Познавательная деятельность.игровые ситуации в подготовительной группе. Дети стоят полукругом перед педагогом. Педагог читает письмо

Сценарий образовательной ситуации по РЭМП в подготовительной к школе группе
(интеграция образовательных областей «Познание»)

Тип ОС: открытие нового знания

Тема: «Двенадцать месяцев».

Дмитриева Светлана Олеговна, первая квалификационная категория, учитель-дефектолог МДОУ № 47, г. Ярославль

Цель: Познакомить с числом и цифрой 12.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для ознакомления с числом и цифрой 12;

Создать условия для закрепления образования числа 11.

Развивающие:

Содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Содействовать развитию восприятия временных представлений и восприятия пространства.

Воспитательные:

Создать эмоциональную мотивацию на развитие чувства отзывчивости у детей, желания помочь «месяцам».

Раздаточный материал:

1) Лист в клетку на каждого ребенка.

2) Карандаш на каждого ребенка.

Демонстрационный материал:

1) Карточки на состав числа 11.

2) Карточки с названиями месяцев.

3) Схема года.

4) 12 «камней».

5) Конверт с письмом от «месяцев».

6) Конверт с письмом от злой волшебницы.

Оборудование:

1) Мольберт.

2) Столы, стулья.

Предварительная работа:

1) Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

· ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

· обращение к личному опыту детей;

· создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети заходят в группу.

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся! (Здравствуйте!)

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своём рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! (Давайте прочитаем.) -Интересно, кто его прислал?

Педагог читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам братья-месяцы из горной страны Богемии. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашей стране появилась злая волшебница и сотворила ужасные вещи: нас месяцев-братьев перепутала, а один месяц спрятала. А чтобы остановить злую волшебницу, которая всем вредит, нужно найти волшебные камни, соединить их по порядку и разгадать код её волшебства. Мы очень напуганы, и некому нам помочь. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите к нам на помощь. Мы ждём вас!

Январь и его братья.»

Ребята, вы хотите помочь братьям-месяцам? (Хотим.)

А вы сможете им помочь? (Да, конечно.)

Что для этого надо сделать? (Собрать все месяцы по порядку.) (Найти потерянный месяц.) (Найти волшебные камни.) (Разгадать код волшебства.)

А где же нам искать месяцы? (Отправиться в страну Богемию, откуда пришло письмо.)

- Тогда закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два, три в страну Богемию нас перенеси!»

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

· актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Ребята, вот мы и очутились в стране Богемии!

Где же мы будем искать братьев-месяцев?

Педагог с детьми подходят к столам и находят красивый конверт.

Ребята, что это? (Конверт.) (Письмо.) Давайте откроем и посмотрим, что в нём находится! (Давайте)

Педагог открывает конверт и читает.

«Если вы выполните по порядку все мои задания, то узнаете, где искать месяцы. Волшебница.»

Вы готовы выполнить задания волшебницы, чтобы помочь братьям-месяцам? (Да, готовы выполнить.)

Педагог с детьми подходят к столам, на которых лежат карточки с цифрами, знаками и точками и первое задание. Педагог читает задание.

«Первое задание : Подберите нужные карточки с точками, чтобы получилось число 11»

2+ =11 5+ =11 8+ =11

3+ =11 6+ =11 9+ =11

Сколько точек ты прибавил к 2, чтобы получилось 11? (Девять точек)

Сколько точек ты прибавил к 3, чтобы получилось 11? (Восемь точек)

Сколько точек ты прибавил к 4, чтобы получилось 11? (Семь точек)

Сколько точек ты прибавил к 5, чтобы получилось 11? (Шесть точек)

Сколько точек ты прибавил к 6 чтобы получилось 11? (Пять точек)

Сколько точек ты прибавил к 7, чтобы получилось 11? (Четыре точки)

Сколько точек ты прибавил к 8, чтобы получилось 11? (Три точки)

Сколько точек ты прибавил к 9, чтобы получилось 11? (Две точки)

Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание!

Дети обращают внимание на разбросанные карточки, которые лежат на полу.

Ребята, посмотрите какой беспорядок! А что это за карточки? (Это месяцы.)

А почему они лежат на полу, кто их разбросал? (Их разбросала злая волшебница.) (Она их перепутала.)

