Какое произведение называется авторским. Произведения и материальные объекты (носители). Отдельные части произведения

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, т.е., на любые результаты творческой деятельности, если они являются оригинальными и выражены в объективной форме. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга; последний способен создавать только идеальные образы (понятия), а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение - не материальный, а идеальный объект. Творчество приводит к появлению объективно новых результатов, то есть таких результатов, которые ранее не были известны. Но авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты. Некоторые из них могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, то есть при параллельном творчестве. Такие результаты авторским правом не охраняются: ведь для их охраны надо бы вводить систему регистрации всех произведений с установлением первенства (приоритета) при создании произведения, либо признавать соавторами всех авторов, получивших одинаковые результаты.

«Авторское право» на самом деле представляет собой «пучок прав», который создатель произведения имеет право контролировать, если произведение является «оригинальным авторством, закрепленным в материальном средстве выражения». Это означает, что для того, чтобы иметь право на защиту авторских прав, работа должна быть тем, что вы создали и настроили в какой-то физической форме, например, в письменной форме, на видеозаписи, в звукозаписи, в компьютерной программе или на экране компьютера. «Пакет прав», который включен в авторское право, является правом: распространять произведение, воспроизводить работу, отображать работу, выполнять работу и создавать на основе оригинальной работы.

Ни того, ни другого в авторском праве нет. Таким образом, авторское право охраняет лишь уникальные, не повторяющиеся при параллельном творчестве результаты, то есть лишь оригинальные результаты. В законах некоторых зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные результаты. Отнесение произведения к сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для охраняемости произведения: творчество может быть только научным, литературным или художественным; никаких иных видов творчества нет. Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения и способа выражения. Назначение произведения - это предполагаемый или фактический способ его использования. Этот способ может быть предложен самим автором или другим лицом, причем - даже независимо от намерения автора. Предполагаемый способ использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако фактический способ использования иногда влияет на содержание и объем имущественных прав.

«Владельцем авторских прав» или «владельцем авторских прав» является лицо или компания, которая владеет каким-либо одним из авторских прав на произведение. Право собственности на авторские права отделено от владения самой работой. Например, когда художник продает картину кому-то, художник обычно сохраняет авторские права на картину. Это означает, что покупатель картины будет иметь ее в своем доме или офисе, но художник сохранит права на копирование, показ и распространение картины, а также другие работы, основанные на картине.

Авторские права не только могут продаваться независимо от самой работы, но и разные эксклюзивные права могут продаваться отдельно. Например, художник мог продать право делать копии своих работ одному человеку и мог продать право публично отображать его кому-то другому.

Авторское право охраняет произведения независимо от их достоинств. Достоинства - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, истинно научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в художественном или научном отношении. Конечно, эти последние произведения не должны вообще использоваться из-за их низких характеристик. Но это не значит, что они не охраняются авторским правом.

В соответствии с действующим законодательством США об авторском праве уведомление об авторских правах больше не требуется размещать на работе для защиты авторских прав, но многие люди все еще используют уведомление, поскольку оно позволяет миру узнать, кто является владельцем авторских прав, и что работа защищена авторским правом.

«Производная работа» - это работа, основанная на одной или нескольких предшествующих работах. Один из них состоит в том, чтобы делать производные работы. Закон США об авторском праве содержит много примеров того, что такое производная работа. Одним из примеров является кинофильм, основанный на книге. Если вы создаете производную работу с владельцем основной работы, вы, как автор производной работы, можете получить авторское право, охватывающее исходный материал, который вы внесли.

Отдельные части произведения

Любые отдельные части произведения, являющиеся оригинальными, охраняются авторским правом сами по себе: охраняется отрывок из телефильма, из радиопередачи и т.п. Охраняется даже отдельный кадр из телепередачи (п.3 ст.6 Закона). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально). Однако название произведения, состоящее из одного-двух слов, как правило, не является само по себе оригинальным и потому авторским правом не охраняется ("Кавказский пленник", "Петербургские тайны", конкурс "Мисс Россия" и т.п.). Неоригинальные названия, не охраняемые сами по себе авторским правом, могут получать охрану путем регистрации их в качестве товарных знаков. Кроме того, использование другими лицами неохраняемых, но получивших известность названий, может быть запрещено на основе норм о запрете недобросовестной конкуренции.

