Возрастной подход в воспитании и обучении детей. Индивидуальный подход педагога к воспитанию ребенка в ходе учебного процесса

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Скоро компьютерное тестирование!!!

Я нашла тесты, но не уверена, что отвечу на все вопросы правильно. Ставьте пожалуйста плюсики на Ваш взгляд правильные ответы, пожалуйста...))Уже наверняка будет.))

Воспитатель 1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принят проект Конвенции о правах ребенка? 1) 1979 2) 1990 3) 1989+ 2. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, это: 1. Закон Российской Федерации Об образовании; 2. Закон Республики Татарстан Об образовании; 3. Конвенция о правах ребенка; + 4. Декларация прав человека. 3. Имеет ли Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР15 сентября 1990, преимущественное право по отношению к нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании? 1. Да; 2. Нет; 3. В отдельных юридических случаях; 4. Все ответы верны. 4. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. Об основных гарантиях в Российской Федерации 1. прав человека 2. основных свобод 3. прав ребёнка 5. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности: 1. с 14 лет; 2. с 16 лет; 3. с 18 лет; 4. с 25 лет. 6. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции 1. Е.В Бондаревской 2. О.С. Газмана 3.Н.Е. Щурковой 7. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции 1.Е.В. Бондаревской 2.О.С. Газмана 3.Г.К. Селевко 7. Является ли наличие фактов, свидетельствующих об однократном применении физического насилия к учащемуся педагогическим работником, основанием для его увольнения? а) да; б) да, в случае если педагогический работник уже имеет дисциплинарное взыскание; в) нет, только если факт применения физического насилия является неоднократным; г) увольнение возможно, только если трудовой договор с педагогическим работником заключен на определенный срок для выполнения определенной работы. 8. Возможно ли в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из общеобразовательного учреждения обучающегося, не достигшего 14-го возраста? а) нет; б) да, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения; в) да, с обязательным трудоустройством или обеспечением продолжения обучения в другом образовательном учреждении; г) да, с согласия органов опеки и попечительства. 9. Причины социального сиротства детей: 1.развод родителей; 2.лишение взрослых родительских прав; 3.смерть родителей; 10. Социальное закаливание как принцип воспитания декларируется в концепции Воспитание как. 1. компонент социализации 2. система социализации 3. школа социализации 11. Понятие помогающие отношения ввел: 1. К Роджерс 2. А. Маслоу 3. Э. Фромм 12. Условия эффективности воспитательных технологий а) дружеские отношения между детьми б) наличие высокой цели в) свобода выбора программы г) дружеские отношения между детьми, наличие высокой цели, свобода выбора программы 13. Автором методики коллективных творческих дел является а) В.А. Караковский б) И.П. Иванов в) Л.И.Новикова г) С.Л.Соловейчик 14. Автором педагогики сотрудничества является а) В.А. Караковский б) С.Л.Соловейчик в) Ш.А. Амонашвили г) В.А. Сухомлинский 15. Определено ли в федеральном законодательстве право обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, кроме учреждений начального общего и дошкольного образования, ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих права ребенка: 1. Да 2. Нет 3. В действующем законодательстве данная позиция не рассматривается. 16. Организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения определяют такие методы, как а) беседы б) общественное мнение в) упражнение, педагогическое требование, общественное мнение 17. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть: 1.толерантным в жизни на этой земле 2.счастливым в жизни на этой земле 3.свободным в жизни на этой земле 18. В каком документе установлены права ребенка на защиту своих прав и законных интересов, включая право на защиту имущественных интересов: 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Закон Российской Федерации Об образовании 3.Семейный кодекс Российской Федерации 19. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное 20. Поведение, проявления которого квалифицируются, согласно правовому законодательству, как преступления а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное 21. Поведение, проявления которого связаны с нарушением норм человеческого общежития (социума), причиняют ущерб окружающим - это а) асоциальное б) делинквентное в) девиантное г) антисоциальное 22. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии; 1. герменевтического подхода; 2. акмеологического подхода; 3. амбивалентного подхода 23. Устойчивые отклонения в сознании и поведении, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитании, несформированность важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста, индивидуализм, эгоцентризм, асоциальные взгляды и установки наиболее это а) социально запущенные дети б) педагогически запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 24. Дети, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, сужена сфера социальных интересов это а) педагогически запущенные дети б) социально запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 25. Дети, совершающие противоправные действия, либо ведущие образ жизни, чреватый деградацией, распадом личности это а) педагогически запущенные дети б) социально запущенные дети в) трудные дети г) дети группы риска 26. В Президентскую программу `Дети России` входят следующие подпрограммы: 1.`Дети Татарстана`; 2.`Дети-инвалиды`; Дети-сироты 3.Наши дети 27. Способность педагога объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса это 1.рефлексия 2.эмпатия 3.идентификация 28. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: 1.сангвиников 2.флегматиков 3.холериков 4.меланхоликов 29. С какого возраста, согласно статье 57 Семейного кодекса Российской Федерации, мнение ребенка учитывается при заслушивании в ходе судебного или административного разбирательства, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка? 1. с 16 лет 2. с 14 лет 3. с 12 лет 4. с 10 лет 30. .Какой документ устанавливает права ребенка на имя, отчество, фамилию? 1.Гражданский кодекс Российской Федерации 2.Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации 3.Семейный кодекс Российской Федерации 31. В переводе с латинского языка термин педагогика - это: 1.деторождение; 2.детовождение; 3.изучение детей; 4.наука о детской душе. 32. При нарушении прав и законных интересов ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих, или ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей, ребенок имеет право обратиться в суд по достижении возраста: 1. 