Обследование речи детей 3 4 лет. Понимание названия предметов. Проверяется произношение отдельных звуков

В этой статье:

Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.

Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

Поход к логопеду

Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3
годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или
гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

Как проводится диагностика

Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

Проверка слуха

Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

Состояние артикуляционного аппарата

Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

Проверяется произношение отдельных звуков

Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

Обследование уровня психического развития

Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

Особенности диагностики речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен
определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .

С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями
животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

Дети 4 лет

Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком . Так он определяет объем
словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

  • подобрать слова-синонимы;
  • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
  • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
  • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.

Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

Первичным (перед началом коррекционной работы),

Промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

Итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов - выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы - 1,5-3 мес. Гуление - 2-4 мес.

Умение ползать - 5-7 мес. Лепет - 5-6 мес.

Умение сидеть - 6-8 мес. Первые слова - 1 год

Умение стоять - 8-9 мес. Фраза - 1,5-2 года

Умение ходить - 10-13 мес. Связная речь - 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

Повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

Отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : - поднять брови,

Нахмурить брови,

Прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Надуть щечки,

Втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

С кем ты живешь?

Как зовут маму, папу?

Кто тебя приводит в детский сад?

С кем ты играешь в детском саду?

Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание на­правлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последователь­ных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма­шинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес­ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор­мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль­нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к иг­рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специ­фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10-15 мин.)

1 балл - ребенок не начинает играть даже после то­го, как взрослый предложил выполнить совместные дей­ствия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет дейст­вия взрослого и не привносит в игру от себя новых дейст­вий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла - ребенок играет самостоятельно; выполня­ет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игруш­кам и действиям с ними, но играет молча; подражает дей­ствиям взрослого.

4 балла - ребенок выполняет ряд логически после­довательных действий, объединяя их сюжетом; сопровож­дает свои действия речью.

2. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей).За­дание направлено на выявление уровня развития целост­ного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картин­ки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 13-16.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку три части разрезной картинки и просит: «Сделай це­лую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной кар­тинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; спосо­бы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

1 балл - ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполне­нию задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справ­ляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

3. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок). Задание направ­лено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из ко­торых изображены в разной последовательности геометри­ческие фигуры - круг, квадрат, треугольник.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 17-22.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскла­дывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрос­лого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точ­но так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлага­ют две другие карточки. В случае затруднений проводит­ся обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при ко­тором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок за­дание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых кар­точках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После де­тального рассмотрения одной пары карточек ребенку пред­лагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

1 балл - ребенок не понимает задание; при обуче­нии действует неадекватно (берет картинку в рот, разма­хивает ею).

2 балла - ребенок принимает задание, но не пони­мает условия; берет любую картинку, и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обуче­ния с заданием не справляется.

3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет опера­циями сравнения и обобщения; после обучения выполня­ет задание правильно.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сра­зу выполняет верно.

4. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ. Задание направлено на вы­явление умения работать по показу, подражанию, дейст­вовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительно­го материала - бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно со­оружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подража­нию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает та­кой же брусок ребенку и просит его поставить так нее. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит по­лусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, разма­хивает ими, берет в рот и т. д.).

2 балла - ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить зада­ние по показу.

3 балла - ребенок принимает задание; по показу вы­полняет неточно; после обучения может выполнить пост­ройку по показу.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.

5. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ . Задание направлено на вы­явление понимания сюжетного изображения, уровня раз­вития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит кук­лу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на ма­шине).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 23-25.

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рас­смотреть, а затем рассказать, что делает девочка (маль­чик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно си­туации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вы­тирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две кар­тинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень развития связной речи (отсутствие актив­ной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понят­ной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).

1 балл - у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла - у ребенка собственная речь состоит из зву­коподражаний и отдельных слов.

3 балла - у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.

4 балла - у ребенка собственная речь фразовая, хо­рошо понятная для окружающих.


Похожая информация.


Диагностическое обследование ребенка с 3–4 лет по развитию речи

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Степанова Людмила Александровна

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

Понимание речи;

Сформированность фонематического слуха;

Предметный и глагольный словарь;

Слоговая структура слов;

Уровень развития активной речи;

Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (6 серий заданий).

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128-133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134-139.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется:

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140-142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Окажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143-148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 149-153. Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По еле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения.

Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 162-176. Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слона различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки - зайка, мишка.

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются:

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»).

Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154-161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

Иннервация мимической мускулатуры: движение оскаливания (улыбнись Петрушке); надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары); наморщивание (удивись, увидев Петрушку); нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

Строение артикуляционного аппарата:

Губы(толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

Зубы(норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

Прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);

Язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

Уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

Твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения артикуляционного аппарата: уточнение возможности движений губами:

Раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);

Выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);

Округлить губки («баранка»); уточнение возможности движений языком:

Высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);

Высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);

Пощелкай язычком(лошадка поскакала);

«часики»;упражнение для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз).

Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

- «улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поцелуй его);

- «трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему).


Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения - 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно - 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку - 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого - 1 балл.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб - 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков - 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары - 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания - 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары - 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку - 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень -8 -12 баллов.
Средний уровень -5-7 баллов.
Низкий уровень - 0-4 балла.