Что же нам с ними делать? (Расставить по порядку.)

А как мы их расставим по порядку, вы знаете? (Да.)

А где мы их расставим? (На доске.) (На столе.)

Педагог обращает внимание на мольберт, на котором изображена схема года и второе задание.

Ребята, посмотрите, что это изображено? (Год.)

Для вас второе задание!

Педагог читает задание.

«Второе задание : Расставьте месяцы по порядку и с соответствующим номером.»

Ребята, год начинается с какого месяца? (Год начинается с января.)

Правильно, это первый месяц в году, с него мы и начнём!

Дети выставляют по очереди месяцы по порядку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

· создание ситуации затруднения;

· фиксация в речи причины затруднения.

Педагог обращает внимание на выставленные месяцы.

Ребята, посмотрите, сколько сейчас месяцев в году? (Одиннадцать месяцев.)

А какого месяца здесь нет? (Декабря.)

Если мы декабрь не найдём, то следующий Новый год не наступит!

Что же нам делать, где мы его будем искать?

Может нам волшебница еще где-то оставила задания? (Да, на столах, лежат листы)

Подходим к столам, на которых лежат листы клетку, карандаши и третье задание.

Ребята, волшебница оставила еще для вас задание! Вы готовы его выполнить, чтобы найти декабрь? (Да, готовы выполнить.)

Дети пишут под диктовку педагога графический диктант «Часы».

Тогда садитесь за столы, возьмите карандаши и внимательно меня слушайте!

«Третье задание : Напишите диктант: 1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 1 клетка по диагонали вправо вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка по диагонали вправо вниз; 6 клеток вправо; 2 клетки вниз; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 3 клетки влево; 1 клетка по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 2 клетки вверх.»

Что у вас получилось? (Часы.)

Ребята, как вы думаете, что это может означать? (Искать декабрь рядом с часами.)

Дети ищут и находят под часами декабрь.

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

· организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

· фиксация нового знания в речи и знаково;

· создание ситуации успеха.

Декабрь вы нашли, что же нам теперь делать дальше? (Поставить его на свое место.)

Дети прикрепляют декабрь на схему года.

Теперь все месяцы на своих местах!

А сколько всего месяцев в году? (Двенадцать месяцев.)

А как же у нас получилось двенадцать месяцев? (Было 11 месяцев, один добавили и получилось 12.)

Из каких цифр состоит число 12? (1 и 2.)

Что обозначает первая цифра в числе 12 ? (Один десяток.)

А вторая цифра? (Две единицы.)

А какой по счету месяц декабрь? (Двенадцатый месяц)

Молодцы, ребята, вместе вы нашли декабрь, порядок в месяцах навели и собрали целый год!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

· соответствие используемых игр цели занятия;

· индивидуальные затруднения в играх;

· ситуация успеха в совместной деятельности.

Ребята, что мы еще не сделали? (Мы не нашли волшебные камни.)

А зачем их нужно найти? (Чтобы разгадать код волшебства)

А зачем нужно разгадать код волшебства? (Чтобы остановить злую волшебницу.) (Чтобы волшебница никому не вредила.) (Чтобы она не совершала злых дел.)

Посмотрите внимательно, где могут быть «камни»?

Дети находят на мольберте «камни».

Ребята, как мы разгадаем код волшебного камня? (Вспомним, о чем было сказано в письме.) (Прочитаем письмо от месяцев.)

Для того, чтобы разгадать код, нужно соединить все камни по порядку.

Дети соединяют камни.

Как выдумаете, какой код у волшебства? (12.)

А как вы узнали код? (К 11 прибавили 1 и получилось 12.)

А из каких цифр мы напишем на камне число 12? (1 и 2.)

Молодцы, ребята, вы разгадали код волшебства, и поэтому злая волшебница больше никогда не сможет колдовать и совершать злых дел!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Подумайте и скажите, что нам поможет сделать это очень быстро? (Надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.)

Дети закрывают глаза и говорят «волшебные слова.

«Один, два, три в детский сад нас перенеси!»

Вот мы и снова в своем детском саду!

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

· организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;

· определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Где мы с вами сегодня были? (В стране Богемии)

Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь январю и его братьям; собрать все месяцы по порядку, найти декабрь; найти камни и разгадать код волшебства.)