18 лет. 2. 16лет 3. 14 лет 4. 12 лет 33. Имеют ли законодательное право обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений (кроме учреждений дошкольного и начального общего образования), проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав и законных интересов? 1. Да, во внеучебное время 2. Нет. 3. Да, с разрешения администрации учреждения 4. Законом данная позиция не рассматривается. 34. Оптимальный педагогический стиль общения это 1.формальный; 2.авторитарный; 3.демократичный; 4.либерально-попустительский. 35. Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта- 1.Интерес 2.Позиция 3.Инцидент 4.Стресс 36. Какая тактика поведения в конфликте является наиболее эффективной? 1.Подчинение. 2.Подавление. 3.Компромисс, сотрудничество. 4.Уход от конфликта 37. Креативность это 1.мировоззрение; 2.жизненный опыт; 3.творчество; 4.статус. 38. Что из ниже перечисленного является компонентом креативности? 1.поиск решения; 2.оригинальность; 3.анализ данных; 4.научность. 39. Что из ниже перечисленного является этапом творческого процесса: 1.постановка проблемы; 2.способность выдвигать идеи 3.тестирование; 4.оценка. 40. Какие типы семей неблагоприятно влияют на социализацию ребенка: 1.неполные, асоциальные; 2.нуклеарные, 3.инфертильные. 41. Новым подходом в воспитании детей является: 1. личностно-ориентированный подход 2. деятельностный 3. природосообразный подход 4. когнитивный подход 42. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают: 1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный 2. анализ, синтез, реализация, контроль 3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия 43. Какими уровнями общения должен овладеть воспитатель? 1.примитивный; 2.манипулятивный; 3.деловой, игровой; 4.диагностический 44. Объектами психолого-педагогической реабилитации являются: 1.социально запущенные дети; 2.дети-сироты; 3.дети-инвалиды. 45. Объектами социально-педагогической реабилитации являются: 1.педагогически запущенные дети; дети-сироты; 2.дети-инвалиды. 3.родители 46. Объектами медико-педагогической реабилитации являются: 1.социально запущенные дети; 2.педагогически запущенные дети; 3.дети-сироты; 4.дети-инвалиды. 47. Допускается ли Законом Российской Федерации Об образовании привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)? 1. Да 2 .Нет 3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций 4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью 48. Должен ли воспитатель, исходя из требований квалификационной характеристики по должности, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы: 1) Да 2) Нет 3) по усмотрению администрации учреждения 4) в квалификационной характеристике по воспитателя данное требование не предусмотрено 49. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности воспитателя? 1. Да 2.Нет 3.Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает воспитатель 4.В квалификационной характеристике по должности воспитателя данное требование не предусмотрено. 50. Согласно Единому квалификационному справочнику, обязательным требованиям к квалификации работника при приеме на должность воспитателя является: 1) высшее профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) высшее или среднее профессиональное образование; 4) высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки Образование и педагогика или высшее и среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению Образование и педагогика. 51. Когда принят федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? 1.1990 г. 2.1996 г. 3.1998 г. 4. 2000 г. 54. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения: а. 16-летнего возраста. б.18-летнего возраста. В14-летнего возраста Г 12-летнего возраста 55. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании метода естественных последствий в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным? a) Ж.-Ж.Руссо б) Дж. Локк в) Я.А.Коменский г) И.Г. Песталоцци 56. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения? a) Ж.-Ж.Руссо б) Дж. Локк в) Я.А.Коменский г) И.Г. Песталоцци 57. Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк? a) свобода б) принуждение в) природосообразность г) утилитаризм 58. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом? a) Ж.-Ж.Руссо б) И.Г.Песталоцци в) Я.А.Коменский 59. Автор труда Человек как предмет воспитания- a) Я. А.Коменский б) П.Ф.Лесгафт в) К.Д.Ушинский 60. Кому принадлежат слова; Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития? a) П.Н.Леонтьев б) Л.С. Выготский в) К.Д.Ушинский г) П.П. Блонский 61. Основоположник концепции формирования личности в коллективе (коммунарское воспитание): 1). Я.Корчак 2) А.С. Макаренко 3) В.А. Сухомлинский 4) Ш.А. Амонашвили 62. Автор педагогического труда Сердце отдаю детям:- 1). Я.Корчак 2) А.С. Макаренко 3) В.А. Сухомлинский 4) Ш.А. Амонашвили 63. Педагог-новатор, автор трудов Антология гуманной педагогики, Педагогическая симфония - 1) В.А. Сухомлинский 2) В.Ф. Шаталов 3) Ш.А. Амонашвили 4) Е.Н. Ильин 64. Как отмечают психологи, основные признаки кризиса потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты - характерны для: 1. кризиса 3 лет; 2. кризиса 7 лет; 3. кризиса среднего возраста; 4. кризиса подросткового возраста 65. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать: 1. младший школьный возраст; 2. дошкольный возраст; 3. подростковый возраст; 4. юношеский возраст. 66. Развивающее обучение рассматривает учащегося: 1. как самообучающийся субъект учения; 2. как объект обучающих воздействий учителя; 3. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития; 4. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития. 67. При либеральном стиле педагогического общения педагог: 1. единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований; 2. привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность; 3. дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса; г) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. 68. Согласно Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, обязательная аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (в отношении лиц, не имеющих квалификационные категории, проводится 1. ежегодно 2. один раз в 5 лет 3.один раз в три года 69 Аттестация с целью присвоения высшей или первой квалификационной категории проводится: 1.По представлению работодателя 2.По заявлению работника 3.По ходатайству администрации учреждения 70. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность: 1. 3 компетентностей 2. 4 компетентностей 3. 5 компетентностей 4. 6 компетентностей

