Общение с новорожденным: как разговаривать с младенцем? Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец – тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах выдающийся психоаналитик Франсуаза Дольто (Françoise Dolto)*. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений, но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей – утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер»**. Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с младенцем означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном – как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, – поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik). – Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка – языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, – объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». – Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным». Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, – говорит Борис Цирюльник. – Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

ГОВОРИТЬ НЕ РЕБЕНКУ, А С РЕБЕНКОМ, НЕ МАЛО И НЕ ЧЕРЕСЧУР ПОДРОБНО, НЕ СТАРАТЬСЯ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ, НО ИСКАТЬ СВОИ СЛОВА…

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль – в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, – рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. – Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах. Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова… Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения – появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, – продолжает Галина Филиппова. – Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда нам придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, – рассказывает Галина Филиппова. – И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку. Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур (Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»), переезд или развод родителей – все эти события нужно ему объяснить.

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, – вспоминает 34-летний Дмитрий. – Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно – свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, – отмечает Ольга Варпаховская. – И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос». Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца – ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

ГЛАВНОЕ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА, НО В ТОМ, ЧТОБЫ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, – признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. – Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, – поясняет Галина Филиппова. – Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», – добавляет Борис Цирюльник. – Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки – «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, – советует нейропсихолог. – В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

* Ф. Дольто «На стороне ребенка» (Рама Паблишинг, 2010); «Собрание трудов Франсуазы Дольто в 2 томах». Т. 2. «Психоанализ и воспитание» (ERGO, 2006).

** F. Dolto «Les Étapes majeures de l’enfance» (Gallimard, 1998).

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» – в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, – рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. – Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает». Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон (Erik Erikson) называл «базовым доверием к миру» – вера в то, что мир, в котором мы живем, – в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение начнет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения – «я» и «ты».

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.

Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.

Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную... При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.

Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки . Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют. К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра
– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
– Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
– Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
– Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно
– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

Любимые стихи и сказки

Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись!
С боку на бок Повернулись.
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки? Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Речевые игры

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
Маше в ушко вцепились.
Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.

А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу - имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека - лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» - перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» - при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» - во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки - хватунюшки…» - делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать - для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова - начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей - удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность - ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

В данной статье мы рассмотрим развитие ребенка в области разговорной речи. Т.е как быстро и с какого возраста дети начинают говорить.

Первое «агу», первые слова, предложения – все это запоминается новоиспеченным родителям на всю жизнь. Однако порой малыши заставляют своих родителей понервничать, не спеша произносить столь долгожданные слова.

Как же определить, пора ли ребенку разговаривать, соответствует ли развитие малыша его биологическому возрасту? Для этого нужно быть внимательным и знать определенную информацию. Об этом далее и пойдет речь.

В каком возрасте дети начинают разговаривать, произносить первые слоги, слова?

Человеческий организм состоит из множества органов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Однако специального органа, с помощью которого бы человек разговаривал, у нас нет. Возможность говорить обеспечивается головным мозгом, дыхательной системой, процессами глотания, голосообразования.

Процесс развития речевых навыков начинается у малыша сразу после рождения. Все, что мы по незнанию относим к невнятным звукам, мычанию, кряхтению – это уже развитие речи

Специалисты выделяют 3 основных этапа, во время которых ребенок учится говорить:

  1. Крик, гуканье, лепет
  • Момент появления малыша на свет сопровождается его первым криком. В этот момент в организме человечка происходит множество важнейших процессов. Но мало кому приходит в голову, что этот первый крик закладывает начало процесса развития речи.
  • Первое время после рождения именно крик спасает малыша. Таким образом он сигнализирует родителям о желании кушать, о том, что его что-то беспокоит или что-то не нравится.
  • Далее малыш осваивает гуканье или как еще называют этот процесс, «гуление». В этот период ребенок осваивает звуки и слоги. Чаще всего это непроизвольное произношение гласных и согласных букв. Говорит ребенок таким образом чаще всего в спокойной обстановке, когда его ничего не тревожит и не пугает. Длится данный период примерно до полугода.
  • Затем следует этап под названием «лепет». В это время малыш уже произносит звуки вроде «ба», «ма», «па». Произносит он их, подражая тому, как это делают окружающие его люди. Примерно к 9 месяцам малыш становится гораздо смышленее, он уже копирует интонацию, выражает свои эмоции с помощью звуков и движений. Разговоры становятся более длинными и понятными родным.
  • В это время нужно особо внимательно наблюдать за ребенком. Если вы видите, что малыш в возрасте 8-9 месяцев по-прежнему только «агукает», его звуки не становятся продолжительнее, возможно, нужно проверить его слух. Все предыдущие этапы характерны и для развития глухих малышей, но дальше речь может развиваться только в том случае, если ребенок слышит окружающих.
Существует 3 этапа обучения ребенка
  1. На данном этапе, который наступает примерно с 10 месяцев и длится до 1,5 лет, малыш учится распознавать и правильно применять интонацию звуков, слогов. Он уже осознанно отвечает жестами и действиями. Например, на вопрос: «Где мама?» малыш в таком возрасте покажет ручкой.
  2. 3-й период становления речи характеризуется тем, что ребенок уже хорошо понимает и осознает, когда обращаются именно к нему, когда его просят что-то сделать или наоборот не делать. На 2 году жизни малыш начинает произносить слова и звуки, понимая, что они значат. Пытается сказать то, что он хочет, сокращая слышимые им слова, до удобной для произношения формы.

То есть, речь развивается у малышей с самого рождения. Первые слоги можно услышать в возрасте около полугода, ближе к 8 месяцам, ну, а порадоваться первым словам вы сможете примерно в годик. Важно помнить, что все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Кто-то может лениться и не говорить до 1 года вообще, а кто-то может радовать разговорами уже с 8-9 месяцев.

Как должен разговаривать ребенок в 1 год?

Рассуждая на эту тему, снова хотим обратить ваше внимание на то, что все детки разные и развиваются они все совершенно по-разному. Кто-то в 1 год не говорит ни слова, а кто-то употребляет в повседневной речи уже около 20 слов. Успехи малыша в данном деле не всегда зависят от того, занимаются ли родители его развитием и развитием его речи в частности. Достаточно часто дети молчат из-за ненадобности что-то говорить, например, в тех случаях, когда по первому крику ребенка сбегается вся семья и дается все то, что малыш чисто теоретически мог бы просить.

Если говорить о речи и ее развитии, в 1 год кроха должен знать и уметь следующее:

  • Знать свое имя и реагировать, когда кто-то зовет его, обращается к нему по имени
  • Говорить около 5-15 слов, упрощая их до приемлемой формы. То есть, малыш может не говорить «пить», а говорить «пи» и т.д.


  • Кроха должен знать слова «нельзя» и понимать, что оно значит
  • Разговаривать на своем языке с интонацией. Подражать звукам, говорить и показывать, как делают животные
  • Знать и выполнять самые простые просьбы вроде: «дай», «покажи», «подойди»
  • Показывать на картинках животных, хотя бы самых знакомых нам – кот, собака, птичка, лошадь, корова, курица

Если ровно в год вы не услышали первые слова малыша, паниковать не нужно. Постарайтесь больше говорить с ребенком, читайте ему книги и старайтесь вести с ним диалог, а не просто рассказывать ему что-то.

Если подобный выход из ситуации вас не устраивает, проконсультируйтесь с педиатром и логопедом. Для начала нужно понять, какой смысл вкладывается в понятие «разговаривать». Конечно же, в 1 годик малыш не будет говорить с вами на равных, да и предложениями говорить он тоже не будет.

Но однозначно есть детки, которые развиваются быстрее своих сверстников. В таких случаях крохи вместо положенных 5-15 слов могут говорить около 30 и больше. Слова эти естественно будут простыми или даже упрощенными.

Как должен разговаривать ребенок в 1.5 года?

