О чем говорят с подростками современные писатели. «художественный образ подростка с девиантным поведением в русской и зарубежной литературах

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Реферат

по литературе

на тему: «Проблемы подростков и их отражение

в русской литературе»

Выполнила:

ученица 10а класса

Гурова А. А.

Преподаватель:

Гурова А.В.

Нефтекамск 2011

1. Введение. Проблемы подростков. Результаты опроса 3 – 5

2. Анализ повести В. Железникова «Чучело» 6 - 8

3. Повесть Анатолия Алексина « Безумная Евдокия» 9 - 10

4. В. Распутин «Женский разговор» 11 -14

5. Заключение 15

6. Литература 16

7. Тезисы 17-18

8. Отзыв 19

Введение

Слайд 1 Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.

Слайд 2. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость - все это отравляет психику современного молодого человека. В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности -эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Подтвердил это опрос среди учащихся 9 и 10 классов (80 человек). Было задано два вопроса: 1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить? 2) Как решить эти проблемы?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выделили следующие проблемы: Слайд 3.

1) непонимание со стороны взрослых (67 человек);

2) предвзятое отношение друг к другу (32 человека);

3) агрессивность по отношению к окружающим (18 человек)

4) неумение реализовать себя (40 человек)

5) неумение отстаивать свое мнение (21 человек).

Слайд 4. Отвечая на второй вопрос, подростки выделили следующие способы решения проблем: больше общаться со взрослыми, советоваться с родителями, научиться прощать обиды, учиться быть терпимее, смотреть на мир с оптимизмом.

В. Железников «Чучело»

Русская литература не могла не обратить внимания на проблемы подросткового возраста.

Слайд 5. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Слайд 6. Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

Дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова, по прозвищу Железная Кнопка - неформальный лидер и идеолог класса; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Проблема жестокости в отношениях друг к другу актуальна и на сегодняшний день.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Слайд 7. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене. Так решается проблема агрессивности.

А. Алексин «Безумная Евдокия"

Немного по-другому показаны проблемы подросткового возраста в произведении Анатолий Алексина «Безумная Евдокия».

Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям классного руководителя «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля). И девочка продолжала по каждому поводу смеяться над классной руководительницей. В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие. Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других».В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», - рассказывала Оля родителям.

«Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.

Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности. Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля старается выделиться из всех. Когда они всем классом идут в поход, то она незаметно уходит и тем самым пугает не только учителя, но и родителей. Мама попадает в больницу в тяжелом состоянии. А Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека». Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоистического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И та стояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля отрицала, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним, неуважительно относилась ко взрослым. Учительница же хотела вернуть Олю в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… Слайд 9. «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Так проблемы подростков переплетаются со школой, с одноклассниками и родителями.

Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”.

В. Распутин «Женский разговор»

Слайд 10. Проблемы подростков затронуты и в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. Эпитет "женский" означает, что это не просто разговор женщин, а разговор о женском, тайном: о любви, детях, замужестве. Но что-то мешает понять внучке бабушку? Время? Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. В. Г. Распутин пишет о мудрости и легкомыслии, равнодушии и душевной теплоте, о том, что люди на этой земле обманывают себя.

В экспозиции представлена писателем картина жестокого, бездумного строительства «нового мира»: «Прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок - заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни...». В повествовании нет конкретных героев, есть обезличенная толпа. Используя неопределенно-личные предложения, автор показал действие - уничтожение, неестественное течение жизни людей. Человек разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе. Нет индивидуальных черт у главной героини Вики, её родителей. Нет искренности чувств и в семье, каждый выбирает себе роль и следует ей (дочь - лидера, мать и отец - родителей). Несколькими штрихами через детали-глаголы изображено прошлое шестнадцатилетней девочки: «Связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась...» Её стремление стать лидером приводит к аборту. Мать и отец как будто рядом, но их нет, Слайд 11. есть механизм поступков, которые подчеркивают взаимное отчуждение родителей и дочери: «...пока хватились, выхватили из карусели - уже наживленная. Дали отлежаться,... и к бабушке на высылку...»

В центральной части рассказа «цивилизованному миру» противопоставлена малограмотная деревенская старуха. В композиционном построении диалога четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает его описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие: «За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним пологом, лежала по белому полю нежная синева». Точно так же долго длится разговор старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков («звенькало из первых сосулек»), запахов («загорчил воздух») и красок (солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега»). Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.

Только у одной бабушки болит душа за внучку, для неё убить ребенка или быть причастным к его гибели - самый тяжкий грех. Тяжело видеть, что девка, с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура», задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. Не принимает Наталья позиции женщина-лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». «Всё теперь не так. На какой-то продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Только в гоне и кажется, что он живет», - размышляет автор с главной героиней.

Женщина - «как Божий сосуд для суженого». Любовь - святое чувство, она «другая, куски, как побирушка, не собирает. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала»,- исповедуется бабушка. «Что это ты в рифму-то?! Как заучила!»- перебивает Вика. Не принимает правды старухи внучка. Вике раздражена, нетерпелива, не испытывая угрызений совести, не мучается, не терзается в отличие от Натальи. Вика смотрит на себя без тени сомнения и тем более самобичевания.