Как вы думаете, мы помогли месяцам? (Да.)

Почему мы смогли им помочь? (Мы выполнили задания злой волшебницы.)

А какие задания вы выполнили? (Составили число 11.) (Расставили месяцы по порядку.) (Написали графический диктант.)

Какие новые знания помогли вам разгадать код волшебства? (Умение образовывать число 12.) (Умение правильно записывать число 12.)

Где это нам пригодится? (В школе.) (Научим друзей.)

Что было самым интересным? (Ответы детей)

Было что-то трудное? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы! Вы помогли братьям-месяцам, потому что вы очень смелые, добрые и дружные ребята! Я горжусь вами!

Образовательная ситуация в подготовительной группе

(интеграция образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Тип ситуации : открытие нового знания

Тема: «Цифра 8. Число 8 и его состав»

Педагог : , воспитатель МДОУ № 24, первая квалификационная категория

Цель : формирование представления об образовании числа 8, цифре 8 и составе числа 8 из двух меньших чисел

Задачи :

Образовательные:

1.Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2.Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.

3.Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7.

Развивающие:

1.Содействовать развитию мыслительных операций: памяти, внимания, логического и образного мышления.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений (работа в парах).

3.Способствовать развитию умения объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательные:

1.Содействовать развитию у детей отзывчивости, желания помочь.

2.Содействовать развитию у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с изображением осьминожки (веселый и грустный) – 2шт.

Таблички с квадратами (7 красных и 1 синий)

Таблички с числовыми выражениями: 1+6=7; 6+1=7; 7-1=6; 7-6=1;

Цветные счетные палочки (полоски) Кюизенера

Демонстрационные кости домино (10-12 шт.)

Стручки гороха (из бумаги с нарисованными горошинами)

Цифра «8»

Раздаточный:

Наборы карточек с цифрами от 0 до 9 (по количеству детей)

Коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера (по количеству детей)

Фломастеры или цветные карандаши

Другие материалы и оборудование:

Магнитно-маркерная доска с магнитами и маркерами

Фланелеграф

Записка от осьминожки

Предварительная работа

Реализация работы по формированию элементарных математических представлений по направлениям:

· «цифры»

· «состав чисел 3, 4, 5, 6, 7»

Игровая деятельность (настольная игра «Домино)

1. Введение в игровую ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

Обращение к личному опыту детей;

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и познавательную деятельность

Ход занятия (Дети сидят на стульчиках в один ряд)

Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам на занятие! (воспитатель выставляет изображение грустного осьминожки)

Вы узнали, кто это? (Да, осьминог, осьминожка.)

Какое у него настроение? (грустное)

А вы знаете, почему он расстроен? (нет)

Ребята! Вы хотите помочь осьминожке? (да)

А вы сможете это сделать? (да, сможем)

А почему вы так решили? (мы знаем цифры; мы умеем считать и мы научим считать осьминожку.)

Я предлагаю вам поиграть и выполнить несколько математических заданий.

2.Актуализация в игровой ситуации

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания

Требования:

Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;

Тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)

На доске выставлен ряд квадратов

Ребята, посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (квадраты)

Чем отличаются квадраты? (цветом)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Каким по порядку стоит синий квадрат? (третьим)

Какие равенства можно составить? (1+6=7, 6+1=7, 7 - 1=6, 7 - 6=1) (вывешиваются таблички с числовыми выражениями)

Итак, число 7 состоит из двух чисел 1 и 6 или 6 и 1.

А еще из каких двух меньших чисел можно составить число 7? (2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3)

Вы молодцы! Вы правильно выполнили задание. Я очень довольна вами.

3. Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению причины затруднения

Требования:

Создание ситуации затруднения

Фиксация в речи причины затруднения

Игра «День – ночь»

Ребята, запомните, как расположены квадратики на доске.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет!

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель меняет синий квадрат на красный).

Что изменилось? (убрали синий квадрат; все квадраты красные, стало 7 красных квадратов).

Ночь! Дети «засыпают». (Воспитатель ставит на восьмое место 1 синий квадрат).

Что изменилось? (появился 1 синий квадрат).

Сколько всего стало квадратов? (8)

Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов).

Значит, как получилось число 8? (7+1=8) (Воспитатель выставляет изображение веселого осьминожки).