В первые годы жизни кроха растет и меняется буквально каждый день. Поэтому еще полгода жизни однозначно вносят свои коррективы в развитие малыша. В 1,5 года ребенок уже более сознательный, много чего умеет, и каждый день радует родителей своими достижениями.

  • В этом возрасте ребенок, как правило, уже хорошо передвигается без какой-либо посторонней помощи, поэтому получает доступ ко многим вещам и предметам
  • Соответственно малыш слышит больше новых слов и запоминает их
  • Как правило, в 1,5 года ребенок говорит около 25-40 простых слов либо же их форм
  • В это время малыш уже понимает достаточно много слов, просто пока не говорит их
  • В этом возрасте ребенок еще не умеет обобщать понятия, зачастую его сокращенная форма какого-то слова вроде «па» может означать слова «упал», «палка», «спать» и т.д. Поэтому на данном этапе малыша понимают только его родители


  • В 1,5 года ребенок хорошо копирует животных и звуки, которые они издают
  • На картинках кроха уже без проблем показывает самых простых животных
  • Также в 1,5 года малыш уже произносит свое имя и показывает, сколько ему лет
  • Иногда дети пытаются сказать 2 слова, связав их в предложение, например, «дай пить», «иди сюда». Произношение слов естественно может отличаться от нашего

Кто быстрее начинает разговаривать, произносить первые слова: девочки или мальчики?

Нельзя сказать однозначно, что кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже, потому как многое зависит от самого малыша и среды, в которой он обитает.

Однако согласно выводам специалистов, можно говорить о том, что в некоторых случаях девочки действительно начинают разговаривать раньше мальчиков.

  • Как говорят специалисты, для более раннего развития речи у девочек есть естественные природные предпосылки. Все дело в том, что задачи, с которыми люди приходят в этот мир, отличаются в зависимости от пола человека.
  • Девочки рождены для того, чтобы в будущем давать потомство и продолжать род. Именно для этого нужна речевая функция: обмен информацией, общение и т.д.
  • Мальчишки же, по своей сути, должны быть добытчиками, кормить семью и защищать ее, а для этого, как известно, разговаривать вовсе не обязательно.
  • Конечно же, объяснения эти слишком преувеличены и изложены совсем простыми словами, но суть объяснения от этого не меняется.


  • Далее нужно сказать о таком понятии, как «биологический возраст». Казалось бы, о каком возрасте может идти речь, если мы говорим о малышах. Но это не так. Все дело в том, что вынашивание девочек несколько отличается от вынашивания мальчиков.
  • Девочки находятся в утробе матери дольше мальчишек и собственно там развиваются до нужного уровня. В то время как мальчики рождаются раньше, и им приходится догонять девчонок уже вне утробы мамы.
  • Этот фактор также влияет на то, что маленькие принцессы начинают говорить раньше.
  • Однако сравнивать всех с одним тоже не нужно. Это не правило, а исключение, ну или как минимум не закономерность.
  • Бывает и так, что мальчишка начинает говорить гораздо раньше своих сверстников, в том числе и представительниц прекрасного пола.
  • На это может влиять обстановка, в которой живет малыш, то, как с ним занимаются, его нужда в этом.

Ребенок не разговаривает в год, 1.5 года: это нормально?

Нормально или не нормально то, что ребенок молчит в 1 год и 1,5 года, нужно оценивать, учитывая множество факторов.

  • Многое зависит от беременности и родов. Если во время родов были какие-либо осложнения, то возможно, это скажется на речевом развитии ребенка
  • Но о таком, как правило, врачи всегда предупреждают молодых мам
  • Далее нужно учитывать, нет ли у малыша каких-либо признаков отставания в развитии
  • Если ребенок активно прошел все 3 стадии первичного развития речи, то есть, крик, гуканье, лепет, то бить тревогу в этом возрасте не стоит


  • Другое дело, если какие-то этапы развития прошли стороной, вы замечаете, что малыш не слышит ваши вопросы, не реагирует на просьбы. В этом случае задержка развития речи может быть из-за проблем со слухом
  • Также важно учитывать, разговаривают ли с малышом взрослые, занимаются ли они им
  • Это только кажется, что ребенок в столь юном возрасте ничего не понимает и общение ему не важно. На самом деле с малышом нужно говорить, нужно показывать ему картинки и рассказывать сказки
  • Если явных отклонений в развитии у малыша нет, то повода волноваться в этом возрасте относительно речи, так же нет

До скольки лет ребенок может не разговаривать?

