этом необходимо понимать, что данное разделение условно Так, нижними можно назвать соеди­нения предыдущих букв с буквами овальными а, б, д, ф с буквами л, м, я и с буквой о, если за ней следует буква, которую начинаем писать снизу.

Средним соединением можно считать соединение предыдущих в с буквами е, з, ж, г, х, ч, э, в, так как эти буквы начинаются приблизительно с середины высоты строки или чуть выше. Верхними можно считать соединения с буквами и, к, т, р, с, н, у, ц, а также о и ю, если за ними следуют буквы, начи­нающиеся при письме сверху или в середине. Однако это деле­ние довольно условно, так как при безотрывном письме трудно говорить о границах начала буквы н соединения с предыду­щей буквой движение непрерывно. Относительность такого разделения очень хорошо видна при соединении предыдущей буквы с буквой в. Так, - явно верхнее соединение, а в соединении трудно сказать, среднее это или нижнее. Понимая, что такое деление при непрерывном про­цессе письма условно, учитель производит его для удобства отработки особенностей этих соединений. При этом надо помнить, что среднее соединение по способам не отличается от верхнего.

Нижнее Соединение букв в, ь,ъ с последующей выглядит так: , а среднее и верхнее -

Следует также различить соединения при безотрывном письме букв в зависимости от их формы:

1. Соединения букв, включающих овалы: а) а, б, д, ф; б) О, Ю, в) о, ю

2. Соединения букв, включающих полуовалы или закругления:

3. Соединения букв, не включающих овалы или полуовалы: а) г, и. к, н, п т, ч, ш; б) л, м, я; в) р, ф - безотрывное письмо элемента, выходящего за нижнюю линию; г) соединения после петель – д, з, у, ц, щ, д, з, у.

4. Соединения заглавных - Д, А

Приемы безотрывного соединения таких букв, как к. вв. у (не овальных н не полуовальных), очень просты. Чтобы без­отрывно соединить буквы в слогах или буквосочетаниях типа ни, шу, ин, тк, а элементы внутри этих букв, необходимо соединительный штрих доводить до начала письма следующей буквы или элемента: . Если штрих доведен до середины высоты буквы, то начало следующей буквы не должно быть далеким от предыдущей, или отрывным: .

Таким образом, чтобы соединить подобные буквы без отрыва, надо вести соединительный штрих до высоты начала письма следующей буквы (в 1 классе до верхней линии строки». Естест­венно, легко, безотрывно соединяются буквы л. м, я и с предыду­щими буквами. Соединения этих букв с другими буквами всегда нижнее. Однако дети в этом соединении очень часто совершают ошибку, начиная письмо букв л, м, я с середины высоты букв и даже выше. Это объясняется тем, что дети привыкают все буквы писать с определенной высоты сверху вниз:

Этот прием они переносят на письмо букв, которые начинаются ниже верхней линии строки. Вместо пишут начиная писать букву м сверху или почти сверху. Такие графи­ческие ошибки иногда можно принять за орфографические, что ведет к неправильному чтению написанного. Учащиеся должны знать, что соединение с буквами л, м, я нижние. Его надо начинать немного выше нижней линии строки.

Чтобы без отрыва руки писать элемент, выходящий вниз за линню строки в буквах р и ф, нужно, написав этот элемент не отрывая руки вниз, провести ручкой по написанному вверх:

Учащиеся должны хорошо знать, какие соединения употреб­ляются для письма опалов я полуовалов, в каких буквосочетаниях и как пишутся эти буквы, если они стоят в начале слова.

Строчные буквы а, б, д, ф с предыдущей буквой соединяются всегда без отрыва руки, путем повторного проведении снизу по ходу движения руки в процессе письма.

Слог та безотрывно пишется так:

Так же с предыдущей буквой соединяются и буквы д, б, ф:

Если с овальной буквы начинается слово, то писать эту букву надо сверху:

В случае начала слова с овальной буквы или если буква - самостоятельное слово (например, союз а), целесообразно писать эту букву сверху, так как нет предварительного обведення буквы, движение более экономно. Если учитель обращает внимание детей на начало письма овальных букв в начале слова, специально отрабатывает этот прием, то дети привыкают писать правильно. Всегда снизу начинается письмо овалов в заглавных буквах О и Ю для безотрывного соединения с последующими буквами:

Строчная буква о соединяется с предыдущей буквой по-раз­ному в зависимости от соединения с последующей буквой (верхнее или нижнее): Если слово начинается со строчной буквы о , то соединение с последующей буквой будет несколько иным:

В конце слова букву о начинаем писать так, как это удобно для руки.

Буква ю, так же как и буква о , соединяется с последующей буквой в зависимости от того, каким будет это соединение - верхним или нижним:

Неоднократные наблюдения показывают, что при отрывном мнении строчной буквы о с буквами л, м, я т. е. в нижнем соединении, дети часто допускают такую ошибку - присоединяют буквы л, м, я к букве о без соединительного штриха:

Буква о при этом становится похожа на букву а. При безот­рывном письме соединительный штрих не пропускается, но надо обратить внимание на то, чтобы он был достаточной длины и не шел вверх: , но не

Учитель должен напомнить учащимся, что это соединение нижнее, поэтому соединительный штрих не уходит вверх.

Буква б с последующей буквой соединяется посредством соединительной линии с отрывом «пера»:

Буква с с предыдущей буквой соединяется отрывно:

Буквы з и ф с последующими буквами соединяются путем повторного проведения снизу:

Буква ж пишется без отрыва «пера» путем повторного проведения снизу и с отрывом сверху правого полуовала:

Буква X заглавная и х строчная пишется с отрывом. Коротко опишем порядок введения безотрывных соеди­нений.

