Людмила куцакова: конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий. фгос до. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий и методические рекомендации

Учебно-методические пособия раскрывают систему работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни на занятиях по художественному труду и в самостоятельной творческой деятельности. Содержание занятий спроектировано в соответствии с задачами общего развития детей на основе интеграции эстетической, познавательной, игровой деятельности. Все предложенные занятия "вписаны" в целостный учебно-воспитательный процесс: на прогулках и экскурсиях дети знакомятся с материалами и готовят их к работе, на занятиях по изодеятельности и конструированию осваивают основные способы и технические умения; на занятиях по художественному труду создают оригинальные изделия - "красивые и полезные", имеющие практическую значимость (сувениры, предметы интерьера, игрушки и игровые атрибуты); в игровой деятельности широко используют изделия, созданные своими руками. В пособиях приведены конкретные рекомендации по работе педагога с семьей в целях трудового, нравственного и творческого развития детей с учетом возрастных возможностей, гендерных особенностей, индивидуальных способностей. Даны иллюстрации, схемы, выкройки.

Подробное описание

Художественный труд доступен во всей своей прелести и уникальности даже детям дошкольного возраста. Попробуем разобраться, в чем заключается уникальность.

Во-первых, художественный труд - это продуктивная деятельность, в которой ребенок создаёт конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) - лепит пирожок или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврики т.д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

Во-вторых, художественный труд - это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия (тоже самые настоящие и поэтому наполняющие гордостью от своей «взрослости» и умелости) - вырезывает ножницами , делает надрезы или срезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстия с помощью дырокола или трубочки, палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» - становится умной и многоопытной.

В-третьих, художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов - бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, глину, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена). Он учится видоизменять и преобразовывать. Причем делает это осмысленно. Деятельность обретает мотив и цель, становится управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

В-четвертых, художественный труд - это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. И множество известных нам изделий - калачи и блины, баранки и сушки, корзины и коврики, горшки и кувшины, шляпы и фартуки... - изобретено в древнейшие времена.

Вот почему содержание занятий художественным трудом в средней группе выстроено на материале народной культуры и носит название «Веселая ярмарка».

Урок изобразительной деятельности. (2 часа)

Тема: Создание художественных композиций путем оттиска от различных предметов.

    1. Формировать умения наносить цветовые пятна, путем оттиска различных подручных средств.
    2. Развивать умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму; логическое мышление; внимание; аккуратность.

Оборудование:

Сигнальные карточки, корзина, картошка, спичечные коробки, листы бумаги, зубная щетка, рисунок с композицией, кисточка, краски, словарные слова, баночки с водой, плакат с изображением “Веселого карандаша”.

  1. Организационный момент.
  2. Готовность.
  3. Тема.
  4. Психологическая готовность.

(“Шапочка для размышления”) “BG” (Гимнастика ума)

Учитель: Вы любите придумывать, фантазировать? Вот это мы и будем в себе развивать, используя обычные вещи, которые порой даже не замечаем.

– Почему мы этим будем заниматься?

– Кто же лист раскрасит ваш?

Ну, конечно ……(карандаш).

– А у нас в гостях сегодня волшебник – Веселый карандаш. Он вас многому научит, да и пришел не с пустыми руками, а принес целую корзину всяких вещей, которые в ваших руках окажутся волшебными.

– Давайте расскажем нашему гостю, о чем нужно помнить вам на протяжении всего урока.

(Дети рассказывают о необходимости соблюдать технику безопасности.)

II. Словарная работа.

Учитель : Давайте заглянем в корзинку.

(Учитель достает таблички со словами и прикрепляет на доску.)

– Знаете ли вы значение этих слов?

Композиция – взаимное расположение, величина основных дополнительных фигур на выбранном формате.

Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из растительных, животных и геометрических фигур.

– Знание этих слов пригодится нам в работе.

III. Разминка. Работа с кисточкой и красками.

Учитель достает из корзинки ребус - лист с изображением кисти (работа над словом – омонимом “кисть”).

– Что это за предмет, для чего он нужен?

– Выберите цвет, соответствующий вашему настроению, приготовьте краски.

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.

– Возьмите одну половину листа, положите наклонно. Проведите 3 вертикальные линии, 3 горизонтальные линии, 3 волны (плавные кривые линии), зигзаг, овал.

– Промойте кисть и отложите.

– Покажите свои работы.

(Учитель отмечает настроение детей по выбору светлых и ярких тонов.)

IV. Рисование спичечными коробками.

Учитель достает из корзинки спичечный коробок. (Удивляется.)

– А для чего он нужен? Да еще пустой. Почему карандаш убрал из него спички? (Повторение правил пожарной безопасности.)

– Как вы думаете, что нужно для рисования спичечным коробком?

(Палитра, развести 1 цвет.)

– Как будете им рисовать?

– Кто хочет попробовать? (Ученик по желанию выходит к доске.)