Новые подходы в воспитании и обучении детей
Человечество до сих пор ищет совершенную систему для воспитания детей. Учителей мудрых стремится отыскать, чтобы отдать своих детей на воспитание им. Если бы знали родители, что детей воспитывает образ жизни родителей, их личный пример и общество, то не стали бы искать они лучшие системы и лучших учителей… Но так или иначе большинство родителей размышляют так: «Как можно стать учёным, художником, поэтом, или как можно знать математику, историю и астрономию, не обучаясь в школе?» И здесь, конечно, прав каждый родитель, думая о предметных знаниях, и считая, что воспитание здесь не главное. «Много знаний разных, но одно важнее и достовернее всех – знание того, как жить. И это-то знание пренебрегается и считается и неважным, и недостоверным», - когда-то ещё писал Лев Николаевич Толстой. И в унисон толстовским высказываниям звучат слова нашего современника, академика Михаила Щетинина: «Необходимо познавательную деятельность организовать таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить! А жил! Здесь и сейчас! Лёгкие наши не готовятся дышать, они дышат! Поэтому, единственное, в чём мы можем ребёнку помочь реализовать себя со всей его безмерностью в этом текущем времени - это найти язык и способы, как эту безмерность проявить сегодня как вечность. …жизнь невозможно подчинить системе, её нельзя втиснуть ни в какие рамки, какими благородными не были при этом замыслы…Если мы приучили своих детей к систематическому мышлению и неукоснительной дисциплине, если мы поощряем их мыслить оценивающе и осуждающе, то таким образом, мы не позволяем им стать полноценными мужчинами и женщинами. Именно поэтому им не хватает глубины ума, чтобы увидеть жизнь во всей её целостности! А ведь наивысшим предназначением образования является воспитание гармоничной личности, способной осознать жизнь, как единое целое…»(Ю.Кольцов «Школа Щетинина»). Комментарии здесь излишни. Мы все понимаем, что жить и видеть вокруг себя удручающую картину распада личности, бескультурье, поражающее до глубины души, становится всё сложнее. Трудности испытывают, в основном, педагоги, ведь именно эта профессия призвана не только транслировать знания, но высокая миссия и предназначение этой древней профессии прежде всего в сотворении личности, утверждение Человека! Важно каждому педагогу помнить, что нравственное развитие личности является важнейшей задачей современного воспитания – в этом я глубоко убеждена на своём многолетнем опыте! Но за последние годы всё труднее становится педагогам формировать общие нравственные ориентиры, объяснять ребёнку, что хорошо, что плохо, как следует поступать в том или ином случае. Сегодня важно понять и вернуть нравственность в семьи, чтобы наладить связь семьи и школы. Сегодня мы все прекрасно понимаем, что пришло время семейного воспитания, о котором говорили ещё великие педагоги! И это важно настолько, что родители собственным примером, своим образом жизни могут помочь своим детям жить в этом мире счастливо …Несомненно, проблема нравственного воспитания детей актуальна и вместе с тем очень сложна. Как не загубить в маленьком ребёнке тот зародыш чистоты нравственности, который заложен в нём самой природой? Как научить благородно поступать в различных жизненных ситуациях? Где найти источники нравственного обогащения ребёнка? Здесь я вновь обращаюсь к нашим великим педагогам, которые умели чувствовать и видеть далеко вперёд: Константин Дмитриевич Ушинский считал нравственные и эстетические чувства «великой особенностью человека». Он писал в своё время, что «образованный человек должен быть наделён тремя качествами – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств». Воспитывается ли в наших детях сегодня это «благородное чувство», в том числе нравственные и эстетические чувства? Увы! Нет! В погоне за знаниями и званиями упускается из виду самое главное – воспитание чувств! Довольно часто приходится наблюдать, как выпускники школ нравственно безграмотны и глухи. «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов», - писал Ушинский. Нравственное воспитание он определял как одно из главнейших задач воспитания. Ушинский признавал, что «нравственное чувство живёт в каждом из нас, точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть; другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспения ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения». Из этого положения становится очевидным, что нравственное чувство требует особого внимания к себе. Забота педагогов, родителей и всей общественности состоит в том, чтобы не загубить это «нежнейшее растение души человеческой» и, более того, помочь ему расцвести. «…религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература – всё, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляют его действительную школу, перед силой которой сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников», - писал Константин Дмитриевич. Что из этого следует: задача всех, кто занимается воспитанием и обучением детей – это максимально приблизиться к общественным условиям жизни, не изолировать воспитание от жизни. Ушинский подчёркивал, что «воспитание семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке». Сегодня в нашей стране время, когда традиционные нравственные ориентиры утрачены и в общественное сознание внедрены новые жизненные ценности, в этой ситуации становится остро необходимой моральная опора, которую можно найти в чистых источниках духовного богатства. Думаю, не нужно доказывать, какова здесь роль семьи: культуры семейных отношений, традиций и знаний предков, как источника духовного обогащения ребёнка. «Какие бы высокие слова ни произносились в отношении значения семьи, ничего не изменится, если родители не осознают своей ответственности за детей! А ответственность не исчерпывается тем, чтобы накормить, одеть, отослать в престижный вуз или школу и обеспечить ребенка всем, что доставляет ему удовольствие. Если для родителей изначально главными становятся интеллектуальные качества и материальное благополучие ребенка, то можно считать, что в будущем этот ребенок потерян. Родители потом будут поражены тем, что он (их ребенок) неблагодарен и груб; жаловаться, что они стольким жертвовали – и вот что получили! Но чья эта ошибка? Что сделали они для приобретения Света в его душе? Были ли родители благородными, возвышенными, мудрыми в глазах своего ребенка, чтобы ребенок благоговел перед родителями и хотел стать подобным им? Родители детей воспитывают своим качеством. Здесь важно всё: и обстановка в доме, и взаимоотношения близких в семье, и жизненные установки родителей. Обстановка в семье налагает печать на всю жизнь.» (Живая этика, стр.194 «Семья и дети»). «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого-то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, и что, воспитание детей – это воспитание, прежде всего, себя! То два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать постоянно над собой, совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что у их родителей есть скрытая от них жизнь, и есть показная…Дети гораздо проницательнее взрослых, и они видят не только недостатки родителей, но их лицемерие, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.» (Лев Николаевич Толстой «Школа жизни»).