При работе с семилетними первоклассниками было ясно, что обучать детей приемам безотрывного письма 2- 3 букв (слога) надо с первых уроков, чтобы не переучивать позднее.

Шестилетние дети значительно больше вкладывают усилий в процесс письма, больше устают и отвлекаются. Однако они могут писать безотрывно отдельные буквы, соединять, не отрывая руки от бумаги, две буквы, если эти буквы не овальные, например слоги: шу, ул, лу, т. д.

В букварный период безотрывно пишутся отдельные буквы, которые н письменном шрифте представлены как безотрывно пишущиеся. Кроме того, две буквы типа шу, ме, ли, ел и др. (кроме овальных букв) дети должны писать не отрывая руки.

Овальные буквы в середине слова лучше писать снизу слева направо с поворотом и не требовать от детей безотрывного сое­динения

Со II класса дети учатся писать слог, не отрывая руки от бумаги. Это требование сохраняется до конца II класса. Если учитель сразу требует от учащихся писать бел отрыва все слово, некоторым детям это очень трудно выполнить, они пишут с большим напряжением, обычно нарушай наклон в конце слова. К концу II класса большинство детей легко сами пишут 3-5 букв не отрывая руки.

В III классе дети учатся писать безотрывно целые слова состоящие из 4-5 букв. Отрывы делаются еще и там, где встречаются буквы, которые надо писать отрывая руку (б, к. х и др.). Во II классе следует отрабатывать все соединения букв. Возникает необходимость в отработке нижних соединении с буквами л, м, я, поскольку учащиеся их часто начинают писать очень высоко. Учитель возвращается к отработке этих соединений, когда замечает в письме учащихся подобные ошибки.

Соединении с овальными буквами можно вводить в таком порядке: в первую очередь отработать нижнее соединение со строчными овальными буквами а, б, д, ф. Это соединение встре­чается со всеми овальными буквами.

Затем перейти к отработке соединений заглавных букв О и Ю
с последующими буквами, так как эти соединения аналогичны
до этого повторенным соединениям со строчными овальными
буквами. Отдельно следует отработать соединения со строчными
буквами о и ю. Сначала надо повторить нижние соединения
с этими буквами. С учащимися выясняется, в каких случаях
соединения этих букв будут нижними. Это соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквами о и ю букву
начинаем писать снизу, т. е. с буквами л, м, я, а, б, д, ф. На
следующем уроке повторяется верхнее соединение со строчными
буквами о и ю. Можно сравнивать написание двух слов: ,

В которых сдвоенная буква о соединяется неодинаково в зави­симости от следующей за ней буквы

Отдельно следует отрабатывать соединение с полуовальными буквами. Необходимо повторить, что правый полуовал соединя­ется как внутри букв, так н в букве с - всегда с отрывом. Объясняется письмо с отрывом в других полуовалах - букв э, x, ж.

В III -IV классах учитель отрабатывает с детьми способы соединений букв в словах. Именно в этих классах возможен переход на более удобные петельные соединения полуовалов.

Понимай, что безотрывное письмо удобно н дает возможность совершить наиболее скорые и плавные движения, учитель вместе с тем должен знать, что встречаются дети с нарушениями коор­динации движений или отклонениями в нервной системе, с подер­гиванием рук во время письма и др., к которым не следует применить правила о безотрывности письма. Таким детям можно разрешить писать так, кик им удобно. При этом надо учитывать, что и скорость письма у таких детей отстает от скорости письма других учащихся.

Особенно может быть трудным дія них совершение длительного непрерывного движения в процессе письма. Поэтому учитель разрешает этим детям писать побуквенно, не навязывая им безотрывное письмо, но и не запрещая его. Оценка за отрывное письмо не снижается.

Обобщая сказанное в этой главе, мы приводим указания о соединениях буке в следующей таблице:

Класс Требования к соединениям Характер соединений Дозировка безотрывного письма
I класс (6 лет) В основном по буквенное письмо Отрывы перед овальными и полуовальными буквами. Соединения перед овалами снизу как подготовка к безотрывному письму. Соединения двух букв – шу, ил, сн – могут быть безотрывными
II класс (7 лет) Послоговое безотрывное письмо Отрывное письмо с правыми полуовалами перед с ив буквах х и ж. Вводится безотрывное нижнее соединение с овальными буквами. Безотрывное верхнее петельное соединение с буквами о, ю, в, ь, ъ. Правило: слог Пиши не отрывая руки (шарика) т.е. 2-3 буквы.
Ш класс (8 лет) Безотрывное письмо коротких слов Показываются безотрывные петельные соединения с полуовальными буквами. Безотрывное письмо 4-5 букв

Наклон в письме

Письмо может иметь различный наклон: может быть прямым (ненаклонным), наклонным вправо и наклонным вправо. Прямым письмо считается тогда, когда основные элементы движения (на себя) идут перпендикулярно линии строки; при письме с наклоном вправо основные элементы образуют острый угол к линии строки; при письме с наклоном влево основные моменты образуют тупой угол к линии строки: І К.

Прямой угол - прямое письмо.

Острый угол - правонаклонное письмо

Тупой угол - левонаклонное письмо

Мы обучаем учащихся письму с наклоном вправо. Однако письмо взрослых в зависимости от разных обстоятельств может быть с большим или меньшим наклоном вправо, может быть ненаклонным (прямым) или быть с наклоном влево. Право-наклонное письмо воспринимается как более красивое. Требо­вание писать с наклоном вправо для праворуких людей (а таких большинство) определяется главным образом не эстетическими качествами письма и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном вправо определяется де всего удобством для пишущего, возможностью осуществлять во время письма при меньшей затрате сил более скорые движения.

Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего человека к более быстрому письму. Рассмотрим, в чем же заключаются эти удобства. В процессе письма активное участие принимают в осущест­влении движений пальцы и в целом кисть, предплечье и плечо, т.е. задействованы суставы и мышцы всей руки. Поэтому необходимо удобство для движения руки во время письма. Ученик пишет, сидя за партой или столом. Надо, чтобы ему удобно сидеть во время письма. Ученик следит за тем, как и что он пишет. Следовательно, надо писать так, чтобы удобно для зрения. Как показали многие исследования, письмо с наклоном вправо является наиболее быстрым и удобным для движения правой руки вдоль строки во время письма, для движении пальцев кисти, т. е. соответствует биомеханике письма.

Постараемся это понять, доказать. "При письме для кисти и пальцев рук удобнее всего совершать движения прямо на себя (в соответствии со сгибаемостью суставов фаланг пальцев). Эти же движения легче всего и прослеживать глазом, так как глаз совершает движения по вертикали: сверху вниз и снизу вверх. Значит, прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Так было бы, если бы человек писал на одном месте, не перед­авая кисть, а бумага бы двигалась справа налево.

На самом деле в процессе письма рука передвигается вправо, Это осуществляется за счет движения предплечья по кругу с центром в локте. Локоть или неподвижен, или незначительно двигается. Положите правую руку на стол так, чтобы кисть находилась напротив середины груди, и поверните свободно руку по кругу с центром в локтевом суставе. Ваша кисть сначала будет двигаться вверх. Это как раз тот отрезок пути, при котором мы осуществляем письмо вдоль строки.

Следовательно, для свободного движении руки во время письма она должна двигаться вправо-вверх. Поэтому нам к требуется наклонное положение тетради, при котором на не­котором отрезке пути предплечье может свободно двигаться вверх

Пальцы же и кисть в это время осуществляют при письме на себя основные движения перпендикулярно к линии строки, а соединительные - с наклоном вправо.

Лист бумаги во время письма кладется на стол с наклоном так, что строки идут вверх, а когда человек напишет и положит тетрадь прямо, нес строчки будут прямыми, Это будет удобно для чтения написанного. Если человек положит бумагу не с наклоном, а будет писать при прямом ее положении, то это будет очень неудобно при длительном письме для кисти и предплечья.

так как при этом предплечье и кисть вместо свободного движения по радиусу должны постоянно двигаться вниз, как бы «сжиматься», плечо отодвигается назад, прижимаясь к телу, к поворо­ту всего туловища в одну сторону. Следовательно, письмо тогда удобно, когда лист бумаги лежит с наклоном. В результате наклона бумаги письмо получается не прямое, а наклонное. Это письмо и будет наиболее удобным для пишущего правой рукой.

При прямом положении бумаги у нас получится прямое пи сьмо, но оно неудобно для движения руки вдоль строки

Таким образом, наклон при письме у нас получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. На­клонное письмо в этом случае результат, продукт процесса письма.

Однако наклонное письмо не будет удобным, если мы будем писать с наклоном при прямом положении тетради. Тогда мы будем воспроизводить прописные образцы наклонного письма, но для движения руки и слежения глазом это будет неудобно и утомительно. Поэтому нецелесообразно обучать наклонному письму только с целью копирования наклона. Это ведет и к стойкой привычке неправильно сидеть за партой. Такое письмо имеет место тогда, когда учитель следит только за тем. чтобы учащийся писал с наклоном, не требуя, чтобы он держал при этом и тетрадь с наклоном. Этому часто способствуют дополни­тельные наклонные линии на листе (косая сетка). В этом случае при любом положении тетради получается наклон в письме.

Наклон влево удобен только для тех, кто обучается писать левой рукой, и тоже при определенном положении бумаги во время письма. Об этом будет сказано ниже.

Строение строчных букв, предусмотренных прописями

Состоит из двух элементов: овала правильной формы, прямолинейного вертикального элемента, заканчивающего­ся дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного овала правильной формы, надстрочного дугообразного элемента, состоящего из прямолинейного вертикального отрезка, который начи­нается от овала и по размеру равен ее высоте, и горизонтального прямолинейного отрезка, равного 1/2 вертикальной части. Обе ча­сти надстрочного элемента соединяются между собой дугообраз­ным движением:


Состоит из двух элементов: надстрочной петли, строч­ного овала. Высота надстрочной петли больше высоты овала в 1,5 раза; ширина петли равна 2/3 ширины овала.

Второй вариант буквы «в», предусмотренный прописями, для со­единения с последующими буквами имеет овал, не закрытый на 1/4 часть и заканчивающийся небольшой петлей;

Состоит из строчного прямолинейного вертикального элемента, который начинается и заканчивается дугообраз­ными движениями, равными Уз высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного овала правильной формы, строчного прямолинейного вертикального элемента, переходящего в подстрочную петлю. Подстрочная петля по длине равна высоте овала, по ширине - 1/2 ширины овала. В рукописях часто встречается буква «д», состоящая из: строчного овала и надстрочного дугообразного элемента;

Состоит из одного элемента, верхняя часть которого представляет собой петлю, нижняя - выполнена дугооб­разным движением;

Состоит из двух элементов: первый-по конструкции представляет собой букву «е»; второй-надстрочный, со­стоит из двух точек;

Состоит из пяти элементов: двух полуовалов, одного прямолинейного вертикального элемента, двух соедини­тельных прямолинейных элементов, идущих снизу слева вверх направо;