В кульминации рассказа пейзаж создает настроение грусти, беспросветности, писатель использует прием лирического соучастия. Звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, что соответствует дисгармоничному миру, в котором живет внучка. «Избы стояли придавленно... под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой показалась земля».

Господи, помилуй,- просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу внучки.

И всё-таки торжествует закон природы: луна следует по своему извечному пути, заглядывая то в одно, то в другое окно как бы следя за разговором, пусть слабо, но освещая погруженную во тьму землю. В комнате продолжается разговор - исповедь. Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Хотя ее речь насыщена разговорно-диалектными словами, искажения слов, но главное лексическое значение слова определяется бабушкой точно. Вика понимает все

поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге все реплики Вики состоят из вопросительных предложений (одно из подтверждений незнания жизни), а у бабушки - односложные, с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение. В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности (заброшенной ангарской деревни) и для языковой характеристики главной героини (Натальи).

Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.

Так решается проблема нравственных ценностей в подростковом возрасте.

Заключение

Читая русскую литературу, мы часто ищем в ней то, что может пригодиться в современной жизни. Все вопросы так или иначе освещаются в русской литературе. Очень много проблем личного характера возникает в подростковом возрасте, а решить их не так просто. И тут на помощь может прийти писатель со своим произведением. Очень важно не просто что-то читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с современной жизнью.

Пару лет назад по телевидению выступил пожилой сенатор Америки, обладатель одного из крупнейших состояний. Всей стране он поведал о горестной причине своего решения уйти от дел. «Я всю жизнь зарабатывал деньги. Они у меня есть. У меня есть высокий общественный статус. У меня пятеро детей. Но наши отношения таковы, что я одинок и очень несчастен. Я прожил свою жизнь неправильно». Да и нам уже давно пора понять, что не наличие или отсутствие «богатства» играет ключевую роль в развитии подростка, а семейная атмосфера. Не бойтесь подростков. Любите их.

Слайд 12.

Литература

1. Алексин А.Г. «Мой брат играет на кларнете» и другие повести. – М.:Просвещение, 1983

2. Андреева И.В. – Э.Хэмингуэй… А.Платонов…В.Распутин…?! // «Литература в школе». 2005. №9. – С. 34-36

3. Быков Л.П. – О названиях произведений Валентина Распутина. // «Литература в школе». 2007. №11. – С.16

4. Железников В.К. Чучело: Повесть – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

5. Распутин В.Г. Повести. Рассказы. В 2т.: Т.2 – М.: Дрофа, 2003

6. Холодяков И.В. – Литература нравственного очищения // «Литература в школе». 2008. №8. – С.17-21

7. http://www..html

8/ http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh/1643.htm

Тезисы

1. Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Необходимо учитывать особенности этого возраста.

Среди учащихся 9-10 классов был проведен опрос по данной теме.

По этой теме я прочла произведения русской литературы и увидела, какие разные могут быть проблемы у молодых людей.

2. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества?

Следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

3. Немного по-другому показаны проблемы подросткового возраста в произведении Алексея Алексина «Безумная Евдокия».

Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Так проблемы подростков переплетаются со школой, с одноклассниками и родителями.

4. Проблемы подростков затронуты и в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. . Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да…

5. Очень много проблем личного характера возникает в подростковом возрасте, а решить их не так просто. И тут на помощь может прийти писатель со своим произведением. Очень важно не просто что-то читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с современной жизнью.

Проблемы подростков чаще всего исчезают по мере взросления. Очень важно, чтобы это происходило безболезненно. Помочь в такой ситуации может семья.

Творческая работа

«Переходный возраст: образ подростка в художественной литературе».

Жизнь в нашем 6-ом классе бьет ключом. Каждый день – какое-нибудь событие, чаще очередное происшествие. Нелегко же классной руководительнице управляться с нами. А окружающие вокруг только и твердят, словно ставят диагноз: «Переходный подростковый возраст!». А ведь быть подростком – и прекрасно, и непросто! С одной стороны, это время дружбы, общения со сверстниками, девичьих секретов и мальчишеских тайн. С другой – время первых серьезных разочарований, конфликтов.

А какими были и как жили наши ровесники двадцать, тридцать, сто лет назад? О чем они мечтали, чем интересовались, как проводили свободное время? Ответ я попыталась найти в произведениях художественной литературы.

Для прочтения и дальнейшего анализа я выбрала написанные в прошлом веке произведения и произведения современных авторов. Каждая из книг чему-то меня научила, в них я нашла ответы на многие вопросы.

Итак, тема моей работы: Переходный возраст: образ подростка в литературе 20-21-го веков.

Цель работы: выяснить, как изменился образ героя – подростка в литературе этого периода.

Задачи:

    Проанализировать образы героев, моих ровесников, их поступки, мечты, интересы.

    Сделать выводы.

Первой я прочитала повесть Анатолия Рыбаков «Кортик».

Действие происходит в начале 30-х годов 20 века. В центре внимания – обыкновенные московские ребята, друзья, которые с удовольствием читают книги, играют в шахматы, ходят в походы. Наравне со взрослыми они хотят строить новую жизнь – справедливую, светлую.

Они мечтают о том, как, когда вырастут, с винтовкой, гранатами, пулеметными лентами будут мчаться на вороном коне, будут бороться с белогвардейцами и станут настоящими героями.