Рецензии

Говоря о воспитании и нравственном учении, хочется заметить, что Вы верно все утверждаете. Мысль Ваша имеет чёткий образ, и правильное решение в воспитании себя, а потом уже детей наших. Хочется стремиться уже к осознанным действиям в воспитании. Я уже в этом пути. Но, каждый раз отводя ребенка в детский сад, (не хочу даже думать про школу), понимаю, что НЕ согласна я с тем, что "дают" моему ребенку там. И те педагоги, которые 9 часов КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ, "воспитывают" и навязывают своё представление о несчастной трудной. полной проблем жизни-ЭТО ВСЁ НЕ ТО!!! О, как же трудно с этим согласится, и нужно ли?! Тем более, сформирована четкая система работы в нашем государстве и все так живут. И куда ребенка отвести, пока ты на работе. Ребенок для меня важен, работа любима и жизнь хороша. Но в Душе то, нет полной гармонии и согласия с происходящим?!
И вопрос об образовании наших детей становится все более актуальным и открытым. И нужны ДЕЙСТВИЯ. Я ГОТОВА К ДЕЙСТВИЯМ. И готова к изменениям, пусть это трудно и требует времени. Важен результат и итог моих дел.
Так как же Мавжида, выстроить верно этот путь к развитию и изменению нашего образования в школах и садах. Создать образ мысли? Поверить вновь в знания наших педагогов, видя их системное мышление? Отдалиться от всех и уехать на землю, создавая Родовое поместье? ...?? Остаться здесь и сейчас же стать на путь к изменению себя и веры в светлое будущее! Кажется что, мыслей и слов достаточно уже! Нужен новый закон, план действий-решений. Наверно так.

Тусипбекова Гулипа Есжановна – учитель русского языка и литературы средней школы №38

О новых подходах в воспитательной работе

За последнее десятилетие в нашей жизни произошли большие изменения. Эти изменения обусловлены социально-экономическими, политическими, правовыми, национальными и другими причинами.

Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине , с целью улучшения себя и окружающей жизни – это цель воспитательной работы в школе.

Очевидно, что сегодня в воспитание должны входить и социализация, и адаптация ребенка к условиям взрослой жизни, и разумное отношение к своему здоровью, и взращивание гражданской позиции, и коммуникативные навыки, и множество иных компетенций, необходимых современному человеку. Но вот беда – новое содержание воспитания невозможно втиснуть в старые формы. А значит, все благие попытки обречены на неудачу или в лучшем случае не приносят ожидаемого результата.