– Какие геометрические фигуры вы обнаружили, заметили?

(Несколько учеников показывают варианты штампов.)

– Все пробуют выполнить несколько вариантов штампов.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (для рук)

Психологическая разгрузка:

– Закройте глаза, что представляете и можете нарисовать, если услышите слово “Нежность”.

V. Рисование картошкой.

Учитель берет из корзинки картошку.

– Какой странный предмет лежит в корзине? Он нам совсем не нужен.

Попробуйте угадать:

Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко
Ведь правда вкусная …..(картошка)?

– Следует говорить: картофель.

– Попробуйте сами оставить след на бумаге с помощью половинки картофеля. (Дети с помощью кисти и палитры наносят на срез картофеля краску и делают оттиски на бумаге.)

VI. Рисование смятой бумагой.

– Возьмите лист бумаги. Сожмите в кулачок. Попробуйте сделать оттиск смятой бумагой.

Вывод: – Какими же предметами можно рисовать?

Логическое упражнение:

(Загадка от карандаша.)

Учитель показывает лист с композицией оттисков.

– От каких предметов остались следы.

И так, корзинка почти пуста.

VII. Работа в группах.

– Вы научились рисовать различными предметами.

– Попробуйте теперь создать свою композицию, орнамент с помощью предметов, которые вы приготовили. Будете работе вдвоем.

По окончанию работы покажите сигнальную карточку.

Выставка работ на доске.

VIII. Рисование руками.

– Даже руками можно творить волшебство. Александр Петров из Ярославской области получил премию “Оскар”, рисуя по стеклу руками. Так он создавал мультфильмы. Учитель показывает, как рисовать прикладыванием ладошки на лист. (Дети пробуют.)

IX. Практическая направленность.

– Где может пригодиться то, чему учил вас Карандаш?

(Подарок друзьям, развлечение на дне рождения и др.)

Штампы используют люди многих профессий.

– Чему научились на уроке? Что понравилось и запомнилось?

Учитель отмечает, что работы у детей получились не похожие одна на другую, в каждой есть своя изюминка.

Урок художественного труда.

Тема: Выполнение аппликации “Матрешка”.

Цели: - учить выполнять лаконичный выразительный декор (т.е. оформить изделие в соответствии с его назначением);

    • познакомить с историей возникновения матрешки;
    • способствовать развитию графических умений, художественного вкуса, творческого воображения, стилевой гармонии, пониманию целесообразности в вещах;
    • воспитывать уважение к народным традициям, чувство взаимопонимания.

Оборудование:

– цветной картон (1лист), цветная бумага, клей (ПВА), деревянная матрешка – игрушки;
– цветы из ткани, открыток, репродукция картины Кустодиева “Масленица”, шаблоны, фланелеграф, сигнальные карточки.

Примечание: посадка детей по группам.

Ход урока.

  1. Введение в тему.

1. Постановка цели.

  • Я приглашаю вас в “Чудесную мастерскую”. Каждый из вас сегодня будит творить чудеса с помощью самых различных предметов.
    • А какие это будут чудеса, вы об этом догадаетесь сами.
    • Попробуйте определить по этим знакам, чем нам предстоит заниматься в мастерской. “Рис.1”
  1. Техника безопасности.
  • Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы мы получили удовольствие от работы в мастерской? (Опора на предметы, нарисованные на знаках.)
  1. Положительный настрой.
  • Помните, что знаки с помощью цвета подсказали нам и то, каким должно быть настроение во время работы; помогите друг другу, тогда наши изделия будут излучать тепло и доброту.
  1. Беседа о рождении русской матрешки.
  2. Ребята! Велено до вас
    Довести в сей час указ.
    Заготовленный самой
    Нашей матушкой – зимой
    Всем! Всем! Всем!
    Только у нас, только для вас
    Открывается звонкая, веселая ярмaрка . (Показ слова)

    Обычно ярмaрка открывалась на масленицу. Это старинный весёлый праздник проводов зимы.

    Русские художники изображали это событие на своих полотнах. Перед вами репродукция картины Кустодиева “Масленица”. (Показ картины)

    На первом плане изображена тройка лошадей, запряженных в сани. В старину на ярмaрку отправлялись на санях. (Видеозапись: демонстрируется эпизод из фильма Н. Михалкова “Сибирский цирюльник”. Комментирование.) И чего только не было в масленицу на ярмaрке.

  • Посмотрите, что есть на лотке в нашей мастерской. (Показ предметов, ученики называют их.)
  • Демонстрация матрешки.
  • Вы правильно назвали эту игрушку. (Учитель достает одну матрёшку из другой.)

Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко
Две Матрёны, три матрешки
И одна Матрёшечка. (Достать Матрёшки.)

    • А кто из вас знает стихи о матрешке?

Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.

Словно репка, она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз.

Щеголиха матрешка –
Сарафан на застёжке –
Петельки витые
Пуговки литые.