Ребята! Посмотрите, наш гость-осьминожка повеселел. Это потому, что у вас он научился считать и даже сосчитал сколько у него ножек. А вы знаете сколько? (8)

Правильно. Осьминожка хотел написать письмо своему другу крабику и сообщить ему, что у осьминогов 8 ног. Но вот осьминожка вдруг опять загрустил. (выставляется изображение грустного осьминога). Это потому, что он не знает, как пишется цифра 8. У осьминожки возникло затруднение.

Вы поможете ему выйти из затруднительной ситуации? (Да, поможем).

4. Открытие нового знания

Цель : формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.

Требования :

Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

Создание ситуации успеха

Ребята! Цифра «8» решила с вами поиграть. Она предлагает вам отгадать загадку:

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Вы поняли, как выглядит цифра 8? (Да)

Подойдите к столу. Там для каждого из вас приготовлены наборы карточек с цифрами (от 0 до 9). Вам нужно найти карточку с цифрой 8. (Дети выполняют задание).

Молодцы! Вы все правильно выполнили задание: нашли карточку с цифрой 8.

Динамическая пауза. Игра «Напиши цифру 8»

Покажите, как цифру 8 напишет Буратино своим носом.

Как цифру 8 пишет дирижер?

Как цифру 8 напишет футболист?

Игра «По порядку становись!»

Дети получают карточки с цифрами от 1 до 8. Они свободно двигаются по площадке подскоками под звучание бубна. После слов воспитателя: «по порядку номеров становись!» дети строятся по порядку от 1 до 8.

По порядку номеров рассчитайсь! (первый, второй, …, восьмой)

(Дети садятся за столы)

Ребята, осьминожка очень доволен тем, что знает цифры и сможет написать цифру 8. Но он еще хочет узнать, из каких двух чисел можно составить число 8.

А вы хотите это узнать? (Да, хотим).

Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (бордовая)

А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки? (белая и черная; розовая и фиолетовая; голубая и желтая; 2 красные палочки).

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот какой получился красивый ковер!

(Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе с демонстрационными счетными палочками).

Ребята! Назовите все варианты состава числа 8! (1+7; 7+1; 2+6; 6+2; 3+5; 5+3;4+4)

(Воспитатель рядом с палочками выставляет таблички с записью числовых выражений всех вариантов состава числа 8)

5.Включение нового знания в систему

Цель : формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач

Требования:

Соответствие используемых игр и упражнений цели занятия;

Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

Индивидуальные затруднения в играх;

Ситуация успеха в совместной деятельности.

Игра «Домино»

(на отдельно стоящем столе лежат большого размера карточки, изображающие кости домино, 10-12 шт).

Ребята, вы умеете играть в домино? (да, умеем).

Я предлагаю вам разбиться на пары и выполнить такое задание: каждой паре детей нужно найти 1 кость домино, чтобы общее количество точек на ней было 8. (дети выполняют задание).

Рассмотрим кости домино. На какие две части разбили 8 точек? (6+2; 5+3;4+4)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая правой? (2+6; 3+5; 4+4).

А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1) (При затруднении обратиться к цветным палочкам на фланелеграфе).

Игра «Горох»

(На магнитно-маркерной доске нарисовано растение горох. Стручки гороха прикреплены с помощью магнитов. Над растением прикреплена цифра «8».

Ребята, что за растение изображено на доске? (горох)

Правильно! А цифра «8» говорит нам о том, что в каждом стручке должно быть по 8 горошин.

Посмотрите, заполнены ли стручки горохом полностью? (нет)

Ребята, снимите с доски каждый по одному стручку, сядьте за столы и нарисуйте столько горошин, сколько не хватает до 8! (дети работают за столами)

А теперь расскажите, как вы выполнили задание. (В стручке была 1 горошина. Чтобы стало 8 горошин, я нарисовал еще 7 горошин: 1+7)

(Дети рассказывают о выполнении задания и прикрепляют заполненные горохом стручки к рисунку растения на доске. Воспитатель делает на доске записи: 1+7; 2+6; 3+5; 4+4; 5+3; 6+2; 7+1)

Молодцы! Вы очень старались и правильно выполнили задание.

6. Итог (осмысление)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

Организация анализа детской цели;

Фиксация нового знания в речи;

Определение выполнения взрослой цели;

Создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Дети и воспитатель садятся на стулья.