А идеалом настоящего бойца для главного героя повести Миши Полякова и его друзей стал красный комиссар Сергей Иванович Полевой. Его слова о смысле жизни мальчуган запомнил навсегда. «Только помни, Мишка, – сказал Полевой, – жизнь как море. Для себя жить захочешь – будешь как одинокий рыбак в негодной лодчонке: к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть да затыкать пробоины рваными штанами. А будешь для народа жить – на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь. Никакие бури не страшны, весь мир перед тобой!» .

Именно эти беспокойные мальчишки становятся участниками таинственной истории, связанной с офицерским кортиком.

Но их объединяет не только это общее загадочное дело, но и настоящая верная дружба. Одним из показательных эпизодов является сюжет про Генкин день рожденья. Ребята, знавшие о заветной мечте своего друга – коньках - «норвежках» – продают дорогие им самим вещи: Миша – коллекцию марок, а Слава – костяные шахматы, и покупают подарок .

Полной противоположностью этим ребятам являются образы Борьки-Жилы и Юрки Скаута. Для Борьки, сына завскладом Филина, на первом месте были деньги. Он перепродавал папиросы и ириски, придумывал всякие проказы, лишь бы выманить деньги у сверстников

В «Кортике» есть и замечательный образ учителя. Это директор школы Алексей Иванович. Именно Алексей Иванович произносит замечательную речь об учителе. «Великий художник, великий ученый, великий писатель – это звучит очень гордо. Но есть в культуре и незаметная, будничная, но главная работа, и во многом её делает учитель. Он несет её в самую гущу народа. Он бросает первое зерно на ниву таланта, чтобы потом на ней выросли чудесные, прекрасные цветы. И если кто-нибудь из вас станет большим и знаменитым человеком, пусть он, увидя скромного сельского учителя, с почтением снимет перед ним шляпу, помня, что этот маленький и незаметный труженик воспитывает самое лучшее, самое прекрасное творение природы – Человека».

В это же непростое для страны время – тридцатые-сороковые годы прошлого века – живут и герои повести Гайдара «Тимур и его команда».

Они тоже мечтают о новом обществе, новых отношениях между людьми, о бескорыстной помощи, о дружбе и любви .

В этом произведении, так же, как и в «Кортике», есть приключенческая линия, некая тайна, но она наполнена не опасностями, а добротой и светлым юмором. Так, в дачном поселке на чердаке старого сарая находится загадочная организация. Её цель – помощь пожилым жителям и семьям красноармейцев. Лидер организации – 13-летний Тимур Гараев. Ребята придумали себе добрую игру, они заняты делом, добрым делом, поэтому и на дурные поступки времени у них просто не было.

Но у них, как и в «Кортике» есть недруги. Это шайка хулиганов под предводительством Мишки Квакина, которые обворовывают сады, обижают слабых. И тимуровцы стараются бороться с ними не силой, не кулаками, а мирно: пишут ультиматум, и только потом запирают в пустой будке, так, чтобы все жители поселка могли увидеть, кто обдирал их яблоки.

Слова Полевого из повести «Кортик» о смысле человеческой жизни перекликаются со словами в произведении Гайдара. Главное – быть полезным людям, своему народу.

«– Будь спокоен! – отряхиваясь от раздумья, сказала Тимуру Ольга. – Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же .

Тимур поднял голову. Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже !».

Следующая книга – повесть Ирины Пивоваровой «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А».

Это весёлое произведение о школьной жизни. Время действия – 80-е годы прошлого века. Поэтому в отличие от повестей Рыбакова и Гайдара, где герои-подростки мечтают о подвиге ради Родины, в повести Пивоваровой ребята живут по-детски счастливо. Но на первом месте и у тех, и у других остаются взаимоотношения со сверстниками. 5 «А» – это обычный класс, в котором учатся самые разные ребята – отличники и двоечники, шумные и тихие, модницы и скромницы. Оттого и в классе этом всегда было интересно. Вот как весело описывает автор начало урока: «Зазвонил звонок. Открылась дверь. В класс вошла Нина Петровна…Класс встал, приветствуя учительницу… Стулья в 5 «А» отодвигались с таким грохотом, что даже у привычных ко всему учителей делалось испуганное и даже как бы слегка оглушенное лицо. А уж что касается осанки!..В такую торжественную минуту…добрая половина 5 «А», можно было подумать, страдала ревматизмом. Одни еле-еле поднимались на полусогнутых ногах, другие повисали над столом наподобие вопросительного знака…Ну, а был даже такой ученик, который, видно, настолько был плох, что вообще не мог подняться со стула, хотя минуту назад он, как смерч, пронесся по коридору». Читаешь и удивляешься, будто с нас списано!

Следует отметить, что в сюжете этого произведения тоже есть загадочная детективная линия – в 5 «А» пропал классный журнал! В финале выясняется, что спрятала журнал круглая отличница Аня Залетаева, потому что ей было ужасно стыдно и страшно видеть среди привычных пятерок тройку с минусом за контрольную по математике. Но зато какие душевные волнения и переживания этому предшествовали! Ведь девочка получила первое в жизни письмо от мальчика со словами: «Давай дружить!».