Кто они, дети 21 века ? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей , общество, педагогов. Самое страшное, что подрастающее поколение не имеет цели в жизни и не имеют ценностей. Сегодня главной ценностью в мире ребенка является потребительская ценность. Маленькие жители планеты перестали доверять взрослым и больше не признают их лидерство.

По психологическим опросам и тестам можно выделить основные черты характера сегодняшней молодежи - свободолюбие, эгоизм, открытая агрессия, безнравственность, безграмотность, лень. А что же по этому поводу говорят сами дети? Оказывается, что за грубостью и непослушанием ребенок скрывает от взрослых свои внутренние страхи и незащищенность. Если ваш ребенок хулиганит и открыто идет на конфликт, то это первый звоночек для взрослых. Дети прекрасные наблюдатели и отмечают, что родители требуют от них принципов, которые сами не соблюдают и нарушают.

В одной из школ, между учениками среди сверстников было проведено социологическое исследование жизненных ценностей детей в возрасте от 10 до 16 лет:
- на первом месте, как ни странно стоит дефицит общения родителей с детьми;
- учеба у подростков стоит на втором месте;
- третье место занимает общение сверстников друг с другом;
- на четвертом месте увлечения;
- и на последнее место 70 % подростков поставили потребность карманных денег.

Многие родители просто не знают, как правильно воспитывать своих детей и, оказываясь со своим ребенком наедине, мамы и папы не ведают чем заинтересовать его. Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает.
Надо понимать, что прежние
методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например, давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание сегодня уже не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности эмоционального развития в обществе.

Уже многие родители начали задумываться над правильным воспитанием своих детей и подбирают детские сады и школы с нетрадиционной методикой обучения и воспитания.

Новые методики воспитания подрастающего поколения устремлены на формирование и развитие новой личности. Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что ребенок - активный и живой, и в большей степени решает свои задачи, нежели воспитывается нами. Мы хотим, чтобы ребенок учился у нас или учился сам, а у ребенка в это время свои дела и интересы, своя жизнь. Насколько мы сможем вклиниться в его жизнь, осуществить то, что хотим мы, сделать так, чтобы он учился? Каким образом мы может этому способствовать?

Основной упор нашей системы воспитательной работы направлен на развитие свободных, неповторимых и самостоятельных личностей. Вся система воспитательной работы должна быть ориентирована на сохранение наших наследий, обычаев, традиций и общечеловеческих ценностей. К нашему сожалению, наша молодёжь больше увлечена западными ценностями, культурой. В условиях стремительно меняющегося мира невозможно сохранить культурный суверенитет, формировать только свои ценности.

Не зря говорят, основа воспитания закладывается в семье. В воспитательной работе школы надо чаще привлекать родителей, пропагандируя семейные ценности. Это могут быть «Презентация моей семьи», «Моя родословная», «История моей страны в истории моей семьи», Доска почёта лучших родителей, конкурсы сочинений «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», соревнования, весёлые старты с родителями и т.д. Родителей необходимо привлекать при разработке плана развития школы, в работе попечительского совета, родительского комитета. «Голос родителя» должен звучать везде.

Одним из главных направлений в нашей работе, я считаю, пропаганда здорового образа жизни. Конечно, классные руководители планируют и проводят очень много разных по содержанию и по форме мероприятий, используя информационно-коммуникационные технологии. Несомненно, всё это оказывает воспитательный эффект, но более убедительны бывают те знания и навыки, когда дети вовлечены в более эффективные формы активного конструктивистского обучения, обеспечивающего понимание и применение этих знаний в ситуациях вне класса.

В современной школе воспитание социализация происходят в трех сферах: учебный процесс и дополнительное образование (ребенок выступает в роли ученика своих учителей); школьная среда (ребенок здесь – субъект школьного сообщества, гражданин школьного общества); внешкольное пространство социальных проектов и акций (тут ребенок – гражданин общества). Так или иначе вся наша педагогическая работа распределяется по этим сферам, и во всех трех мы наблюдаем экспансию учебности, заурочивание воспитания. Ведь очень часто в планах воспитательной работы можно встретить «урок доброты», «урок заботы», «урок мужества». Школьные собрания напоминают назидательные беседы. Даже социальные проекты предельно дидактизированы: дети в них несамостоятельны, ждут указаний и внешних оценок.

Можно продолжать работать так же? В общем-то да. Только в этом случае школа так и не сможет отвечать на реальные социальные вызовы: все понимают, что наркотизация стала острейшей проблемой, но все что мы можем сделать, оставаясь в прежней дидактической логике воспитания, – это провести «урок против наркотиков» или «суд над сигаретой». Но реальный эффект будет незначительным.