Ребята, а где же наш гость-осьминожка?

Посмотрите, здесь какая-то записка.

«На вашем занятии было очень интересно. Я многому научился у вас. Спасибо за все! Тороплюсь, мне пора возвращаться домой. Осьминожка»

Скажите, за что вас благодарит осьминожка? (за помощь)

Что вы узнали сегодня нового? (как образуется число 8; как выглядит цифра 8; из каких двух меньших чисел состоит число 8)

А где вам могут пригодиться эти знания? (в школе; в жизни; при решении задач; при решении примеров).

Ребята, я очень довольна вами. Вы растете добрыми, отзывчивыми, любознательными. Вы познакомились с цифрой 8, с составом числа 8. Я уверена, что эти знания вам пригодятся в жизни.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Подготовительная группа

Проблемные ситуации

Ситуация

Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие.

У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.

Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?

Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей?

Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий.

Плачет девочка, как её успокоить?

Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников.

Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека.

Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил?

Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов.

Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение?

Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка?

Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

Если в театре выключили свет, твои действия?

Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах.

Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?

Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой

Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность.

Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?

Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность.

Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома…

Развивает отзывчивость к другим,сочувствие.

На занятии достались новые краски не всем,как быть?

Учит не быть жадным по отношению к другим.

За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить…

Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных.

Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела.

Сопереживание, по отношению к близким.

Тебе очень понравилась игрушка в магазине …

Развивает терпение.

Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать?

Умение находить выход из ситуации.

Тебе хочется завести домашнее животное…

Чувство ответственности:«Мы в ответе за тех кого приручили..»

К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь?

Развивать чувство доброжелания.

Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает..

Понимание по отношению к близким

Твой друг упал,а другие смеются…

Сочувствие сопереживание к близким.

У друга нет носового платочка, надо ли ему дать?

Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким.

В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть

Развивает терпение

Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли?

Развивает чувство ответственности

Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку.

Представление о способах поддержания родственных связей(переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.

Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой?

Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях.

Каким я вижу себя в будущем?

Кем хочу стать?

Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование).

Где работают твои близкие, родственники и кем?

Представление о ценности труда родителей и близких родственников

Жизнь детей разных стран.

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям).

Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?

Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками.

Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним.

Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа?

Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.

Если бы я был воспитателем?

Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр.

Догадайся, почему возникло такое настрое?

Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых.

Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом?

Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.

Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова.

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.

Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг

Реагирование на негативные действия других детей, их последствия

Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр.20)

Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать.

Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?

Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта.

« Как подружить Лису и Журавля?»

Развивать коммуникативные отношения.

Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41)

Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза.

«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41)

Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом.

«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон - громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?»

Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять.

«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?»

Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым

Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча?

Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.

«Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям.

«Какой путь ты выберешь?»

Прямо пойдешь - встретишь старушку, которой нужно помочь

Налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку.

Направо - найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.

Мальчик - инвалид сидит в коляске, но хочет поиграть с вами в мячик.

Как быть?

Приучать детей даже в ущерб себе помогать слабым (чувство доброты).

«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?»

Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам.

«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124)

Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать.

Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться?

Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться.

Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела).

Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле.

Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85)

Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства.

1.успокоить, угостить конфетой.

2.помочь найти дорогу.

3.посмеяться над ней.

4.пройти мимо.

Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда.

«Скучен день до вечера коли делать нечего!»

1.Вы скучали когда- нибудь?

2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.

«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?»

Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы.

«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?»

Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе.

Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109)

Воспитывать чувство щедрости.

Что такое страх?... Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то:

Можно упасть с балкона

Впустить в квартиру преступника

Попасть под машину;

Обжечься

Затеять пожар

Быть укушенным собакой. . (стр.115)

Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.

Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки?

1.Где живется животным лучше?

2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка?

3.Чего нельзя делать в зоопарке?

4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел»

5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей

6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150)

Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке.

«Что мы можем сделать для леса?»

1.Рассматривание серии картин

«Что случилось с мальчиком?»

2.Чем лес помогает нам?

3.Чем мы поможем лесу?

4.Чтение письма Лесовичка.

5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141)

Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать.

Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга.

Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться.

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..

Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать.

Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите?

Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех.