Этот вопрос чем-то схож с предыдущим. Все детки индивидуальны, и сказать, до скольки лет ребенок может молчать, просто нереально.

Наверняка, вы слышали ни одну историю о том, как детки молчат до 3-х лет, а после начинают говорить чуть ли не как взрослые. Такое действительно бывает, этому могут способствовать определенные факторы или же индивидуальность ребенка.

  • То, что малыш не говорит до 2-х лет, совершенно не страшно.
  • Вы можете проконсультироваться с врачом по этому поводу, пройти специальные тесты, но, как правило, это всего лишь особенность вашего ребенка.
  • По советам специалистов панику не стоит поднимать до 2,5-3-х лет. До этого возраста малыш может не разговаривать из-за лени, ненадобности выражать словами свои желания, из-за стрессовой ситуации.
  • Вы в свою очередь занимайтесь с ребенком. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, читайте книги и тогда ваше чадо вскоре порадует вас своим разговором.

Как научить маленьких детей разговаривать: приемы

Ребенок – это губка, которая впитывает все, что видит и слышит. Именно поэтому молодым родителям с появлением в семье малыша нужно учить разговаривать не только его, но и себя.

  • Запомните, малыш учится разговаривать, смотря на взрослых и слушая их
  • Возьмите за привычку говорить правильно, не коверкая слова и не изменяя их. Следите за ударением, разговаривайте на «чистом» языке, забудьте о суржике
  • Разговаривайте с крохой с момента его рождения. Это вам может показаться, что это не важно и не нужно. На самом деле, таким образом, устанавливаемся эмоциональная связь малыша с вами, а это залог успеха
  • Настраивайте визуальный контакт, улыбайтесь ребенку, стройте ему мордашки, привлекайте его внимание
  • С самого начала говорите правильно, забудьте о сюсюканье и прочих неправильно произносимых словах, потому как в памяти у малыша постепенно будут откладываться подобные знания
  • Рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Называйте вещи своими именами, при этом названия произносите четко
  • Не игнорируйте просьбы ребенка объяснить или рассказать что-то
  • Пойте вместе песни, читайте сказки, книги и смотрите мультики
  • Учите слова с помощью различных стихов, считалок, поговорок


  • Не забывайте в раннем возрасте о старых добрых играх вроде «сорока-ворона», «ладушки» и т.д.
  • Уделяйте время развитию моторики, поскольку специалисты считают, что эти два процесса тесно взаимосвязаны
  • Корректно поправляйте малыша, если он произносит слова не правильно. Нельзя при этом ругать, кричать, тем более наказывать. Только спокойные разговоры и объяснения помогут вам и вашему ребенку найти общий язык и добиться нужного результата
  • На этапе, когда кроха уже достаточно хорошо и внятно говорит, уделите внимание ударению слов, изучению синонимов. Старайтесь максимально пополнять словарный запас ребенка
  • Обязательно используйте в речи скороговорки. Рассказывайте их вместе с малышом, не смейтесь, если у него что-либо не будет получаться с первого раза

Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить?

Многие родители допускают одну и ту же ошибку, с раннего возраста разговаривают с детками, коверкая слова.

Конечно же, дети вызывают сущее умиление, однако, нужно сразу искоренить у себя привычку сюсюкать и использовать только уменьшительно-ласкательные формы слов.