Очень правдиво, по-доброму показана в этой повести история первых подростковых чувств. Лирический герой – шестиклассник Боря Дубов увидел в журнале «Пионер» портрет девочки, влюбился в неё и решил написать девочке письмо. «Здравствуйте, Аня! …Извините, пожалуйста, что я Вам пишу письмо, хотя мы с Вами совсем не знакомы. Мне вообще ужасно стыдно Вам писать письмо… Аня, две недели назад я впервые увидел Вашу фотографию в журнале «Пионер»… Когда я на неё смотрю, мне кажется, что Вы очень хороший человек! У Вас лицо очень серьезное и такое умное! Я теперь часто про Вас думаю. Мне кажется, что Вы должны здорово играть в шахматы. И, наверное, Вы книжки читаете самые интересные и самые важные на свете. И, наверное, Вы лучше всех катаетесь на коньках! Я все думаю, как было бы хорошо с Вами подружиться!....Желаю Вам всего хорошего. Уважающий Вас Борис Дубов».

В повести есть и еще один влюбленный мальчишка. Это двоечник и хулиган Сергей Агафонов. Но свои чувства он проявляет не как Боря Дубов. Агафонов дергает девочку за волосы, толкается. Такие «знаки внимания», наверное, ни одной девочке не понравятся. Но именно этот хулиган совершает благородный поступок.

В этой повести есть замечательный образ учителя – это классная руководительница 5 «А» Нина Петровна. Когда в классе случилась пропажа, все – и взрослые, и дети – первым делом подумали на двоечника Агафонова. И только Нина Петровна верила в этого мальчишку. «Ну как же так? Ведь он же дал мне твердое обещание исправиться… Она вспоминала все педсоветы, на которых обсуждалось его поведение, и как горячо она боролась за него, и как она взяла у него слово исправиться, и как он дал ей наконец, это слово, и как он вот уже две недели стал даже лучше учиться…Оставалась последняя надежда, что кто-то из её пятиклассников странно пошутил…».

Кстати, полезно было бы прочитать эту книгу не только подросткам, чтобы посмотреть со стороны на себя, но и родителям. Так, мама Ани Залетаевой очень гордится тем, что её дочка отличница и что её фотография появилась в журнале «Пионер». Она, бесспорно, очень любит свою девочку, но, кажется, что успехи девочки – самое главное в жизни. Именно поэтому Аня очень боится рассказать маме о четверке, а уж про тройку и говорить нечего.

С прихода в класс новой девочки начинается и повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». Но если в «Тройке с минусом» рыжеволосую, веснушчатую Тосю Одуванчикову ребята принимают доброжелательно, то в «Чучеле» такую же нескладную, смешную, угловатую Лену Бессольцеву подростки встречают насмешливо и даже издевательски. Именно эта повесть «Чучело» стала литературным примером того, как жестоки и бесчувственны бывают подростки по отношению к своим сверстникам.

Сюжет этой повести знаком многим благодаря, во многом, одноименному фильму, снятому по этому произведению.

Новенькая Лена Бессольцева всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, еще не понимая, что в этом детском коллективе свои, порой, жестокие правила.

То, что пережила Лена, не каждый способен выдержать . «Всего-то несколько дней продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула». Она поняла, что «что есть люди – лисы, медведи, волки» , что в жизни есть место предательству. Но при этом девочка не озлобилась, не стала такой, как её сверстники. Она сохранила в себе великое умение прощать, любить и верить.

В конце повести показано, как ребята называют себя «детками из клетки», а Рыжий пишет крупными буквами на доске: «Чучело, прости нас!». Но, несмотря на проснувшуюся в подростках совесть, автор не снимает с них всей ответственности. Но еще большей ответственности он требует от взрослых. Пример – учительница Маргарита Ивановна. Она с самого начала не пытается разобраться в ситуации с прогулом. Ей достаточно узнать, куда убежали ученики и всё. Она пропускает главные ступени в их воспитании, потому что главным для неё стала она сама. И только в конце повести Магарита Ивановна осознает, какую недопустимую ошибку она, как педагог, допустила. Она «вдруг поняла, что произошла чудовищная история, что Лена Бессольцева рассчитывала на её помощь. А она все-все забыла…».

В противоположность родителям, учительнице стоит образ дедушки Лены – Николая Николаевича Бессольцева, которого ребятня грубо обзывает «заплаточником». Он учит внучку доброте, милосердию: «Надо быть милосердным…Знаешь, что такое «милосердный?»… Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит».

Другая серия книг – уже про моих современников.

Одно время я была очень увлечена серией «Детский детектив» и прочитала из неё несколько книг Валерия Гусева: «Привет от тёти Моти», «Ворюга в клеточку», «Привет от верблюда». Герои этих произведений – два брата Дима и Алеша, которые ведут расследование самых настоящих преступлений и порой бывают умнее и находчивее полицейских. Но это не значит, что родители не знают, чем занимаются их дети. Можно сказать, что мальчишкам позволяют играть в сыщиков. Дело в том, что их отец – полковник полиции – всякий раз, как сыновья принимаются за расследование, тайно закрепляет за ними полицейского, который в случае опасности всегда поможет ребятам. Да, играть в детективов подростки любят во все времена. А в целом, в этих небольших повестях много смешных сцен и читаются они легко. В общем, книги для отдыха.

Больше меня впечатлила повесть Юлии Вознесенской «Юлианна, или Игра в киднеппинг».

Я открыла для себя новый жанр – православное фэнтези.