  • История возникновения матрёшки.
  • Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: Старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. У мудреца голова вытянулась от раздумий. Игрушка понравилась, и художник С. Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил её токарь В. Звёздочкин.

    Своё название игрушка получила от русского имени Матрёна .

    Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. (Показ иллюстрации.)

    Затем уже появились:

      • Загорская;
      • Семёновская;
      • Полхов – майдановская.

    Художники выбирали своё оформление – декор. (Обращение к словарю.)

    В каждой игрушке чувствуется гармония , т.е. сочетаются размер и краски. Объяснение этих слов я нашла в энциклопедическом словаре школьника “Исскуство”. (Учитель показывает детям книгу.)

    Итог: Мы рассмотрели много интересных вещей в нашей мастерской. И потребуем создать свое изделие – матрешку (хором). (“Рис.1” знак “Глаз”)

  • Моделирование матрёшки на фланелеграфе.
  • Наша задача смоделировать матрёшку. (Показ знака “?” “рис.1”.)
  • Как вы думаете, что нам поможет? (Шаблоны)
  • Выберите нужные шаблоны и попробуйте собрать из них матрешку.
  • Сколько деталей нашли? (Три)
  • (1 ученик моделирует на фланелеграфе, остальные на столах.)

    Итог: Мы смоделировали матрешку и справились с этой проблемой. (Фланелеграф убрать.)

    Y. Изготовление деталей по шаблонам.

  • Выбор цвета, технология выполнения деталей.
  • – Давайте с помощью выбранных вами шаблонов изготовим детали матрёшки.

    – Выберите лист цветного картона для основы и цветную бумагу для деталей так, чтобы они соответствовали характеру вашей будущей матрёшки. Подумайте, какая она у вас будет: весёлая, добрая, заботливая, рукодельница.

    – Как правильно пользоваться шаблоном? (Показ учеником у доски)

  • Самостоятельна работа.
  • а) обвод шаблонов; (Проверка готовности. Показываю знак “Карандаш” “рис.1”.)

    Итог: Обвели! (Убрать знак “Карандаш” “рис.1”.)

    б) вырезание деталей. (Техника безопасности, знак“Ножницы” “рис.1”.)

    Итог: Вырезали детали. Приготовили всё для сборки матрёшки.

    – Уберите ножницы, они нам больше не нужны. Наведите порядок на рабочем месте.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    (Я на скрипочке играю.)

    Кончилось веселице
    Беритесь за делице.

    Перевернуть знак: “Весёлая рожица” “рис.1”.

    VI. Сборка матрёшки. Наклеивание деталей.

    • Будем наряжать матрёшку.
    • Что наклеить в первую очередь? (Платок).
    • Овал лица.

    Итог: Мы одели матрёшку. (Знак “Клей” “рис.1”.)

    VII. Раскрашивание лица.

    • Чего же не хватает? Попробуйте оживить матрёшку.
    • А как это сделать? (Нарисовать лицо) Передайте в выражении лица характер матрёшки, так же как мы старались делать при выборе костюма.

    VIII. Творческая работа. Декоративная роспись матрёшки.

    • Можно ли нашим матрёшкам отправляться на ярмaрку? (Забыли праздничный наряд.)

    Очень любят все матрёшки
    Разноцветные одежки.

    • Что можно использовать для украшения?

    Работа в группах. (Помните о гармонии.)

    1 группа: Украшает цветами, вырезанными из ткани.

    2 группа: Украшает цветами, вырезанными из открыток.

    3 группа: Попробуем доверить разработать и выполнить свой декор из различных цветных геометрических фигурок.

    (Обратиться к знакам, которые учитель переворачивает после каждого этапа.)

    • Масленица
    • – один из древних праздников на Руси. Всю неделю веселятся стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны.

    У каждого из семи дней масленичной недели своё название, свой обычай. Сегодня четверг – “Разгуляй”. И не случайно, после того, как мы всё выполнили получилось слово “Хоровод” (дети читают хором.)

    Весь народ глядит в окошки:
    Танцевать пошли матрёшки
    Восемь водят хоровод,
    А девятая поет.

    Дети с готовыми изделиями встают в хоровод, показывая, их друг другу.

    Заклички:

    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью.
    С радостью, с огромной милостью.

    Ой, вы, жаворонки,
    Жавороночки.
    Летите в поле.
    Несите здоровья,
    Первое – коровье,
    Второе – овечье,
    Третье – человечье.

    Летел кулик
    Из-за моря,
    Принёс кулик девять замков.
    Кулик, кулик!
    Замыкай зиму,
    Открывай весну.
    Теплое лето.

    Вот и солнце закатилось

    Наша ярмарка закрылась.

    Г. Мурманска

    Дом детского творчества имени А. Торцева

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    по художественному труду

    для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Составили:

    методист I квалификационной категории

    ПДО I квалификационной категории

    Тема. Путешествуем по Африке.

    Цель. Обогащение знаний детей об Африке. Закрепление приобретенных навыков: силуэтное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, составление из полученных деталей композиции.