  • Несмотря на то, что малыш начнет отвечать вам на вопросы, да и вообще говорить первые слова еще совсем не скоро, вы уже должны разговаривать с ним
  • Грудной ребенок будет улавливать вашу интонацию, видеть мимику, запоминать эмоции. Все это вы должны проявлять в разговорах с крохой
  • Обязательно беседуйте с ним, реагируйте на все издаваемые им звуки, вскрики, подчеркивая тем самым их важность
  • Пойте колыбельные, другие песенки, читайте книжки, обязательно с интонацией
  • Носите малыша на руках, показывайте ему картинки, предметы, рассказывайте, что это такое. Поворачивайте ребенка в сторону исходящего звука, объясняйте, что происходит


С годовалым ребенком все еще проще. В этом возрасте малыш уже сам начинает проявлять интерес к окружающей обстановке, вещам, звукам, людям.

  • Постоянно разговаривайте с малышом
  • Показывая на родственников, называйте их имена или статус – бабушка, мама, папа, тетя, дядя и т.д.
  • Просите повторить слово, для этого выбирайте самые простые слова, упрощайте их до понятной для малыша формы, например, кукла – ляля, бабушка – баба, ба и т.д.
  • Не запрещайте исследовать окружающий мир, трогать, бросать, собирать и т.д.

Объясняйте во время таких игр, что малыш сделал, почему так делать нельзя, если это запрещено. Ни в коем случае не повышайте голос, ребенок не понимает крика, он должен понять, почему нельзя. Например, ребенок ударил животное, не нужно бить его по рукам и кричать, вопрошая, нормальный ли он. Стоит объяснить, что животному больно, при этом преподносите информацию понятно и доступно. Скажите, что животное будет плакать, проведите аналогию. На самом деле дети многое понимают, просто у нас взрослых складывается обратное впечатление из-за того, что малыши этого не проговаривают

Нужно ли специально разговаривать с ребенком, чтобы научить говорить?

Безусловно, да. Чем больше вы беседуете с малышом, тем скорее он порадует вас своими первыми словами и предложениями, потому, что кроха берет пример с окружающих и учится у них.

  • Если ребенок будет расти в среде, где никто не говорит, он никогда не будет разговаривать, потому, что мы не рождаемся с заложенными знаниями и умениями, мы приобретаем их в процесс нахождения в социуме
  • Если малыш будет расти в семье, где между собой все разговаривают, но малышу в этом плане уделяется мало внимания, он заговорит, но когда, вопрос времени
  • Там, где ребенком занимаются, где ему оказывают должное внимание, процесс овладения речевым аппаратом проходит гораздо быстрее и проще
  • Поэтому разговаривать с детьми нужно и делать это стоит, начиная с беременности
  • После рождения так же говорите с крохой и тогда результаты не заставят себя долго ждать

В каком возрасте ребенок должен разговаривать предложениями?

Опять-таки повторимся, что все это происходит сугубо индивидуально и зависит от многих факторов.

  • До 2-х лет разговоров предложениями ждать не стоит. В этом возрасте у малыша слишком маленький словарный запас и отсутствует понимание того, что так вообще делать нужно и можно
  • После 2-х лет ребенок начинает пробовать складывать слова в предложения. Чаще всего эти попытки происходят из-за необходимости ребенка получить что-то, например, «дай пить», «иди сюда» и т.д. При этом ребенок может произносить сокращенные формы слов
  • Около 3-х лет ребенок начинает изъясняться сложными предложениями. Речь в этом возрасте куда более понятна всем окружающим


  • В 3-летнем возрасте кроха понимает, как получить желаемое, может высказать требования, показать, что именно и как он хочет, может и активно выражает недовольство в случае отказа
  • То есть, простые предложения можно услышать примерно в 2-2,5 года, а вот осознанные сложные предложения будут радовать вас после 3-х лет

Появление в семье новорожденного малыша, это большое счастье. Все хлопоты, связанные с его воспитанием и обучением, приносят родителям огромное удовольствие, поэтому долгожданным ребенком всегда охотно занимаются. Будьте уверены, что уделяя своему чаду время, занимаясь его воспитанием и обучением с рождения, через несколько лет вы будете приятно удивлены.