Если вы читаете это сообщение, значит регистрация прошла успешно и вы можете начать вести свой сайт

Познавательная деятельность. Игровые ситуации в подготовительной группе

Шкрет Юлия Михайловна МБДОУ № 12 воспитатель

Город Урай Тюменская область ХМАО-ЮГРА

Задачи : обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

Формировать социально-коммуникативные качества(сотрудничество, гибкость,

терпимость);

Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к

другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирований представлений о дружбе;

Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

Продолжать работать над осознанием основных эмоций- радости, гнева, удивления, страха;

Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов

Оборудование : письмо, кирпичики из картона для домика, буквы, акварель, кисточки,

Трубочки для коктейля, восковые мелки, маленькие и большие круги для рисования, пиктограммы эмоций.

План: 1.Приветствие

2.Игра «Составь слово»

3.Мозговой штурм

4.Модель дружбы

5.Тренинг эмоций

6.Игра «Мир друг без друга»

7.Игра «Паутинка добрых слов»

8.»Салют радости»

9.Физминутка

10.Пословицы и поговорки о дружбе

11.Стихотворение «Гостеприимство» О.Григорьев

12.Игра «Покажи настроение»

13.Портрет друга

14.Итог занятия

Ход занятия: Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь,

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро»,»Привет».

Воспитатель : Давайте сейчас поздороваемся со своими товарищами не словами, а телом.

Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки, два- дотронетесь локтями, три хлопка – спинами..

Игра «Приветствие»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто-то бросил нам в окошко письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишко, пролетая обронил?

Давайте попробуем по этой песенке, от кого это письмо

Звучит запись песни «Шапокляк»

Молодцы! А вы помните, что с ней произошло?

Дети: Она улетела на воздушных шариках

Воспитатель зачитывает письмо Шапокляк

«Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут

Я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили крокодил Гена и его

друзья, остался далеко позади.Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуй-

ста, найти друзей. Я больше не буду вредничать и хулиганить. До свидания. Ваша

Шапокляк».

Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель: давайте построим дом дружбы и пригласим Шапокляк жить в нем.Но кирпи-

чи для стройки будут особенные, их мы получим, если правильно выполним задания.

Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, и нам предстоит выполнить не одно

задание, пройти длинный путь. Каждое задание – это один кирпичик, а каждый кирпич

это часть дома, нашего дома Дружбы.

Итак, 1 задание: Составь слово

Составить слово из букв, которые находятся перед вами на доске:РДУАЖБ

Какое слово получилось (Дружба)

«Мозговой штурм « - что такое дружба ?

Первый кирпичик крепим на доску.

«Модель дружбы»

Как нужно относиться к своим друзьям? Каким надо быть? (добрым, щедрым, великодушным.

Помогать друзьям в беде, радоваться их успехами, кто всегда спешит другу на

помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет прощать, тот никогда не переложит

на него свою вину. Это дети играют вместе, делятся игрушками, не обижаются друг на

житься в трудную минуту.)

Воспитатель: А у нас в группе умеют дружить?

Назовите своего лучшего друга, расскажите о нем.

Рассказы детей.

Воспитатель: А бывает, что друзья ссорятся?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? Активизировать детей дополнительными вопросами

Дети:- Не драться, делиться игрушками, договариваться. Соблюдать правила игры, уважать мнение и желание других детей, не жаловаться, уметь прощать

друг друга, уступать.

Воспитатель приглашает все детей на ковер, сидя на нем все рассматривают сюжетные

картинки и рассказывают о них.

Молодцы! Пройден еще один этап и кирпичик крепится на домик.

Тренинг эмоций (рисунки на доске)

Жили-были две подружки: Плакса и Злюка. Однажды гуляя, они попали под

Дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя ведут.

Какую из подружек было приятнее изображать и почему?

Поведенческий тренинг: А можно помочь Плаксе? (выбирается ребенок –плакса,

остальные успокаивают)

А как можно помочь Злюке? (выпускаем злость в шарик)

А сейчас давайте потопаем ногами и представим себе, что мы надуваем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в него и лопнем! Хлопнули - шарик лопнул, а вместе с

ним исчезла наша злоба и обида. Как вы думаете, почему такие разные девочки

смогли подружиться?