    Расширить знания детей о материке Африка и некоторых ее обитателях. Обогатить словарь детей словами: глобус, материк, Африка, саванна, тукан. Закрепить с детьми умение сгибать бумагу гармошкой на полоски 1см, соединять детали щелевым способом. Закрепить навыки силуэтного вырезывания. Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук. Поощрять творческий подход у детей при оформлении работы.

    Оборудование и материалы: глобус; ПК, монитор (TV или интерактивная доска); презентация к занятию; бумажные тарелочки; гуашь синего цвета, зубные щетки, заготовки по количеству детей: полоски зеленого цвета 3х21см, 3х2,5см и 1х5см нарисованы лапы; листья пальмы, изготовленные из зеленых салфеток; полоска зеленого или коричневого цвета 2,5х14,5см для ствола пальмы; клей; кисточки; ножницы; картинки для раскрашивания с изображением жирафа, птицы и бабочки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Кабинет оформлен в виде острова: стоит макет пальмы, возле пальмы стоит макет жирафа, на классной доске по диагонали наклеен силуэт реки, лежит в воде крокодил, в углу доски изображения дюн и пирамиды, на полу лежат цветы, бабочки. На экран выведен первый слайд презентации «Путешествие по Африке» (приложение 1). Дети стоят у входа в кабинет вокруг глобуса, который держит педагог.

    Преподаватель:

    Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по Африке! Посмотрите на глобус – макет нашей планеты – вот где находится Африка! А название Африка материк получил, как полагают ученые, от имени племени, которое раньше там жило и называлось афригами.

    Ну что, хотите отправиться в путешествие? (да!)

    Дети кружатся вокруг своей оси, педагог произносит «волшебные» слова:

    Глобус верчу, кручу

    С ребятами в Африку попасть хочу!

    Вот мы и в Африке! (все проходят в кабинет, демонстрируется слайд 2) Как много здесь интересного! Давайте прогуляемся по материку. Африка – самый жаркий континент на планете! (демонстрируется слайд 3) В Африке находится самая длинная река в мире – Нил. (демонстрация слайда 4) А еще в Африке находятся пустыни и знаменитые пирамиды и самая известная – пирамида Хеопса (демонстрируется слайд 5).

    На африканском континенте живут самые крупные сухопутные животные: африканские слоны (слайд 6) и жирафы (слайд 7). Попробуйте отгадать, кто еще живет в Африке (дети отгадывают загадки, на мониторе появляется фотография загаданного животного – слайды 8,9,10,11, 12).

    Чёрно-белая тельняшка

    Очень нравится коняшке.

    В Африке живёт моряк,

    Звать лошадку эту как?........(Зебра)

    Я живу в глубоком Ниле.

    Целый день лежу я в иле.

    С виду очень непригож,

    Некрасив и толстокож,

    Глазки маленькие очень,

    Ушки тоже, между прочим,

    Но зато огромный рот

    Кто я дети?.......................(Бегемот)

    Длинноногий, горделивый,

    Важный и неторопливый.

    Шею длинную он носит,

    И листву, как траву «косит».

    Кто ответит, будет прав –

    Это дядюшка………………..(Жираф)

    Вот лежит в воде давно

    Все зеленое бревно:

    Любит Африканский Нил

    Наш зубастый…………….(Крокодил)

    Дверь скрипит иль кто хохочет?

    Испугать меня он хочет?

    Кто такой ты? Не пугай!

    Догадались? ... (Попугай)

    Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно! Вот мы и прогулялись по Африке.

    Ребята, а давайте мы с вами сделаем поделку, которую назовем «Вот какая Африка!»? (да) Отлично!

    Собрались животные на берегу Нила, попить воды, искупаться, а я их сфотографировала! (показ готовой поделки, приложение 2).

    Предлагаю начать работу с оформления фона нашей поделки (поэтапное изготовление поделки показано в приложении 3). Кто скажет, каким способом затонирована тарелочка? А кто вспомнит, как делается набрызг?

    Что растет на берегу Нила? Правильно, пальма, трава. Пока тарелочка сохнет, приступаем к изготовлению пальмы.

    Сначала мы оформим ствол – скрутим длинную полоску в трубочку.

    Педагог показывает, как выполнить ствол пальмы.

    На ствол пальмы за один край приклеиваем листья. На конце трубочки делаем небольшие надрезы.

    Педагог показывает, как наклеить листья и сделать надрезы.

    Готовую пальму наклеиваем на тарелку. Из салфеток или обрезков зеленой бумаги можно сделать траву.

    Теперь приступаем к конструированию крокодила:

    1. Одну сторону широкой полоски заужаем, срезав углы – это будет туловище крокодила. Готовую полоску собираем в гармошку шириной 1 см.

    Чтобы сделать голову, складываем заготовку пополам и срезаем два угла у края, где раскрывается деталь. Наклеиваем готовые детали зубов, глаз, рисуем ноздри.