Состоит из двух элементов: строчного полуовала, под­строчной петли. Подстрочный элемент по длине равен вы­соте строчного полуовала;

Состоит из двух одинаковых прямолинейных вертикаль­ных элементов, заканчивающихся дугообразными движе­ниями;

Состоит из трех элементов: двух строчных прямоли­нейных вертикальных элементов, заканчивающихся дуго­образными движениями и надстрочного горизонтального

дугообразного элемента, начинающегося с фиксированной точки. Длина надстрочного элемента равна 2/3. ширины буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; второго и третьего однотипно изогнутых элементов, из которых верхний начинается завитком с фиксированной точкой, нижний заканчивается дугообразным движением. Согласно новым прописям буква «к» состоит из трех элементов: первого прямолинейного вертикального; второго прямолинейного, идущего снизу вверх направо и заканчивающегося дугообразным движением (первый и второй элементы выполняются слитно), и третьего прямолинейного элемента, начинающегося и заканчиваю­щегося дугообразным движением;


Состоит из двух наклоненных друг к другу прямолиней­ных элементов: первый начинается с дугообразного дви­жения, второй заканчивается дугой, равной 1/2 высоты бук­вы;

Состоит из трех элементов: прямолинейного элемента, наклоненного вправо и начинающегося дугообразным дви­жением; второго и третьего прямолинейных вертикальных

элементов, заканчивающихся дугообразными движениями, равны­ми 1/2 высоты буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; соединительного горизонтального (извилистого или дугообразного); прямолинейного вертикального, заканчи­вающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;

Представляет собой овал правильной формы. Овал со­стоит из левой, нижней, правой и верхней частей;

Состоит из двух элементов: прямолинейного вертикаль­ного; прямолинейного вертикального элемента, начинаю­щегося и заканчивающегося дугообразным движением;

Состоит из двух элементов: прямолинейного вертикаль­ного с подстрочной частью в два раза превышающей строч­ную часть; прямолинейного вертикального, начинающегося и заканчивающегося дугообразными движениями;

Состоит из полуовала, начинающегося завитком с фик­сированной точкой (в соответствии с новыми прописями эта буква выполняется без фиксированной точки и без за­витка) и заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; прямолинейного вертикального элемента, начинаю­щегося дугообразным движением; прямолинейного вертикального элемента, начинающегося и заканчивающегося дугооб­разными движениями, равными 1/2 высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного прямолинейно­го вертикального элемента, заканчивающегося дугообраз­ным движением; прямолинейного вертикального элемента, переходящего в подстрочную петлю, равную строчной части;


Состоит из трех элементов: двух овалов правильной фор­мы (левого и правого), разделенных средним прямолиней­ным вертикальным элементом, который по высоте вдвое больше овалов;

Состоит из двух полуовальных элементов. В соответствии со старыми прописями первый полуовал начинается с дугообразного движения и заканчивается завитком с фикси­рованной точкой; второй полуовал начинается завитком с фикси­рованной точкой и заканчивается дугообразным движением, рав­ным 1/2 высоты буквы;

Состоит из трех элементов: двух прямолинейных вер­тикальных элементов, первый из которых заканчивается дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы; второй

заканчивается дугообразным движением, равным 1/4 высоты буквы; третий элемент представляет собой подстрочную петлю, равную 1/3 высоты строчной части буквы;

Состоит из двух элементов: извилистого; прямолинейно­го вертикального, заканчивающегося дугообразным движе­нием, равным 1/2 высоты буквы. Согласно старым прописям

эта буква образована из двух элементов: первый состоит из двух ча­стей, соединенных петлей; второй полуовальный элемент заканчи­вается дугообразным движением, равным 1/3 высоты буквы;


Состоит из трех однотипных прямолинейных вертикаль­ных элементов, заканчивающихся дугообразными движени­ями, равными 1/2 высоты буквы;

Состоит из четырех элементов: первые два из трех прямолинейных вертикальных элементов заканчиваются дугообразными движениями, равными 1/2 высоты буквы; тре­тий заканчивается дугообразным движением, равным 1/4 высоты буквы; четвертый элемент представляет собой подстрочную петлю, равную 1/2 высоты строчной части буквы;




Состоит из двух элементов: извилистого; прямолинейно­го вертикального элемента, переходящего в овал правиль­ной формы, равный 1/2 высоты знака. В соответствии со ста­рыми прописями «ъ» образован из двух элементов: первый состоит из двух частей, соединенных петлей; второй-прямолинейный вер­тикальный элемент заканчивается овалом правильной формы, рав­ным 1/2 высоты знака. Второй вариант твердого знака, предус­мотренный прописями, для соединения с последующими буквами имеет овал, не закрытый на ¼ часть, заканчивающийся петлей;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного, заканчивающегося овалом, равным 1/3 высоты буквы;

дугообразного соединительного; прямолинейного верти­кального, заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;


Состоит из прямолинейного вертикального элемента, за­канчивающегося овалом правильной формы, равным 1/2 высоты буквы. Второй вариант знака, предусмотренный прописями, для соединения с последующими буквами имеет овал» не закрытый на 1/4 часть и заканчивающийся небольшой петлей;

Состоит из двух элементов: полуовала, начинающегося и заканчивающегося дугообразными движениями; прямоли­нейного горизонтального элемента, расположенного в сред­ней части полуовала. Согласно старым прописям эта буква со­стоит из двух элементов: полуовала, начинающегося дугой и за­канчивающегося завитком с фиксированной точкой; извилистого горизонтального элемента, расположенного в средней части полу­овала;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикального; дугообразного (извилистого согласно старым пропи­сям) соединительного элемента; овала правильной формы равного по высоте первому элементу;

Состоит из двух элементов: дугообразного, начинающе­гося завитком и заканчивающегося овалом, равным 1/2 вы­соты буквы; прямолинейного вертикального элемента, заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы.