В Послании Главы государства народу даётся установка нам учителям, воспитателям на развитие у учащихся казахстанского патриотизма, воспитание личности с критическим мышлением. Развитие основных навыков критического мышления: наблюдение, интерпретация, анализ, выводы, оценка, объяснение, метапознание является необходимым процессом не только на уроке, но и в проведении воспитательной работы в школе, классе. Основная тема, проходящая сквозь всю работу – это обучение и воспитание детей согласно современным требованиям, нормам и стандартам, а так же возможность воспитателей в использовании новых подходов в работе с детьми. Тема очень актуальна на современном этапе образования, так как учителей все чаще ограничивают в возможностях полноценной работы с детьми, заваливают ненужной бумажной работой так, что на детей совсем не остается времени. Наука и образование не стоят на месте. Стремительно развиваясь и двигаясь вперед со скоростью реактивного самолета, деятели науки все чаще диктуют нам все новые и новые образовательные программы, стандарты, требования. Не успев изучить и применить на практике одну программу, нам уже «впихивают» другую.

Ничего не поделаешь: новые формы в воспитании, как и в любой другой сфере жизни, создаются медленно. Педагоги относятся к ним настороженно и осваивать не торопятся. Во-первых, велик соблазн работать по накатанному, слегка подретушировать старый добрый классный час, провести вместо обветшавшего «урока мужества» «урок толерантности», а уборку территории провозгласить социальным проектом. Во-вторых, про эти самые инновационные формы мало что понятно: как организовать, чем они принципиально отличаются от старых, насколько и в какой ситуации эффективны? На все эти вопросы вряд ли сможет ответить даже тот педагог, который искренне хочет работать по-новому. Даже тот, кто прочитал много хороших современных книг по воспитанию. Это, конечно, необходимо – желание и информированность. Необходимо, но недостаточно. Нужны еще практика, осведомленность о том, что делают коллеги, опыт обсуждения. И одно из самых главных условий – личное участие в тех формах работы, которые потом предлагаются детям. Поэтому единственно разумный путь – начинать с педагогов, предлагать им новые формы профессионального общения и повышения квалификации.

Вторая тетрадь

тест для педагогов-психологов

1. Воспитательная деятельность осуществляется на основе не столько знания ребенка (факты), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смыслы) – это положение

1. Герменевтического подхода;

2. Акмеологического подхода;

3. Амбивалентного подхода.

2. Понятие «помогающие отношения» ввел:

1. К Роджерс

2. А. Маслоу

3. Э. Фромм

З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:

1. 4 стадии;

2. 5 стадий;

3. 6 стадий;

4. 7 стадий.

4. Э.Эриксон в развитии личности выделил:

1. 6 стадии;

2. 7 стадий;

3. 8 стадий ;

4. 9 стадий.

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

1. ведущий анализатор;

2. предмет отражения;

3. активность субъекта;

4. вид деятельности.

6. При определении устойчивости произвольного внимания чаще всего используется:

1. аппаратурные методы;

2. таблицы Шульте;

3. методики селективного (дихотомического) слушания;

4. тахистоскопическая методика.

7. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

1. в гештальтпсихологии;

2. в гуманистической психологии;

3. в бихеовиризме;

4. в психоанализе.

8. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

1. Дж. Уотсон;

2. Б. Скиннер ;

3. А. Бандура ;

4. К. Хорни.

9. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

1. у детей младшего школьного возраста;

2. у подростков;

3. у юношей;

4. у взрослых людей.

10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:

1. пилотажный эксперимент;

2. формирующий эксперимент;

3. констатирующий эксперимент;

4. включенное наблюдение.

11. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

1. Н.А. Менчинская;

2. И.С. Якиманская;

3. Н.Ф. Талызина;

4. Е.И. Кабанова – Меллер.

12. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.№ 191, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:

1. 40 часов в неделю;

2. 36 часов в неделю;

3. 30 часов в неделю;

4.24 часа в неделю.

13. Копинг - это:

1. преодоление стресса;

2. усилия, с помощью которых личность пытается предотвратить угрозу стресса

3. степень воспринимаемой угрозы, определяемая психологической конституцией индивидуума;

4. когнитивный мыслительный процесс принятия адаптационного решения.

14. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

1. личностной позиции;

2. навыков адаптивного поведения;

3. неврозоустойчивости;

4. стрессоустойчивости.

15. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности, в условиях педагогического взаимодействия называется:

1. интерактивной толерантностью;

2. коммуникативной состоятельностью;

3. коммуникативной толерантностью;

4. коммуникативной компетентностью.

16.Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:

1. обучение должно идти впереди развития ;

2. обучение должно идти наравне с развитием;

3. обучение не должно совпадать с этапами развития;

4. обучение должно ориентироваться на нравственность.

17. Стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений объекта -это:

1. метод самонаблюдения;

2. метод интроспекции;

3. метод объективного наблюдения ;

4. метод феноменологического самонаблюдения.

18. Психика существует как:

1. процесс;

2. состояние;

3. функция;

19. Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:

1. раздражительность;

2. реактивность;

3. активность;

4. чувствительность ;

20. Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:

1. познание;

2. сознание:

3. мышление;

4. отражение.

21. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:

1. настроение;

2. эмоция;

3. аффект;

4. страсть.