    Лапы вырезаем из узкой полоски по разметке. Приклеиваем голову и лапы к туловищу. Приклеиваем готового крокодила на тарелку.

    ДИНАМИЧНАЯ ПАУЗА Физкультминутка «АФРИКА»

    Толстокожий бегемот. (Руки в сторону, шагаем вперевалку).

    А за ним, не зная лени.

    Скачут быстрые олени. (Прыжки на месте, изображаем рога)

    Хоть вода с песком и глиной,

    Пьет жираф тут с шеей длинной (Наклоны вперед, руки вниз, изобразить шею жирафа).

    У реки, зарывшись в ил,

    Дремлет грозный крокодил. (Присесть, руки вперед, движения рук врозь-вместе, изображать пасть крокодила)

    Мы его узнали,

    Быстро убежали (Бег на месте)

    Ребята, давайте еще раз назовем, кого мы видели кроме крокодила? (жирафа, птиц и бабочек) Давайте начнем конструировать жирафа. Перед вами лежат заготовки, которые надо будет раскрасить. Посмотрите на монитор, какой окрас у жирафа? (само туловище желтое, а пятна коричневого цвета – слайд 13). После того, как детали будут готовы, их надо вырезать. Не забывайте, что режем четко по линии! Чтобы соединить вырезанные детали, внизу туловища и в верхней части ног делаем по линии надрез, затем вставляем одну деталь в другую. Готового жирафа наклеиваем на тарелочку около пальмы.

    По такому же принципу выполняем птичку. Обратите внимание, что окрас зависит от вида птички. Фото ткачика, попугаев неразлучника и жако на экране монитора (слайд 14).

    Почти все бабочки, которые существуют, обитают в Африке. Посмотрите на некоторых (демонстрируется слайд 15). Например, бабочка Атлас самая большая в мире, а вот эта серенькая бабочка наоборот самая маленькая. Длина ее передних крылышек всего 6 мм!!! Вы свою бабочку можете раскрасить в произвольные цвета. Наклеиваем готовые детали на тарелочку и наша поделка готова!

    Будем смотреть на поделку, и вспоминать наше путешествие. А можно подарить поделку другу или родителям. А пока можно устроить выставку! Кому какая поделка нравится? Почему?

    А теперь нам пора возвращаться домой! Становитесь вокруг глобуса, и я произнесу волшебные слова.

    Глобус кручу-верчу

    С ребятами домой вернуться хочу!

    Вот мы и дома! Понравилось наше путешествие? Вы много интересного теперь знаете об Африке и сможете рассказать своим друзьям.

    Приложение 1.

    Презентация к занятию «Путешествуем по Африке»

    Приложение 2.

    Вид готовой поделки

    Приложение 3.

    Поэтапное изготовление поделки.

    1. Изготовление основы поделки.

    Способом «набрызг» щеткой тонируем гуашью синего цвета дно тарелочки.

    2. Изготовление пальмы.

    2.1. Скручиваем полоску в трубочку.

    2.2. Складываем полоски салфетки пополам и надрезаем по краям, наклеиваем листья на ствол.

    2.3. Делаем надрез по 0,5см внизу трубочки.

    3. Изготовление крокодила.

    3.1. Из полоски 3х21см делаем туловище крокодила, складывая гармошкой шириной 1см.

    3.2. Полоску 3х2,5 см складываем вдвое и вырезаем голову крокодила, срезав два угла. Приклеиваем глаза, зубы и язык, рисуем ноздри.

    3.3. Складываем полоску вдвое, на одной стороне обводим шаблон и вырезываем лапы.

    3.4. Из полученных заготовок собираем крокодила.

    3.5. Приклеиваем на тарелку пальму и крокодила.

    4. Изготовление жирафа, тукана и бабочки.

    4.1. Раскрасить силуэты жирафа, тукана и бабочки.

    4.2. Вырезать по контуру раскрашенные детали.

    4.3.На деталях жирафа сделать надрезы.

    4.4. Щелевым способом соединить ноги и туловище жирафа.


    Конспект занятия по художественному труду в старшей группе.

    «Цветы небывалой красоты»

    (бумажная пластика)

    Цель:

    Продолжение обучения композиционному освоению. Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов.

    Задачи:

      совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

      продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;

      развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

    Материал:

      картон для фона,

      цветные салфетки,

      гофрированная бумага цветная мягкая и жесткая,

      ножницы,

      клей ПВА,

      карандаш,

      тканевая салфетка.

    Предварительная работа:

      составление буклетов,

      рассматривание иллюстраций,

      изготовление ваз и корзин из бумаги.

    Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы, стоящие в вазе, обращает внимание на их красоту, нежность, необычность формы лепестков и листьев, их многообразие. Предлагает насладиться ароматом. Дети называют знакомые цветы. Затем воспитатель обращает внимание детей на красный цветок в вазе:

    Чудо выросло в саду

    С чудом встретится, иду.

    Здравствуй, аленький цветочек!