Все частные признаки почерка анализируются исследователем по сложности, форме, направлению, протяженности движений, количеству элементов, составляющих письменные знаки, последо­вательности движений при выполнении этих элементов, степени непрерывности движений при выполнении и связывании букв, от­носительному размещению движений (при исследовании почерка в необходимых случаях элементы письменных знаков нумеруются в той последовательности, в какой выполняются. В приве­денном описании такая последовательность соблюдена).

Сложность движения (строение) при выполнении букв. Этот ча­стный признак почерка включается экспертом в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения эле­ментов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей (простого почерка). Сложность движений при выпол­нении букв-наиболее «общий» признак из всех частных призна­ков почерка. Поэтому его детальное исследование начинается с анализа именно этой группы признаков. Различие этих признаков в сравниваемых (неизмененных) почерках в большинстве иссле­дований дает возможность эксперту без дальнейшего анализа других групп частных признаков прийти к выводу об отсутствии тождества.

Упрощение движений при выполнении письменных знаков и их соединений происходит вследствие уменьшения протяженности движений и выполнения специальных упрощенных по строению букв. Усложнение движений по отношению к установленным стандартным прописям при выполнении букв и их соединении происходит вследствие увеличения протяженности движений и написания специальных усложненных по конструкции письмен­ных знаков.

Сложность движений при выполнении букв-признак собира­тельный. Показателями степени сложности являются все выше­указанные частные признаки почерка. Так, например, наличие в почерке большого количества письменных знаков, выполненных многообразными по форме и различными по направлению движе­ниями, информирует исследователя об их усложненном исполне­нии. Поэтому для оценки степени сложности движений при выпол­нении одноименных букв эксперт должен их проанализировать и сопоставить, учитывая:

Форму движений при выполнении элементов, из которых они образованы;

Направление движений;

Протяженность движений;

Количество элементов, из которых они состоят;

Последовательность движений при выполнении элементов букв;

Степень непрерывности движений при написании букв;

Относительное размещение движений при выполнении и соединении элементов букв.

В связи с тем, что строение почерка является многосторонней характеристикой, описание его усложнения или упрощения может быть охарактеризовано одновременно несколькими признаками. Поэтому в заключении эксперта целесообразнее всего отметить степень сложности движений по строению с указанием причин, в силу которых образовался тот или иной усложненный или упро­щенный вариант письменного знака. Например, упрощение ва­рианта буквы «я» произошло за счет утраты вертикальной части второго элемента; усложнение варианта буквы «д»-за счет увеличения количества движений при выполнении подстрочного элемента: подстрочный элемент выполнен в виде двойной петли и т. д. (рис.40).

Рис. 40. Сложность движений при вы­полнении письменных знаков - прос­тая, упрощенная, усложненная

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Пря­молинейные движения по траек­тории могут в сочетании образо­вывать углы, треугольники и ло­маные линии (рис. 41).

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Рис. 41. Форма движений при выполнении и соединении элементов письменных знаков

Угловатая форма при написании письменных знаков образуется в результате резкого изменения направления прямолинейных движений; извилистая-вследствие плавного перехода одного криволинейного движения в другое. Форма движений при написа­нии строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейны­ми движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

При выполнении строчных, подстрочных и надстрочных элементов, исполненных в соответствии с прописями овальными, полу­овальными и петлевыми движениями, их форма может изменяться на прямолинейную, угловатую, извилистую.

Начальные и заключительные части элементов письменных знаков по форме могут выполняться прямолинейными, угловаты­ми, извилистыми, дуговыми, овальными и петлевыми движениями (рис. 42).

Рис. 42. Форма движений при выполнении начальных и заключительных час­тей элементов письменных знаков - прямолинейная, угловатая, извилистая, дуговая, овальная, петлевая

Дополнительные элементы письменных знаков в рукописях по форме выполняются прямолинейными, угловатыми, дуговыми и извилистыми движениями (рис. 43).

Рис. 43. Форма движений при выполнении допол­нительных элементов письменных знаков

Соединительные элементы письменных знаков по форме выпол­няются прямолинейными, угловатыми, извилистыми, дуговыми и петлевыми движениями (рис. 44).

Рис. 44. Форма движений при выполнении соединитель­ных элементов письменных знаков

Форма движений при соединении элементов письменных знаков и письменных знаков между собой так же, как и при их выполне­нии, может быть угловатой, дуговой и петлевой (рис. 45).

Рис. 45. Форма движений при соедине­нии элементов письменных знаков

В заключении эксперта исследователь обязан не только отме­тить совпадение или различие этого признака в сравниваемых по­черках, но и расшифровать, какая именно форма движения ото­бразилась при выполнении и соединении письменных знаков. На­пример, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» - угловатая; надстрочного элемента буквы «и» - петлевая;

заключительной части второго элемента буквы «я» - прямолиней­ная; дополнительного элемента буквы «т» - извилистая; форма движений при соединении букв «ин» - дуговая и т. д. (рис. 46).

Рис. 46. Форма движений при выполнении букв, элементов букв и форма движе­ний при соединении букв

Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот частный признак почерка эксперт всегда дол­жен анализировать с учетом формы движений при выполнении оп­ределенных элементов. Так, криволинейные элементы: круги, полу­овалы, овалы, дуги выполняются в рукописях левоокружными и правоокружными движениями. Прямолинейные элементы выпол­няются или вертикальными движениями сверху вниз или снизу вверх, или горизонтальными слева направо и справа налево. Эле­менты письменных знаков - вертикальные" или горизонтальные, - расположенные под углом к линии письма, анализируются по этим характеристикам. Например, направление движений при выпол­нении первого элемента буквы «м» - снизу слева вверх направо.