(На земле много людей и они разные, но все дружат между собой, потому

что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы)

Крепим еще один кирпичик на домик

Воспитатель: я хочу предложить еще одну игру «Мир без друга»

Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

Мир без друга был бы неинтересным, потому что…

Мир без друга был бы безрадостным, потому что…

Мир без друга был бы мрачным, потому что…

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда он…

Я доволен другом, когда он…

Я помогаю другу, когда он…

Следующий кирпичик крепится на доску

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу узнать, крепкая ли у нас дружба?

Игра « Паутинки

Упражнение «Паутина добрых слов» -

У меня есть «клубочек дружбы» , который я передаю рядом стоящему ребенку (Оле) , она

обмотает свободным концом ладошку и передаст другому, сопровождая движение

добрым пожеланием или комплиментом (передаем клубок всем ребятам с добрыми словами).

А теперь посмотрите, какая паутинка добрых слов у нас получилась! Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? Почему?

Дети: настроение стало радостным, веселым, потому что приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим приятно было говорить добрые слова друзьям?

Следующий кирпичик для дома Дружбы также «отправляется» на свое место.

А теперь предлагаю всем устроить « Салют Радости»! На рабочих столах находятся кисти,

краски, трубочки для коктейля - каждый делает салю на свое усмотрение (можно дуть из трубочек, можно и рисовать) .

Молодцы! Салют получился чудесный, как настоящий!

Ставим следующий кирпичик на доску.

Физкультурная минутка: Теремок

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему

заданию.

На поляне теремок

Дверь закрыта на замок,

Из трубы идет дымок,

Вокруг терема забор,

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук-тук!

Открывайте! Я ваш друг!

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о дружбе:

Ссора до добра не доводит.

Один за всех и все за одного.

Нет друга- ищи, нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Следующий кирпичик крепится на доску.

Игра « 1-2-3 как я обрадовался, покажи! (разозлился, улыбнулся)

Воспитатель: как много трудных заданий мы выполнили! Очень много знаем о дружбе,

это значит, вы без труда сможете найти друзей, быть верными и хорошими товарищами.

Благодаря вашим стараниям дом Дружбы для Шапокляк получился красивым и простор-

ным, но мне кажется кого-то не хватает?

Дети: Людей, новоселов.

Воспитатель: кто же будет жить в этом доме? Правильно, наши друзья. Предлагаю всем

присутствующим (и гостям в том числе) нарисовать портреты (приготовленные

заранее) и прикрепить в окнах дома Дружбы. Наш дом согрет теплом наших сердец.

Воспитатель приглашает всех в круг и произнести слова:

Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня,

Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня,

Мир, любовь, добро – всем –всем-всем!

В завершении –упражнение «Всем-всем-до свидания»!

(Кулачки ставят в один столбик – кулачок на кулачок)

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном)

  • Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
  • Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?


Ситуация с огнём

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой

  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
  • Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

  • Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

  • В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

  • Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

  • В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
  • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
  • Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла.Как ему помочь?)
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ



«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ


«Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо - кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

  • Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

    Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

    Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

    Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

  • ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

  • В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

  • Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

  • В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.

  • -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
    - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
    -А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
  • У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
    Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
    Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
  • Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
    - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
    Права ли Наташа в такой ситуации?
  • Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
    Никита в раздевальной комнате кричит.
    - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
    Катя молча подошла и помогла Саше.
    Чей поступок верный?
  • Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
    Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
  • Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
  • Елена Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной Алексеевной. Маша кричит.
    - Елена Ивановна, а Оля не отдает мою куклу.
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
    -Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
    Что сказала Елена Ивановна Маше?
  • Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
  • Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
    -Ты предатель.
    Рома обиделся.
    Как ты думаешь, почему?
  • Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
    -Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?
  • В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
    -А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
  • Света выходит в раздевальную и громко говорит.
    - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света?
  • Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
    Витя говорит.
    - Не нужна мне ваша добавка.
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
  • После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
    -Поправьте мне одеяло.
    -Я хочу в туалет.
    - А Саша громко сопит, мне мешает.
    Как бы поступили вы?
  • Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
    Никита громко сказал.
    -Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социальногопроисхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

  • Ситуация

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

  • Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом сдвумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, итеперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  • Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

  • Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

  • Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

  • Ситуация

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он былнекрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

  • «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

  • «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

  • «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

  • «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

  • «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

  • «…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.