В содержании «Юлианны» две сюжетные линии: первая – история двух-девочек близняшек Ани и Юли. Вторая – описание противостояния Ангелов-хранителей, которые охраняют людей, предупреждают об опасности и наставляют на верный путь, и темных сил – домового Михрютки, бесёнка Прыгуна и всякой нечисти, которые, наоборот, подталкивают людей к греховным поступкам.

Девочки оказались разлучены с детства: после развода родителей Юля осталась жить с папой, преуспевающим предпринимателем, а Аня с мамой и бабушкой. После смерти жены Дмитрий Мишин принимает решение взять еще одну свою дочь к себе. Со встречи сестренок и начинаются их приключения.

Юлька решает избавиься от сестры с помощью киднеппинга – похищения детей с целью выкупа. Однако детская игра-шалость превращается в настоящее похищение. Все, конечно, заканчивается благополучно. Девочки освобождены, преступники схвачены. Но эти опасные приключения не только по-настоящему сблизили сестренок, но и помогли Юле многое понять: «Ангел, ты меня прости, пожалуйста, что я в тебя раньше не верила… Но я верю, что добрый и помогал мне…».

В этом году я прочитала еще одну необычную книгу, написанную также в жанре православной фантастики. Это – «Димон. Сказка для детей от 14 до 114 лет». Её автор – протоиерей Александр Торик. С первых страниц возникает какое-то не совсем комфортное чувство: язык – сплошной слэнг:. Но именно так общаются персонажи произведения – ученики 11-го класса. Главный герой – Димка. Только Димкой его никто не называет. Для друзей он – Димон. Отца у него не было, мама с отчимом уехали на заработки, оставив его на попечение неродной бабушки. «В определенном смысле, по понятиям сверстников, Димон жил «в шоколаде» – его никто не «пас», не лез в его учебные и прочие дела, у него была отдельная комната, классный навороченный «комп» со всеми мыслимыми девайсами, гаджетами и прибамбасами, пусть небольшие, но стабильные наличные и полная независимость от «предков»…..Но, иногда заходя к друзьям домой и слыша получаемые ими «нагоняи» от матерей…, грустно вздыхал, принюхиваясь к запахам домашней стряпни».

В день, когда с ним случилась фантастическая история, он собирался подбросить однокласснице Маринке, в которую бы влюблен, мягкую игрушку-брелок. Но, придя в класс, Дима узнает, что Марина попала в аварию и находится в коме. Он тут же рванул в больницу, тайно пробрался в реанимацию, чтобы увидеть «свою Принцессу». Возвращаясь обратно, он попадает в окружение шпаны, которые пытаются отнять у него телефон. Но ведь в телефоне единственная фотография Марины, и мальчишка сопротивляется, за что его сильно избивают. Избитого, промокшего под дождем его укрывает в скромной сторожке необычный старик: в фуфайке, валенках, с густой бородой. Там Димка засыпает и во сне он словно прожил еще одну жизнь, круто изменившую жизнь реальную. Там, далеко-далеко, он попадает в мир Вечности, где и страдания, и счастье – вечны. Он там, чтобы спасти свою Маринку.

Этот внеземной мир сложно устроен. Первый этап – Переходный Терминал. На фасаде много рекламных щитов: «Добро пожаловать в Мечту!», «Ты ждал этого всю свою жизнь!», «Выбирай своё наслаждение!». Вокруг греми музыка, все сверкает. На полу – стрелки-направления. Куда пойти – самостоятельный выбор каждого: Зал коммуникации, Страна неисчерпаемых богатств, Страна развлечений др. Выбрав свой путь, человек делает Главный Выбор и подписывает Акт Решения. Но потом его заветная мечта превращается в ужас. Вот, к примеру, что случилось с теми, кто выбрал зал презентаций «Гурмания»: «Вместо весело переговаривающихся, восхищенно ахающих…посетителей, теперь между рядами с наркотой бродили дергающиеся, дрожащие, стонущие и ругающиеся полутени-полулюди…Раньше, в той жизни, ломало тело…а здесь – не тела. Здесь ломает душу!».

Свою Маринку Дима увидел во время конкурса красоты, где она была признана Королевой Терминала. Как кричал ей Димка: «Нет! Не делай этого! Это обман!» , но она не услышала и подписала страшный Акт. «Димон словно оглох и ослеп. .. Мысль о том, что его Маринка сейчас находится во власти мерзких тварей, которые причиняют ей страдания, разрывала его душу на части. Он представил, как несчастная девчонка, бывшая, по её мнению, на пике своей мечты, купающаяся в славе и грезящая о шикарной жизни, вдруг оказалась лицом к лицу с изнаночной стороной Терминала и вместо фальшивого Рая обрела настоящий Ад».

И все-таки Димон спасет свою Принцессу, вытаскивая её из котлована Долины ужаса, ведь на этом непростом пути рядом с ним всегда был Вестник – Ангел Хранитель.

Какие же они – литературные подростки? Такие разные и такие похожие. Но главное, что все они – дети своего времени. И только не подвластными времени остаются школьная дружба, взаимовыручка и надежное плечо верящего в тебя взрослого.

И в завершение. Однажды в Интернете я наткнулась на памятку: «Подросток: сообщение для взрослого»:

Не опекайте меня, не ходите за мной, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия.

Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку.

Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни, Я вижу её, думаю о ней, но взойти на эту вершину я хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем более широкий горизонт мне открывается, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их. Но от величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно.

Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека.

Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины.

Если бы раздать это сообщение всем родителям, учителям, то, наверное, они поняли бы нас, подростков, лучше.

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?

Произведения, которые интересуют современного читателяподростка, освещают темы и проблемы, связанные с семьей и школой.

В советской детской литературе семейная тематика раскрывалась в идеализированном виде. В сознании читателей культивировался образ благополучной семьи: работающие любящие родители, бабушки и дедушки. Современные же произведения эту тему освещают по-иному. Семейные проблемы выдвигаются на передний план. Они являются или фоном, или основой повествования.

Становление личности героя-подростка происходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Неполные семьи, родители-преступники или пьяницы, развод родителей, воспитание в приемной семье - самые частые темы в современных произведениях. Это правда жизни, авторы не приукрашивают действительность, а показывают ее такой, какая она есть. Реалистичность изображения - одна из черт современной литературы для подростков, где поднимаются проблемы семьи и школы.

И.Н. Арзамасцева, размышляя о проблематике современных произведений для подростков, пишет: «Пять - семь лет назад у нас было не принято писать напрямую о разводах, смерти, алкоголизме родителей, детях-сиротах и прочем социальном неблагополучии. Но на русский рынок пришло много «проблемных» датских, шведских, французских и итальянских книг. Выходили они, как правило, по грантам в прогрессивных маленьких издательствах: «Самокате», «Розовом жирафе», «КомпасГиде», задавшихся целью не просто воспитать ребенка, но вырастить ответственного и думающего гражданина, способного справиться с любой проблемой» . Можно по-разному относиться к такой литературе, пытаясь воспитать социально ответственного читателя - такую задачу поставили авторы Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (ФГОС). Но необходимо констатировать факт - не только фэнтези, но и социально-психологическая литература востребована у современных подростков.

До недавних пор «неудобная» для русских читателей тема, связанная с показом неприглядных сторон жизни современной семьи, таких как развод, редко встречалась в русской литературе. Ее активное развитие связано с переводной литературой. Шведский писатель УльфСтарк описал в своей книге «Пусть танцуют белые медведи» развод родителей с точки зрения ребенка. Главный герой мальчик Лассе переживает распад семьи. Он должен жить с мамой и ее возлюбленным, но в воспоминаниях он всегда возвращается к одинокому грустному отцу. Мальчика считают проблемным, он попадает в нелепые ситуации, плохо учится, но сохраняет в себе теплые чувства к обоим родителям.

Сюжеты, когда ребенок вынужден взрослеть раньше, чем это могло бы произойти в благополучной семье, теперь уже не редкость и в русской литературе.

В повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» раскрывается тема детдомовских детей. Автор показывает, как ребенок становится одиноким, ненужным своим родным и - как результат - детдомовским. Девочка Рита родилась в полной семье, но родители не выполняли свои обязанности по воспитанию детей. Они выпивали, дрались, распродавали все из дома. Несмотря на отношение родителей, девочка их любила и в мыслях сохраняла надежду на счастливое будущее, она не осуждала их: «Много у Ритки любимого в жизни. Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие - у них рожки смешные. Сметана - только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка - когда он в хорошем настроении. Мамка…» .

На долю главной героини повести выпадает предательство не только родной семьи, но и приемной. Все эти обстоятельства не ожесточили душу ребенка, но пошатнули надежду на семейное счастье, заставили совершать взрослые поступки. Девочка берет ответственность не только за себя, но и за жизнь взрослых и самоотверженно уходит из приемной семьи, тем самым освобождает их от взятых обязательств.

В разработке темы распада семьи в зарубежной и русской литературе можно найти общие тенденции. Как бы ни виноваты били взрослые перед детьми, в книгах они никогда открыто не осуждаются. Писатели не берутся судить поступки взрослых, предоставляя это делать читателю.

Распад семьи, утрата свойственного образа жизни ставят ребенка в ситуацию выбора. Для героя он становится мучительным. Мотив выбора - устойчивое и повторяющееся явление в подростковых текстах. Герой-подросток психологически не готов принимать категоричные явления, но обстоятельства вынуждают. Ситуация выбора приносит герою-подростку большие душевные терзания, но, пережив их, он формируется как личность.

Семейная тематика освещается и в связи с трудными обстоятельствами жизни. Так, в произведении О. Громовой «Сахарный ребенок» девочка-подросток, в одно мгновение лишается отца и становится членом семьи изменника родины. Вдвоем с матерью они справляются с бытовыми и психологическими трудностями. Здесь семейная тема развита в позитивном ключе. Все повествование автора связано с укреплением семейных взаимосвязей матери, дочери и репрессированного отца.

Школьная тема, остается по-прежнему, актуальной в подростковой среде. По словам М. Сoлoмоновой, «дети читают книги o школе - в любой форме, так что даже серия o Гарри Поттере обязана своим успехoм прежде всего «шкoльнoй» составляющей, а именно Хoгвартсу с его чудаками-учителями, экзотическими предметами, соперничествoм между факультетами, переживаниями по поводу экзаменов и школьных соревнований. . Школа - это пространствосоциологизации, место, где формируются модели жизни в обществе.