    Здравствуй, яркий огонечек!

    Ты расцвел на радость мне

    На природе в тишине.

    Как вы думаете, ребята, как долго простоят наши цветы в вазе? Где они дольше проживут, порадуют нас? (ответы детей)

    Конечно, на клумбе. Ну, очень уж хочется украсить нашу группу букетами цветов. Как это можно сделать, не срывая цветов с клумбы? (сфотографировать и сделать фотографии, разместить их в рамках, нарисовать на бумаге). А еще можно сделать цветы своими руками и украсить этими поделками нашу группу. Вы уже знакомы с бумагопластикой. Мы с вами делали разные поделки, а сегодня вы будете создавать своими руками прекрасные цветы.

    Вот посмотрите, какие цветы можно сделать из бумаги. Какие они красивые, не уступают в красоте настоящим. Цветы можно разместить и в вазе, и в корзине, - на ваш выбор: (на столах приготовленный материал для работы, дети делятся на три подгруппы при помощи парных картинок).

      Первая группа будет делать букет из роз, размещать их в корзине;

      Вторая группа делает букет в вазе из Калл;

      Третья группа - астры, тоже в вазе.

    (дети распределяют работу между собой, если возникают затруднения, воспитатель помогает)

    1. Изготовление роз в корзине:

    Зовут меня розой,

    Примите меня,

    Я очень душиста

    И цветом нежна.

    По цвету и имя

    Такое мне дали

    И даже царицей

    За пышность назвали...

    Нарисовать контур корзины на картоне (можно использовать шаблон). Силуэт корзины выложить комочками из салфеток. Из полосок гофрированной бумаги сделать розы и наклеить их в корзину.

    Роза хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

    Верхнюю часть букета оформить маленькими белыми шариками из салфеток. Нижнюю часть букета - листиками (работа требует много времени, поэтому изображение корзины можно внести в предварительную работу).

    2. Букет в вазе из калл:

    Удивительный цветок,

    Белоснежный лепесток,

    С удлинённой серединкой,

    Ярко - желтою тычинкой.

    Так и кажется сейчас,

    Улетит цветок от нас,

    Но не сможет, ведь «крыло» -

    Оно дано ему одно

    А для полёта это мало,

    Поэтому и не летает кала.

    Воспитатель обращает внимание на красоту, композиционное решение. Рассматривает с детьми строение цветка. Напоминает приём изготовления (способом «колокол»).

    Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать. В серединку кулёчка вставить тонкий жгутик. Получился калл. Листочки вырезать из зелёной бумаги.

    3. Изготовление букета из астр в вазе:

    Астру, с прямыми её лепестками

    С давних времён называли звездой.

    Так бы её назвали и сами,

    В ней лепестки разбежались лучами,

    А цвет сердцевинки - совсем золотой...

    Из глянцевой бумаги вырезать вазу, используя приём симметричного вырезывания. Приклеить на картон, оставляя место для букета. Наметить место расположения цветов.

    Накатать из цветной салфетки тонкие жгутики и вставить в капельку клея. На каждый цветок не менее 15-20 жгутиков, чем больше жгутиков - лепестков, тем красивее, пышнее получается цветок.

    Из зелёной салфетки скатать стебельки - длинные жгуты и сделать листочки.

    Итог занятия:

    Готовые работы оформить в рамки и украсить группу.

    Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

    3. Конспекты занятия по художественному труду

    ручной труд дети сенсомоторика

    1. Аппликация «Ромашка» (подготовительная группа)

    Програмное содержание:

    1. Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, ниток);

    2. Закрепить умение делать разметку с помощью шаблона;

    3. Развивать чувство композиции, эстетические чувства;

    4. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, делать оценку своей работе и работе товарища;

    5. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них;

    6. Способствовать безопасному обращению с ножницами.

    Материал: косички из ниток, связанные крючком; цв. картон; цв. бумага; клей; ножницы; шаблоны; прост. карандаши.

    Методические приемы: указания воспитателя по изготовлению поделки (алгоритм работы); пояснение с показом действия; словесный повтор; уточнения; поисковые вопросы; поощрения; включение мотивации; рассматривание образца; самостоятельная работа детей.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Сегодня на занятии мы будем делать подарки для ветеранов ВОВ.

    На прошлом занятии мы с вами вязали косички разной длины. Сегодня мы используем их для изготовления подарков.

    Посмотрите у меня на доске висит образец работы. Давайте его рассмотрим.

    Какой цветок изображен? (ромашка)

    Из каких материалов она выполнена? (картон, бумага, нитки)

    Какого цвета у ромашки лепестки и из чего сделаны? (белые.сделаны из бумаги и ниток) Какого цвета сердцевина и из чего сделана? (желтая из бумаги и ниток)

    У вас на столе лежат шаблоны, которые нужно будет обвести и вырезать.