22. Ученый, выделивший так называемые «экзистенциальные потребности человека» при описании человеческого поведения в свете фундаментальной дихотомии «свобода - безопасность»:

2. К. Хорни;

3. А. Маслоу;

4. Э. Фрейд.

23. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана:

1. Д.Гартли;

2. Дж. Локком ;

3. Дж.С.Миллем;

4. Э.Торндайком.

24 Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились:

1. положение К. Коффки о том, что обучение письму и речи может быть только с помощью подражания;

2. положение Э.Торндайка о характеристике научения и данные Г.Эббингауза о вербальном запоминании;

3. представления Д.Гартли о значении памяти;

4. выделение психической реальности как самостоятельной сферы познания Р. Декартом и Дж. Локком.

25. Основных периодов развития интеллекта по Ж. Пиаже:

1. 3 периода;

2. 5 периодов;

3. 6 периодов;

4. 7 периодов.

26. Абстрагирование относится к:

1. мыслительным операциям;

2. мыслительным процессам;

3. мыслительным факторам;

4. мыслительным видам.

27. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем-

1. антропогенез ;

2. филогенез;

3. микрогенез;

4. отногенез.

28. Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:

1. стадия развития социальных отношений;

2. кризисная ситуация развития;

3. латентный период развития;

4. социальная ситуация развития ребенка;

29. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:

1. учебная деятельность;

2. ведущая деятельность;

3. коммуникативная деятельность;

4. предметно-манипулятивная деятельность.

30. Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:

1. социальный возраст;

2. психологический возраст;

3. хронологический возраст;

4. условный возраст.

31. В основе возрастной периодизации А.Н. Леонтьева лежит:

1. собственная активность человека;

2. ведущий тип деятельности;

3. становление морали;

4. удовлетворение либидо.

32. Понятие «критических периодов» введено в психологию:

1. Л.С. Выготским;

2. Б.Г.Ананьевым;

3. В.В.Давыдовым;

4. А.Н. Леонтьевым.

33. Основные признаки кризиса – потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» - характерны для:

1. кризиса 3 лет;

2. кризиса 7 лет;

3. кризиса среднего возраста;

4. кризиса подросткового возраста

34. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать:

1. младший школьный возраст;

2. дошкольный возраст;

3. подростковый возраст;

4. юношеский возраст.

35. Развивающее обучение рассматривает учащегося:

1. как самообучающийся субъект учения;

2. как объект обучающих воздействий учителя;

3. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития;

4. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития.

36. При либеральном стиле педагогического общения учитель:

1. единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований;

2. привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность;

3. дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса;

г) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.

37. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1. Е.В Бондаревской

2. О.С. Газмана

3.Н.Е. Щурковой

38. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции

1. Е.В. Бондаревской

2. О.С. Газмана

3. Г.К. Селевко

39. Система основных научных подходов (теорий, методов, достижений), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период:

1. парадигма;

2.концепция;

3.обучающая модель;

4.все ответы верны.

40. Подход к обучению, строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно в учебном процессе, называется:

1. компетентностный подход;

2. деятельностный подход;

3. личностный подход;

4. когнитивный подход.

41. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

42. Теория обучения младших школьников, которая основывается на учете внутренних закономерностей развития ребенка, развитии нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формировании внутреннего побуждения к учению:

1. психологическая теория Л.В. Занкова;

2. психологическая теория Н.А. Менчинской;

3. психологическая теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

4. психологическая теория Ш.А. Амонашвили.

43. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный. деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

44. Социально-биологическая характеристика, основанная на различии полов (понятий «мужчина» и «женщина»):

1. гендер;

2. стереотип поведения;

4. маргинал

34. пол.

45. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2. счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

46. Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.:

1. социализация;

2. дифференциация;

3. подражание;

4.идентификация.

47. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1. прав человека

2. основных свобод

3. прав ребёнка

48.Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении:

1. тревога;

2. стресс;

3. фрустрация;

4. настроение.

49. Создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения:

1. теоретическое мышление;

2. практическое мышление;

3. аналитическое мышление;

4. продуктивное мышление.

50. Одну из первых теорий структуры интеллекта предложил:

1. Д.П. Гилфорд;

2. А. Бине;

в) Ч.Э. Спирмен;

4. Т. Симон.

51. Состояние, обусловленное врожденным или приобретенным недоразвитием психики и интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватным социальное функционирование человека:

1. задержка психического развития;

2. недоразвитие психического развития;

3. патология умственного развития;

4. психический дефект.

1. У.Л. Штерн;

2. К.Л. Бюлер;

3. Г.С. Холл;

4. А.Л. Гезелл.

53. Создателем теории когнитивного развития является:

1. З.Фрейд;

2. Ж. Пиаже;

3. А. Валлон;

4. Дж. Болдуин.

54. Побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека:

1. потребность;

2. мотив;

3. мотивация;

4. цель.

55. По теории А. Маслоу, наивысшей потребностью человека является:

1. потребность в безопасности;

2. потребность в признании;

3. потребность в безопасности;

4. потребность в самоактуализации.

56. Мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления:

1. идентификация;

2. эмпатия;

3. рефлексия;

4. перцепция.

57. Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния:

2. эмоциональные нарушения;

3. способность к эмоциональной децентрации;

4. способность к эмоционально-ценностному отношению.

58.Стереотипы в деятельности педагога…

1. влияют на взаимоотношения с учащимися;

2. не влияют на взаимоотношения с учащимися;

3. верны оба ответа;

4. оба ответа не верны.

59. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека. содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

3.амбивалентного подхода.

60. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я -концепции человек с высокой самооценкой?

1. «ложная скромность»;

2. самовозвышение;

3. «умаление других»;

4. «ложная уникальность».

61. Как соотносятся понятия навыка и умения?

1. они синонимичны;

2. умения формируются позже навыка;

3. это не связанные понятия;

4. навык сложнее умения.

62 Человеческие способности…

1. постоянны в течении жизни;

2. являются врожденными;

3. существуют в развитии;

4. передаются по наследству.

63. Анатомо-физиологический задаток-это…

1. главное условие развития способности;

2. результат воспитания;

3. степень развития способности;

4. предпосылка способности.

64. Одаренность-это…

1. черта характера;

2. сочетание способностей;

3. врожденное качество ума;

4. внезапное внутреннее озарение.

65. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы-

1. психопатия;

2. акцентуация;

3. дезадаптация;

4. отклонение.

66. Решающее значение для формирования характера имеет…

1. обучение.

2. воспитание.

3. поощрение.

4. наказание.

67. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется…

1. сравнением;

2. изучением;

3. конкретизацией;

4. абстрагированием.

68. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

1. рациональным;

2. интуитивным;

3. творческим;

4. репродуктивным.

69. Социализация в полном понимании - это…

1. процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы;

2. приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности;

3. двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности;

4. приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.

70. Факторы социализации - это…

1. конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества;

2. генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека;

3. общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив;

4. все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

71. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?

1. первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная;

2. дотрудовая, трудовая, послетрудовая;

3. раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подростничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость;

4. предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная.

72. Социальную установку можно охарактеризовать как…

1. переживание индивидом значения и смысла социального объекта;

2. готовность к деятельности;

3. удовлетворение витальных потребностей;

4. статус индивида в группе.

73. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…

1. новообразования, ведущий тип деятельности;

2. новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;

3. динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;

4. новообразования, социальная ситуация развития.

74. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…

1. З.Фрейду;

2. Ж. Пиаже;

3. Э. Эриксону;

4. Л.С. Выготскому.

75. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для…

1. биогенетических концепций психического развития;

2. социогенетических концепций психического развития;

3. концепции конвергенции двух факторов;

4. психогенетических концепций.

76. Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

1. умением решать сложные задачи;

2. самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

3. возникновением познавательной потребности;

4. быстрым темпом усвоения учебного материала.

77. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высший уровень трудности определяется…

1. большим объемом учебного материала;

2. самостоятельным изучением учебного материала;

3. познанием существенных связей явлений;

4. необходимостью запоминания большого количества информации.

78. Научно-теоретический тип мышления характеризуется…

1. усвоением логических форм;

2. формированием содержательных обобщений;

3. овладением большой суммы знаний;

4. умением четко излагать свои мысли.

79. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

1. знание;

2. дисциплинированность;

3. исполнительность;

4. внимание.

80. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»;

3. Конвенция о правах ребенка;

81. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности:

1. предлагают бесплатное и обязательное начальное образование;

2. предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное. и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

3. предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи.

4. предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

82. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

1. с 14 лет;

2. с 16 лет;

3. с 18 лет;

4. с 25 лет.

83. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

1. Да

2 .Нет

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций

4. Разрешается эпизодически в связи

84. Является ли информационная компетентность обязательным требованием квалификационной характеристики по всем педагогическим должностям работников образования?

1) Да

2) Да, за исключением педагогов-психологов

3) Требование предъявляется дифференцированно от занимаемой педагогической должности

4) Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит

85. Согласно требованиям квалификационной характеристики, должен ли педагог-психолог, не занятый преподавательской работой, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы:

1) Да

2) Нет

3) по усмотрению администрации учреждения

4) в квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

86. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности педагога-психолога?

1) Да

2. Нет

3. Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог-психолог

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

87. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

88. «Социальное закаливание» как принцип воспитания декларируется в концепции «Воспитание как….

1. компонент социализации»

2. система социализации»

3. школа социализации»

89. IQ умственно отсталого ребенка:

а) больше 1,0;

б) меньше 1,0;

в) равен 1,0;

г) ниже 0,75

д) выше 0,75

90.Отличие детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью:

а) диспластичность облика и аномалии черепа;

б) более высокая обучаемость, способность выполнять задания по аналогии;

в) непонимание прочитанного текста, отсутствие логики в пересказе;

г) первичность нарушения речи