Видео: Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик

С первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать мир и изучает то, насколько дружественным или враждебным для него он является. Первые впечатления накладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека: на его стиль общения с окружающими, на отношение к родителям и даже на самооценку. Поэтому задача родителей – обеспечить ребенку такие условия, в которых малыш сможет пройти этот важный этап своей жизни с максимальной пользой. Для этого нужно общаться с ребенком: и не просто болтать обо всем и ни о чем, а знакомить его с миром, видеть в нем полноценного собеседника, который будет внимать каждому вашему слову, строить на основании физического и вербального общения с родителями свою собственную картину мира.

Язык прикосновения

Общение с малышом должно охватывать все возможные проявления. Тактильное общение чрезвычайно важно для малютки, ведь тепло ваших прикосновений не заменит ему ничто другое. Не бойтесь лишний раз подержать ребенка на руках, погладить его, прижать к себе – это все зарождает в малыше уверенность в том, что его любят и поддерживают во всем.

Кормление грудью можно также назвать особым видом общения мамы с ребенком. Поэтому психологи настаивают на продолжительном грудном вскармливании (от полугода), которое позволяет женщине наиболее полно почувствовать все проявление материнского инстинкта, а ребенку – обрести чувство защищенности и беспечности.

Безмолвный собеседник и самый благодарный слушатель

Как сильно ошибаются родители, которые считают, будто разговаривать с грудничком – это все равно, что рассказывать об основах геометрии любимому коту. Малыш не просто слышит все — он записывает в подсознание сказанные вами фразы, начинает понимать их значение, изучает интонации и формирует свой лексический запас. Да, в первые месяцы ребенок не может ответить вам понятными словами, но ведь его реакция и звуки тоже предельно понятны! Находясь с малышом рядом, очень просто проследить за тем, как он реагирует на стишки, песенки, ваши рассказы о собственных действиях. Не стоит забывать о том, что ваш разговор должен быть диалогом. Поэтому задавайте вопросы своему грудничку, отвечайте вместе с ним, комментируйте все происходящее вокруг, называйте правильно окружающие предметы и старайтесь говорить простыми фразами, чтобы знакомство с языком взрослых проходило для малыша постепенно.

Вместе познаем мир

Доказано, что мелкая моторика рук прямо связана с работой головного мозга. Поэтому многие методики раннего развития детей базируются на активной разработке пальцев рук. Как только малыш научиться держать в руках погребушку, начинайте давать ему различные предметы, отличающиеся по размеру, текстуре, весу. Пальчики исследуют каждый сантиметр новых для ребенка предметов, и такое занятие, кроме всего, будет развивать в нем любознательность и уверенность в своих движениях.

Пассивная гимнастика

Развитие малыша должно касаться не только стороны организованного питания, регулярных прогулок и здорового сна, хотя и эти аспекты чрезвычайно важны. Физическое развитие не менее важно. Поэтому стоит начинать укрепление мышц всего тела смалу. Пассивная гимнастика, выполняемая руками мамы или папы, активное плавание в ванной, первые попытки ползать, лежа на животике, — все это основа домашней физкультуры для грудного ребенка. Кроме того, что это полезно, это еще и весело. А веселое общение с родителями – это всегда уместно.

Игры с младенцем

Разнообразные игры с малышом сочетают в себе физическое и психологическое развитие грудничка. И пусть вам не кажется, что игры с детьми такого возраста однообразны. Отнюдь! Ведь есть всевозможные погремушки, подвески, кубики и шарики, надувные и пластмассовые игрушки, пищалки, музыкальные зверушки, плавающие и прыгающие приспособления. Со всем этим нужно знакомить ребенка постепенно – по нарастающей, усложняя задачи для любимого чада. Со временем малыш научится самостоятельно нажимать кнопки, открывать и закрывать некоторые элементы игрушек, класть маленькие предметы в большие. Но все равно долгое время самой любимой игрушкой для него будет оставаться мамина рука.

Общаясь с ребенком, не расстраивайтесь, если не получаете от него ожидаемой реакции, если он изучает игрушки не так, как ожидаете вы. Грызть погремушку или стучать музыкальной игрушкой тоже можно. Поэтому не мешайте познавать ребенку то, что интересно ему. Минимизируйте количество запретов, и тогда ваше общение будет взаимно приятным и полезным.