При соединении элементов в письменных знаках и письменных знаков между собой направления движения аналогичны тем, кото­рыми выполняются буквы и их части.

В заключении эксперта описание этого признака должно вы­глядеть примерно так: «...установлено совпадение по следующим признакам: направлению движений при выполнении первого эле­мента буквы «п» -сверху вниз; строчного овала в букве «д» - правоокружное; первого элемента буквы «р» - снизу слева вверх направо; при соединении букв «тр» - сверху слева вниз направо» и т. д. (рис. 47).

Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполне­нии строчных и прописных букв, а также букв, имеющих надстроч­ные и подстрочные элементы. Данный признак используется для характеристики как буквы в целом, так и ее отдельных элементов. Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов анализируется исследователем по вертикали (соот­ношение размера) и по горизонтали (соотношение разгона).

В рукописи встречаются письменные знаки, выполняемые дви­жениями меньшими или большими по вертикали (высоте) и го­ризонтали (ширине), чем остальные буквы. Иногда в почерке эле­менты письменного знака исполняются движениями разной протяженности как по вертикали, так и по горизонтали. В первом и втором случаях этот признак оценивается экспертом только тогда, когда он устойчиво повторяется во всей рукописи.

В заключении эксперт должен не только отметить совпадение или различие данного признака почерка, но и указать, какой имен­но письменный знак или его элементы во сколько раз больше или меньше (по вертикали, горизонтали) остальных букв и их элемен­тов. Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка... протяженности движений при выполне­нии: а) по вертикали буквы «з» - больше других букв; буквы «о» - меньше других букв, подстрочного элемента буквы «д» - в два раза больше строчного элемента; б) по горизонтали надстроч­ного дополнительного элемента буквы «т» - в два раза меньше ширины буквы...» и т. д. (рис. 48).

Рис. 48. Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов (по вертикали и горизонтали)

Степень связности (непрерывности) или вид соединения дви­жений при выполнении письменных знаков и их элементов. При характеристике общих признаков почерка отмечалось, что степень связности (непрерывности) движений при соединении письменных знаков и их элементов зависит от частоты отрыва пера от бумаги. В зависимости от того, в какой плоскости - только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикаль­ную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги), выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный-без перерыва в фиксированном дви­жении и интервальный - с перерывом в фиксированном движе­нии. Перерывы при выполнении букв и их элементов могут быть внутри письменных знаков и между определенными письменными знаками (рис. 49).

Рис. 49. Вид движения при соединении письменных знаков и их эле­ментов (интервальный, слитный)

Необходимо отметить, что в случае перерыва в фиксированном движении, независимо от того, на каком расстоянии находятся друг от друга элементы письменных знаков, даже если и примы­кают друг к другу, вид соединения считается интервальным. Экспертной практикой установлено, что наибольшее идентификацион­ное значение имеет интервальный вид соединения при выполнении букв «в», «п», «д» с надстрочным элементом, «ж», «ц», «ы».

Описание вида соединения движений при выполнении букв и их элементов в заключении эксперта не вызывает особых затруд­нений. При описании необходимо указывать, какие элементы бук­вы или письменные знаки выполняются интервальными движени­ями, т. е. с перерывом движения в одной плоскости, а какие - слитными движениями. Например: «...установлены различия по следующим частным признакам: по виду соединения движений при выполнении элементов буквы «л». В исследуемом почерке - слит­ный; в образцах - интервальный...» и т. д.

Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот признак имеет идентификационное значение толь­ко в том случае, если и письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существу­ющими стандартными прописями. Количество самостоятельных элементов при выполнении букв зависит от числа фиксированных (непрерывных) движений и резкого изменения их направления. Чем больше перерывов и изменений направления движений, тем больше элементов, по сравнению с прописями, содержится в письменных знаках; чем меньше таких перерывов и изменений на­правления движений, тем меньше элементов в письменных знаках) (рис. 50). Так, например, при слитном соединении буква «я» вы­полняется одним движением; при интервальном - двумя или тремя.

Рис. 50. Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов - увеличено, уменьшено

Рис. 51. Количество дви­жении при выполнении элементов букв

Эксперт должен в своем заключении отметить не только аб­солютное количество движений при выполнении письменных зна­ков и их элементов по сравнению с установленными прописями, но и указать, за счет чего произошло увеличение или уменьшение. Например: «...установлено совпадение по следующим частным признакам... количество движений при выполнении буквы «и» уве­личено за счет дополнительного элемента; буквы «б» - уменьшено за счет утраты горизонтальной части надстрочного элемента...» и т. д. (рис.51).

Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках. Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается по сравнению с предусмотренными типовыми прописями последо­вательность выполнения элементов. Такие нарушения чаще всего встречаются при выполнении букв «в», «н», «ж», «х» и письменных знаков, имеющих подстрочные и надстрочные элементы.

В заключении эксперта этот признак почерка характеризуется примерно следующим образом: «...установлены совпадения по та­ким частным признакам... последовательности движений при вы­полнении элементов буквы «н» - сначала исполняются первый и третий элементы, затем - второй; установлены различия в последо­вательности движений при выполнении «ф». Так, в исследуемом почерке «ф» соответствует прописям; в образцах-сначала испол­няется второй вертикальный прямолинейный элемент, затем пер­вый и третий...» и т. д. (рис. 52).