    Итак, сначала нужно обвести шаблоны и вырезать одну сердцевину и 10 лепестков (показ действия на одном лепестке). Затем равномерно распределить лепестки на бумаге. Потом приклеить. Следующим этапом работы будет наклеивание косичек из ниток на аппликацию, то есть мы будем декорировать нашу аппликацию. Посмотрите в середине косичка крепится в виде змейки, а на лепестках косичкой сделан контур.

    Теперь повторите этапы работы.

    Пальчиковая гимнастика:

    Нам на месте не сидится -

    Разминаем поясницу.

    Корпус крутим влево - вправо,

    Так мы отдохнем на славу.

    В парке есть глубокий пруд,

    Караси в пруду живут.

    Чтобы стаю нам догнать,

    Нужно хвостиком махать.

    Хорошо мы отдохнули

    И к занятиям вернулись.

    Можете приступать к работе.

    Самостоятельная работа детей.

    Оценивание детьми своих работ.

    2. Изготовление поделок из природного материала (подготовительная группа)

    Программное содержание:

    1)Учить детей подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки.

    2) Развивать фантазию, добрые чувства.

    3) Закреплять навыки совместной работы.

    4) Воспитывать чувство сострадания, желание помочь, любовь к живому миру.

    Обогащение словаря: зоопарк, ветеринарный врач, анализы, вольер, страна, Англия, Земной шар.

    Активизация словаря: название природного материала: шишки, сосновые иголки и т. д.

    Материал: сосновые и еловые шишки, иголки от сосны, семена клёна, орехи лесные, каштан, скорлупа грецких орехов, жёлуди, ветки, листья, ракушки, птичьи перья, различные косточки плодовых культур крупного размера, подставки для кисточек, подкладные дощечки, салфетки, розетки (для клея, письмо, вольеры, схемы.

    Дополнительные материалы: пластилин, нитки, клей ПВА, проволока.

    Инструменты: шило, иголка (для педагога, стеки, ножницы, кисточки, карандаш.

    Предшествующая работа:

    1) Проведение занятий по изготовлению игрушек и поделок из природного материала: ежей, лебедей, черепах, пингвинов, уток, гусей и т. д.

    2) Сбор природного материала.

    3) Рассматривание иллюстраций поделок и игрушек.

    4) Рассматривание природного материала.

    5) Чтение статьи «Зоопарк» из энциклопедии «Что такое? Кто такой? ».

    6) Беседа о том, что можно изготовить из данного природного и бросового материала.

    Ход занятия:

    Дети играют. Воспитатель подходит к детям с конвертом и обращается к ним: «Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо из Англии. Вот оно» (показывает детям конверт с адресом). «Желаете ли вы узнать, о чём пишут нам из Англии? »(дети соглашаются, чтобы воспитатель прочитала письмо). Вскрывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам друг врача Джона Долиттла. Я хочу обратиться к вам за помощью для моего друга. Но прежде хочу рассказать одну историю, случившуюся с Джоном. Джон работает в зоопарке ветеринарным врачом. Ветеринар - это врач,--лечащий животных. Джон очень любит животных, птиц. Непосредственно общаясь с животными, птицами он научился понимать их сложный язык и повадки. У Джона возникает множество вопросов. Когда животное прибывает в зоопарк: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья. Звери гуляли у него по всему зоопарку, а говорящий попугай больше всего любил посидеть на голове. Целый день в зоопарки слышался шум и гомон. Надо сказать, что это нравилось далеко не всем работником зоопарка. Однажды Джону пришлось отлучиться из зоопарка за лекарствами для животных. Вернувшись, он обнаружил, что в клетках и вольерах вместо животных и птиц, лежат шишки, жёлуди, веточки. Джон очень расстроился, что кто-то заколдовал его любимых зверей в жёлуди, шишки и веточки. Ребята, поэтому я обращаюсь к вам с большой просьбой, согласны ли вы расколдовать зверей и вернуть их в зоопарк к моему другу? ».

    Дети отвечают утвердительно.

    Воспитатель: «Дети, посмотрите на вольеры. Кого не хватает в них? ».

    Ответ детей: «Зверей и птиц».

    Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, какие звери живут в зоопарке? И чтобы вы быстрее вспомнили - я загадаю загадки про обитателей зоопарка. Вы готовы отгадывать? ».

    Ответ детей: «Да! ».

    Воспитатель: «Тогда слушайте загадки».

    «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит? »

    Ответ детей: «Ёж»

    Воспитатель: «Правильно. А из чего можно сделать ежа? ».

    Ответ детей: «Из шишек, сосновых иголок, пластилина».

    2) «Отгадайте, это кто, ходит в костяном пальто? ».

    Ответ детей: «Черепаха».

    Воспитатель: «Молодцы. А из чего мы будем делать черепаху? ».

    Ответ детей: «Из скорлупы, грецких орехов, пластилина, веточек».

    Воспитатель: «Хорошо, слушайте другую загадку».

    3) «Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу».

    Ответ детей: «Белка».