Чтение и анализ подростковой литературы показывает, что в освещении школьной тематики в последние годы наблюдается тенденция изображения в первую очередь негативных явлений. Конфликтующими сторонами становятся, как правило, одинокий герой-подросток и не понимающие его одноклассники. Отображаются неблагоприятные отношения внутри класса, подростки конкурируют, завидуют, совершают подлости, объявляют бойкоты. Зачастую эти действия поддерживают учителя. «Но я не могла кричать. Я даже говорить не могла. А он… Никто никогда в жизни не смотрел на меня ТАК. С таким разочарованием, презрением…

Дуремара, может, объяснишь, как это к тебе попало? Или бедняжка опять запуталась? - это уже не Светка. Это сказала зубрилка Сабина с тугой косой. У нее был очень принципиальный вид.

  • - Я не Дуремара!
  • - А кто же ты после этого, -- закричала Светка. - Дуремара и есть. Бойкот Дуремаре!

Кто за бойкот?

Все подняли руки. Физручка почему-то - тоже» - так описывает подобную ситуацию И. Костевич в произведении «Мне 14 уже два года» .

Учителя видятся ученикам бездушными существами, подобиями роботов, страх заполняет все детские мысли: «Я чувствовала, что происходит самое страшное - язык отказывался служить, и все вокруг становится, как в тумане. От исторички исходила злая энергия, парализовавшая меня. Будто передо мною стоял робот-завоеватель. Лоб начал пылать, и я, казалось, потеряла способность разговаривать вообще» .

Другой разворот школьной темы можно встретить в произведении А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу!». Белорусский дуэт создает историю об идеальной школе. Дети любят учиться, учителя с радостью общаются с обучающимися. Сюжет повести отчасти похож на современную утопию. И как закономерность, происходит разрушение утопического пространства - школу закрывают. Ученики-герои повести попадают в обычные школы, методы обучения в которых противоречат представлениям подростков. Учеба становиться скучным, рутинным занятием, уроки строятся на повторении написанного в учебниках. Подростки воспринимают изменение условий обучения как очередной, проект. Они предпринимают попытки разрешения сложившейся ситуации, вступают в борьбу с обстоятельствами. Мотивы борьбы, преодоления испытаний достаточно частотны в литературе для подростков. Он берет свое начало от волшебных сказок, где на участь героя выпадали различные испытания и он успешно со всем справлялся. Отметим, что творчество А. Жвалевского и Е. Пастернак особенно популярно в среде подростков 10 - 13 лет благодаря положительному герою-подростку и общему позитивному пафосу произведений.

Не обделена вниманием авторов и традиционная для литературы тема любви. Это светлое чувство проявляется забавно, часто неожиданно даже для самих героев. «Ехали целых два часа, и Ленка, держа Димку за руку, успела заснуть на его плече, а Димка от этого смущенно и довольно шмыгал. И все глядел на Ленку, хотя обычно в автобусах смотрел в окно. Сквозняк раздувал светлую челку, и Димка осторожно прикоснулся губами ко лбу девчонки. Не то чтобы поцеловал, нет. Просто проверил, вдруг у нее температура, вдруг на нее плохо действует море, вдруг она замерзла от сквозняка… Ленка в ответ крепко сжала Димкину ладонь. Наверное, именно с этого момента дни растянулись до бесконечности. Они проходили быстро, но никогда не заканчивались» . В этом рассказе прослеживаются лирические мотивы, которые показывают читателю, как прекрасно и трепетно чувство первой любви.

Наталья Евдокимова мастерски, с юмором обыгрывает неожиданную любовь, неопытность и открытость героев-подростков: «Я люблю тебя, Катя! - а потом сразу поправил себя: - Я люблю тебя, Вика!Мне это говорить было непросто, потому что родители тащили меня за руку. Это, знаете ли, совсем непросто, когда признаешься в любви человеку под присмотром умудренных жизнью взрослых» . Любовь в рассказах Н.Евдокимовой не трагедия, она праздник для героев.

В повести «Мне 14 уже два года» И. Костевич тема любви раскрывается на фоне решения проблем социализации личности в коллективе. Она раскрывается через повествование о мечте героини понравиться однокласснику и изображение беспредельного счастья, когда подросткам удается поговорить наедине. Эта любовь драматичная. Но, несмотря на то, что она приносит немало переживаний главной героине Доремире, девочка дорожит своим первым чувством.

Подводя итог, можно сказать, что подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуальные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

В данном исследовании мы обращаемся к одному из самых значимых в формировании полноценной, духовно и эстетически развитой личности разделов литературы - подростковой литературе.

Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей .

Хорошая детская литература ценна тем, что она естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Обращаясь к исследованию подростковой литературы, не представляется возможным обойти вопрос о её специфике. По мнению большинства теоретиков и критиков, ведущей особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. Под педагогическими требованиями понимается присутствие воспитательного начала, художественный дидактизм. Это основное структурное качество проявляется различным образом в собственно детской литературе в зависимости от специфики эстетического и духовного восприятия.

Другая - не менее важная составляющая специфики детской литературы - горизонт читательских ожиданий. Писатель всегда подспудно ориентируется на потенциального читателя. Данная ориентация не умозрительна - скорее речь должна идти об эволюции художественного сознания, вызванной объективными причинами.

Подростковая проза исследует усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном ей изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода .

В настоящее время литературоведы, писатели, педагоги, социологи с обоснованной тревогой ставят вопросы о причинах кризиса в современной детской литературе, об утрате связи между писателями и читателями-подростками. Показательны сами названия публикаций: "От потешки к порносайту", "Не бедствие, а катастрофа", "Кто спасёт красоту?" и т.п.

Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного чтива в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг - о современных 13-16 летних подростках. Наших, российских."

Кроме причин коммерческого и социологического характера называется растерянность современных детских писателей перед новой реальностью жизни, улицы, которую подростки знают не хуже взрослых, перед теми проблемами, которые определяют "литературу страдания". Известный исследователь детской литературы И.Н. Арзамасцева отмечает, что литература для детей ослабила одну из своих важнейших функций - "намывать целебный слой культуры на повреждения детского мира, нанесённые цивилизацией взрослых… Теперь писатели уже не могут сочинять для детей по-старому - на мелкие темы и словами, пахнущими типографской краской. Программа задана событиями национального, мирового и вместе личного, семейного значения" . Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение, а качество чтения определяется как визуальное и "экстенсивное" (Р. Энгельсинг): однократное, " с простодушной свободой, с какой в текст инвестируются личные эмоции".

В современную литературу для детей вошли приметы сегодняшнего дня: реальность катастроф, криминала, рыночных отношений, в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность. Тем важнее отметить по-настоящему талантливые произведения, в которых художественные и нравственные ценности находятся в достойном равновесии.

В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание традиционным для детской литературы темам семьи, школы, дружбы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме. Это такие писатели, как Александр Папченко, Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Екатерина Мурашова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко и др.

Жанровое своеобразие современной подростковой прозы небогато, это: фантастической повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, А. Папченко, Е. Палтусовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

В данной работе особый для нас интерес представляет анализ образа подростка в современной отечественной прозе. Обратимся к литературоведческим источникам для определения понятия «художественный образ».

В литературоведении под художественным образом понимают всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ -- это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью максимально полного освоения художественного мира произведения .

Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Хорошо сказал об этом великий индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей статье "Содержание литературы": "Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного".

Г.Л. Абрамович обобщает присущие художественному образу особенности:

1. Сочетание живой конкретности, богатства индивидуальных черт и свойств, определяющие силу их эмоционального воздействия на читателей, зрителей, слушателей, и в то же время их идейную и познавательную значимость

2. Способность вызывать у читателей различные ассоциации. "Образ прекрасен и сам собой и бесконечностью за ним лежащей дали"

3. Подчиненность идейно-художественной цели произведения. В изображаемых художником предметах и лицах раскрываются лишь те черты и свойства, которые характерны для них в определенном жизненном контексте.

В исследуемых нами произведениях образы главных героев обладают диалектичностью, которой свойственно объединение живого созерцания, субъективной интерпретации и оценки автором.

Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они зачастую не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее (героиня повести Е. Липатовой «Девочки» сравнивает себя с одноклассницей: «Ася - уверенная в себе, а я - нет; и самое главное - это то, что Ася красивая, а я - так себе»). Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повестях О. Дзюба «Лишь бы музыка звучала…» и Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».

Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений своего «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответственность за свои поступки (примером может служить роман Г. Гордиенко «Алое платье»).

Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенсиха, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, В фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Екатерины Мурашовой. Она поднимает тему детей с ограниченными возможностями (в повести «Класс коррекции») и детей низкого социального пласта - тех, за кем в обществе закрепились некрасивые названия: «шваль», или «отбросы» («Одно чудо на всю жизнь»).

Тему трудных подростков развивает в своем творчестве и Владимир Железников. Его повесть «Чучело 2, или Игра мотыльков» является откликом на самые негативные проявления подросткового возраста: резко выраженная ненависть к окружающим, непризнание себя как члена социальной ячейки, антиобщественное поведение.

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти . Наиболее яркий пример такого поведения показан в повести Т. Михеевой «Не предавай меня!».

В современной подростковой прозе среди нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали подростков, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беспринципности. Герои-подростки осмысливают нравственный принцип порядочности. Он для подростков, с одной стороны, овеян романтичностью, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные поступки людей (примером такого образа может служить главный герой повестей Л.Матвеевой «Конкурс красоты в 6 «а» и «Невеста из 7 «б» Дима Маскин).

В центре повествования - ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных - с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире - с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героев-подростков современной литературы .

Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на наш взгляд, самое важное в произведениях современной подростковой отечественной прозы.

Итак, одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение подростка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для этого возраста.

Несмотря на общее кризисное состояние детской литературы (важной частью которой является подростковая проза), в настоящее время работают писатели, главными героями произведений которых являются подростки.

Они поднимают темы, имеющее глубокое нравственное и эстетическое значение для подрастающего поколения. Такими традиционными для подростковой литературы темами являются: тема личностного развития, любви, дружбы, семьи, школы и т.д.

Тематика определяет жанровую принадлежность произведений современной отечественной прозы: как правило, это любовный роман, повесть социально-психологической направленности, фантастическая, или сказочная повесть.

В героях-подростках современной отечественной прозы сочетаются все отмеченные Г.Л. Абрамович особенности художественного образа, но превалирует живая конкретность, реалистичность, что, на наш взгляд, особенно важно при восприятии художественного образа читателем-ровесником.

Анализ произведений современной отечественной подростковой литературы позволяет нам сделать вывод о том, что характеры главных героев соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».