Рис. 52. Последовательность движе­ний при выполнении элементов в письменных знаках

Относительное размещение движений рассматривается в отно­шении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков. Точки начала и окончания движений рассматриваются также и относительно друг друга.

Размещение точек начала и окончания движе­ний. Эти точки располагаются на линии письма, выше и ниже ее. В свою очередь надстрочное расположение точек начала и окон­чания движений условно подразделяется на высокое, среднее и низкое. Высоким размещением точки начала и окончания движе­ний считается положение, когда они находятся выше линии, ус­ловно проведенной параллельно линии письма через центр буквы; средним - когда расположены на этой линии; низким - под ли­нией. В отношении подстрочных элементов размещение точек окончания движений также может быть высоким, средним и низ­ким. Чем дальше от линии письма точка окончания движения, тем более низким считается ее расположение, и наоборот (рис. 53).

В заключении эксперта этот признак можно описать так: «...ус­тановлены совпадения по следующим частным признакам почерка...размещение точки начала движения при выполнении первого эле­мента буквы «л» - ниже линии письма...» и т. д.

Рис. 53. Относительное размещение:

а-точки начала движений при выполнении письменного знака - высокое, среднее, низкое; б - точки окончания движений при выполнении письменно­го знака - низкое, среднее, высокое

Относительно других элементов, в частности овальных, точки начала и окончания движений могут располагаться слева, справа от овала, внутри овала; относительно других элементов-справа, слева от них или на них (рис. 54).

Рис. 54. Размещение движений относительно овальных и других элементов

Относительно друг друга точки начала и окончания движения могут располагаться ниже, выше, на одном уровне, левее, правее (рис. 55).

Рис. 55. Взаимное размещение точек начала и окончания движений

В заключении эксперта этот признак описывается следующим образом: «...установлено совпадение точки начала движения при выполнении буквы «а» - в центре овала...» и т. д.

Следует отметить, что расположение точек начала и окончания движений рассматривается только в том случае, когда буквы и их элементы не соединены с предыдущими и последующими элемен­тами. В ином случае этот признак рассматривается как размеще­ние точек соединения или пересечения движений.

Размещение точки соединения движений рас­сматривается относительно линии письма и других элементов. Эта точка может быть расположена выше, ниже или на линии письма. Размещение точки соединения выше линии письма так же, как и размещение точки начала и окончания движений, делится на низ­кое, среднее и высокое" (рис. 56).

Рис. 56. Размещение точки соединения движений при выполнении письмен­ных знаков и их элементов относительно линии письма

Относительно других элементов эти точки могут находиться: при соединении овалов с предыдущими и последующими элементами, справа или слева от овала, справа или слева на овале, внутри ова­ла и на овале; при соединении других неовальных элементов - справа, слева от элемента, на элементе, выше или ниже опреде­ленной части элемента (рис. 57).

В заключении эксперта этот признак описывается следующим образом: «...установлены различия...в размещении точки соеди­нения движений при выполнении букв «пн». В исследуемом по­черке размещение низкое; в образцах - высокое...».

Размещение точки пересечения движений ана­лизируется относительно линии письма и других элементов. Отно­сительно линии письма оно может быть высокое, среднее и низкое, Размещение этой точки в строчных и подстрочных элементах ана­логично установлению точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов (рис. 58).

Рис. 57. Размещение точки соединения движений относительно других элементов

Относительно других элементов этот признак рассматривается слева или справа от элемента, над элементом или на нем. Описывать этот признак в заключении эксперта следует так: «...установ­лено совпадение размещения точки пересечения движений отно­сительно линии письма. При выполнении подстрочного элемента буквы «у» размещение точки пересечения высокое...» и т. д.

Рис. 58. Размещение точки пересечения движений при выполнении элементов письменных знаков

Размещение движений при выполнении букв и их элементов по вертикали и горизонтали. Эти движения могут располагаться: выше, ниже и на линии письма; и относительно других элементов - ниже, выше и под элементом (рис. 59).

Рис. 59. Размещение движений при вы­полнении элементов букв по вертикали

Описание этого признака в заключении эксперта выглядит сле­дующим образом: «...установлено различие размещения движении при выполнении первого элемента буквы «м»: в исследуемом по­черке - выше второго и третьего элементов; в образцах - ни­же...».

При выполнении букв и их элементов по горизонтали размеще­ние движений рассматривается относительно других элементов и их частей: на элементе (примыкает к элементу), на определенном расстоянии справа или слева от элемента и применительно к оваль­ным элементам - внутри овала (рис. 60).

Рис. 60. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по горизонтали

В заключении эксперта этот признак можно описать следую­щим образом: «...установлено различие размещения движения при выполнении второго элемента буквы «р»: в исследуемом почер­ке - на некотором расстоянии от первого элемента; в образцах - примыкает к первому элементу...». В криминалистической литературе, посвященной вопросу почерковедения, выделяется особая группа признаков, которая играет определенную роль для решения вопроса об исполнителе письма. К ним относятся способы выполнения: дат (написаны ли они арабскими или римскими цифрами, расположены в строку или дробью и т. д.); различных арифметических знаков; переноса отдельных слов; размер и конфигурация знаков препинания (скобок, кавычек, вопроситель­ного и восклицательного знаков); способ включения в рукопись пропущенных слов, предложений, абзацев, включения в рукопись отдельных слов и предложе­ний (подчеркивание и т. д.).

Прописная и строчная буква - это буквы, ежедневно используемые для письма. Первая - это заглавная буква (большая), а вторая меньше ее по размеру (маленькая).