    Воспитатель: «Правильно. Ребята, а из чего можно сделать белку, какой мы возьмём материал? ».

    Ответ детей: «Из шишек, пластилина, перьев, веточек, зёрнышек от вишен или яблок».

    Воспитатель: «Молодцы! А это кто? Слушайте и отгадывайте!»

    4) «Косолапые ноги, зиму спит в берлоги, догадайся, ответь, кто же это?».

    Ответ детей: «Медведь».

    Воспитатель: «Хорошо! Все загадки вы отгадали правильно. А из какого природного материала вы будите делать медведя? ».

    Ответ детей: «Из шишек, пластилина, лесных орехов».

    Воспитатель: «Правильно ребята! Но обитателей зоопарка так много, что нам не хватило бы и дня, чтобы всех назвать. А теперь настало время расколдовать обитателей зоопарка, чтобы они вернулись к Джону. Но не забывайте, что в зоопарке могут находиться любые звери из: тёплых, жарких, холодных и северных стран».

    Затем воспитатель предлагает детям приготовить материал для ручного труда, если затрудняются в приготовлении материала, то воспитатель советует--обратиться--к--схеме,--на--которой схематично изображён необходимый материал для работы.

    Дети приготавливают материал.

    Перед началом работы воспитатель напоминает детям правила, соблюдения которых повышает безопасность и качество труда. Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, надо осторожно обращаться с ножницами, поделки надо выполнять аккуратно, не торопясь, природный и бросовый материал экономно использовать.

    Воспитатель: «Ребята, как только вы закончите расколдовывать зверя, которого выбрали для себя, можете тихонечко встать, и, подойдя к вольерам поставить в них свою поделку. А пока другие дети заканчивают трудиться над поделками, можно убрать своё рабочее место и помочь товарищу».

    Физкультминутка.

    Звучит музыка Ариэля Рамиреса «Alouette (Жаворонок) » или «La peregrinacin (Паломничество) » в адаптации оркестра Поля Мориа.

    Дети приступают к изготовлению поделок. Воспитатель включается в работу вместе с детьми, озвучивает, какую поделку будет делать.

    Детям, которые затрудняются в выборе поделки нужно подобрать необходимый материал и предложить делать более легкую и доступную для этого ребёнка поделку.

    Как только поделки будут закончены, можно пригласить всех детей подойти к вольерам.

    Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие замечательные звери получились. Все звери, которых вы расколдовали, очень рады, что они вернуться к своему любимому врачу Джону, а он снова будет заботиться о них».

    «Дети, послушайте, пока все трудились, появился волшебник, который заколдовал обитателей зоопарка, и ему стало стыдно за свой поступок. Он решил расколдовать несколько зверей. Посмотрите (воспитатель показывает зверей, сделанных заранее) ».

    «Ребята, волшебник решил больше никогда и никого не заколдовывать. Он понял, что все животные на Земном шаре нуждаются в любви и бережном отношении».

    Затем воспитатель с детьми анализируют каждую поделку. Дети отмечают, что больше всего им понравилось. Воспитатель подчёркивает наиболее выразительные авторские решения.

    В заключении звери благодарят детей.

    Детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ технических навыков и умений. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие должно проходить в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. Работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно.

    Изучение игровых ситуаций как средства в формировании трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Игровые ситуации, которые используются для приобщения дошкольников к труду в природе, должны воспитывать любовь к растениям и животным; учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы...

    Изучение методики преподавания технического творчества

    Изучение методики преподавания Технологии

    Ручной труд изучается в общеобразовательных школах начиная с 60-х годов XIX века. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии...

    К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности

    ушинский воспитание труд личность К.Д. Ушинский как в "Педагогической антропологии", таи и в других своих работах придавал огромное значение выяснению целей воспитания, без чего, как правильно полагал он...

    Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы

    В экспериментальном обучении приняли участие 60 воспитанников. Результаты первичного обследования по методике констатирующего эксперимента (глава вторая) позволили считать данную группу репрезентативной...

    Новые активные формы в проведении уроков русского языка

    Урок русского языка построен на групповой работе учащихся, что позволяет установить обратную связь непосредственно на уроке, продемонстрировать умения и способности детей. Групповая работа предполагает сотрудничество...

    Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива

    По моему мнению, самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие: - во-первых, организатора, идейного лидера, сильной творческой личности, художественного руководителя...

    Особенности формирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей

    Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, "золотые руки". Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги...

    Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика"

    Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: 1) Образовательная - научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы...

    Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению

    Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы

    Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты...

    Разработка методики преподавания психологии

    Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур: - объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними; - отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне; - контроля, т.е...

    Разработка урока по генетической геронтологии

    Проведение занятия: специально подготовленная аудитория для биологического цикла занятий школьников профильного и непрофильного обучения. Цели занятия: 1...

    Этапы самостоятельной работы с книгой

    Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединеняющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Следовательно, одновременно конспект должен содержать: или тезисы, выписки и планы...