Немного истории

Изначально при письме использовались только у которых границы (верхние и нижние) были четко определены. Со временем скоропись развивалась, буквы приобретали более округлую форму. Так возникли основы так называемого минускульного письма Каролингов, которое было разработано ученым Алкуином. Использовали его при дворе Карла Великого, а со временем распространилось это письмо по всей Европе. Вот так впервые единый текст стал содержать строчные и заглавные буквы.

Прописные и строчные буквы

Употребление прописных и строчных букв является одной из наиболее сложных проблем современного русского правописания. Постоянное изменение реалий влечет за собой смену написания этих букв. Поэтому необходимо постоянно штудировать новые издания справочников и словарей, которые в обязательном порядке должны отражать подобные нововведения.

Но, несмотря на это, существуют основные принципы употребления прописных и строчных букв. Они помогают разобраться в написании больших и маленьких букв, даже если какое-то слово в словаре отсутствует.

Правила употребления прописной буквы

С заглавной буквы пишутся:


Правила употребления строчной буквы

Строчная буква пишется, если она является составляющей:

  • артиклей, предлогов, частиц в западноевропейских названиях и (Людвиг ванн Бетховен);
  • личных имен, которые преследуют цель иронической или отрицательной оценки (новоявленные лужины);
  • существительных, образованных от фамилий и личных имен (обломовщина);
  • составных частей тюркских и арабских имен, которые указывают на родственные отношения или социальное положение (аль, заде, бек, ага);
  • названий единиц измерения, которые были даны по имени ученого (ампер);
  • слов земля, луна, солнце, которые не выступают астрономическими названиями;
  • имен прилагательных, содержащих суффикс -ск- , обозначающих принадлежность, образованных от собственных имен (чеховские страницы);
  • наименований званий и должностей (заместитель министра, мэр);
  • аббревиатур, образованных от нарицательных наименований (вуз - высшее учебное заведение).

Также строчная буква пишется в названиях:

  • геологических эпох и периодов, археологических культур и эпох (мезозойская эра);
  • должностей и титулов, международных организаций, а также высших зарубежных выборных учреждений (император Японии, генерал-майор, посол);
  • органов власти множественного числа (министерства России);
  • пород животных (собака кеесхонд);
  • учреждений, названия которых не являются собственными именами (школа №592).

Принципы употребления строчных и заглавных букв

Изучив вышеизложенные правила, можно выделить основные принципы, на основе которых употребляются строчные и прописные буквы. Итак:

  • Выделение конкретных отрезков предложений (текста) - синтаксический принцип.
  • Выделение определенных слов в тексте:

1) Строчная буква пишется в прописная - в именах собственных - морфологический принцип.

2) Прописная буква пишется в именах нарицательных, наделенных особой символикой или патетикой (Человек, Отчизна), в названиях праздников (Новый год, День Победы) - семантический принцип.

3) Прописная буква употребляется в аббревиатурах, составленных из первых букв.

Необходимо различать

Как уже говорилось, строчная буква пишется в именах прилагательных, которые содержат суффикс -ск- , обозначающих принадлежность и образованных от собственных имен. Поэтому "пушкинская проза" пишется с маленькой буквы. Но с суффиксом -ск- , имеющие значение имени в честь чьей-то памяти, пишутся с заглавной букв. Например, "Ломоносовские чтения".

Word: строчные и заглавные буквы

В связи со стремительным развитием информационных технологий, широкую популярность получила программа Microsoft Office Word, которая практически незаменима в трудовом и учебном процессе. Но мало кто знает, как сделать строчные буквы из заглавных и наоборот одним нажатием определенных клавиш.

Итак, напишем заглавными буквами следующий текст:

"СТРОЧНЫЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА".

Теперь необходимо выделить текст и нажать клавиши Schift и F3 одновременно. После этого у нас получится:

После повторного нажатия сочетания этих клавиш получим следующее:

"Строчные Буквы Русского Алфавита".

И чтобы вернуться к исходному тексту, необходимо еще раз нажать Schift+F3.

Пропись выполнена в лучших традициях "советских" и дореволюционных пособий с учетом новейших педагогических находок в этой области. Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. В этой прописи вы, вместе с вашим ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв

Пропись выполнена в лучших традициях "советских" и дореволюционных пособий с учетом новейших педагогических находок в этой области. Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. В этой прописи вы, вместе с вашим ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, в последние годы отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Это приводит к тому, что учителя в разных классах и в разных школах рекомендуют детям писать буквы по-разному. В данной прописи даны классические образцы написания букв и их соединений (такие, какими они должны быть при написании пером). Регулярные занятия помогут малышу сформировать красивый и разборчивый почерк.

Известно, что хороший эксперт по почерку может сказать о человеке очень многое - о его характере, привычках, способе мыслить и выражать эмоции. Менее известно, что сама по себе работа по выработке красивого и разборчивого почерка воспитывает трудолюбие, внимание, упорство, усидчивость, расширяет двигательные возможности ребенка и готовит почву для еще более сложной деятельности. Ребенок, обладающий хорошим почерком, имеет более последовательное мышление, что позволяет ему четко усваивать учебный материал. Таким образом, письмо - это тренировка не только пальчиков вашего ребёнка, по и его воли.
Не стоит забывать и о том, что письмо - это сложный двигательный навык, для выработки которого требуется время, большое количество повторений и усилия самого ребёнка. В школе для отработки навыка прописывания каждой буквы отводится примерно 3 строки, и если ребёнок неправильно выполнил задание, - у него нет места для исправления ошибок. В этой прописи вы, вместе с ребёнком, можете дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, сейчас отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Рекомендуем вам просто исправить образец в соответствии со школьными требованиями, если они в чём-то отличаются от классических.

Скачать: (cкачиваний: 3868)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!