Свободное использования персонажа

Слова, которые вы используете, чтобы рассказать историю, картину, которую вы рисуете, и тексты песен, которые вы написали, - это все типы «выражения». Закон об авторском праве защищает выражение только в том случае, если его читают или видят другие. «Справедливое использование» - это право общественности на разумное использование материалов, защищенных авторскими правами, в особых обстоятельствах без. Независимо от того, было ли справедливое использование защищенной авторским правом работы, не всегда легко определить, и было много судебных процессов, чтобы определить, является ли использование «справедливым».

Форма и содержание произведения

В любом произведении различают элементы формы и элементы содержания. Например, в произведении художественной литературы, в художественном фильме к элементам формы относятся язык, художественные образы, а к элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает. Длительная практика показала, что элементы содержания различных произведений при параллельном творчестве повторяются, даже без заимствования. Напротив, формы, в которых проявляется содержание, являются многообразными, неповторяемыми, оригинальными. В этой связи в авторском праве, как России, так и иных стран, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а содержание произведения, напротив, не охраняется. Вернее сказать, что содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому пункт 4 ст.6 Закона гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Таким образом, идея телепередачи, например, "Угадай мелодию", "На самом деле", "Старая квартира", сама по себе авторским правом не охраняется; охраняются лишь конкретные передачи, конкретные сочетания образов, фраз и т.п. Имидж персонажа, созданного актером, как идея, авторским правом не охраняется; однако образ персонажа мультфильма (например, "Волк", "Заяц") охраняется авторским правом, т.к. рисунок - это форма образа. Вообще вопрос о разграничении формы произведения (охраняемой) и содержания произведения (не пользующегося охраной) является очень сложным: часто ответ на него требует специальных знаний. В частности, между музыковедами до сих пор идет спор о том, относится мелодия музыкального произведения к форме или содержанию музыкального произведения. По моральным соображениям автор, который использовал при создании своего произведения элементы содержания чужого произведения (идею, метод, факты и т.п.) должен дать ссылку на источник заимствования.

Если есть сомнения в том, что что-то квалифицирует для исключения для справедливого использования, вы должны запросить у него. Ниже приведены примеры случаев, связанных с защитой справедливого использования. Предполагаемые клипы фильма не были в центре внимания документального фильма и не были особенно заметны, и использование клипов для фильма было маловероятным для рынка подрезания для кинофильма.

В доктрине «первой продажи» признается, что право собственности на авторское право отличается от права собственности на материальный объект, являющийся объектом авторского права. Например, владение копией книги «Ловец во ржи» не означает, что вы владеете авторским правом в истории. Согласно первой доктрине продажи, владелец законной копии произведения, защищенного авторским правом, может продавать, сдавать в аренду или передавать эту копию или публично отображать эту копию без нее. Это означает, что вы можете купить книгу или видеозапись, передать ее другу или продать ее во дворе, но вы не можете сделать копию этой книги или видеозаписи и продать или отдать этот экземпляр.

Авторское право возникает автоматически, без необходимости соблюдать какие бы то ни было формальности при создании произведения или при его опубликовании. В частности, не требуется никакой регистрации, сдачи на хранение экземпляра произведения или особого оповещения при публикации произведения.

В США автор или иной владелец авторских прав может в любое время зарегистрировать свое произведение в Ведомстве по авторским правам США. Такая регистрация не является обязательной. Однако, регистрация обязательно должна быть проведена до начала судебного процесса в США по поводу нарушения авторских прав (без регистрации права владельца авторских прав оказываются значительно хуже защищенными).

Но обратите внимание, что существует исключение из первой доктрины продажи для аренды и компьютерных программ. Чтобы арендовать копии звукозаписей, защищенных авторским правом, или компьютерных программ, вы должны получить разрешение от владельца авторских прав. Горячий вопрос в настоящее время заключается в том, должна ли первая доктрина продажи вообще применяться к Интернету и другим цифровым медиа, где владельцы законных копий произведений могут передавать копии этих произведений и по-прежнему сохранять свои законные копии.

Работа не имеет права на защиту авторских прав до тех пор, пока она не будет «зафиксирована в материальном носителе». Например, песня, которая была создана и даже исполнена, но которая никогда не была записана на ноты или записана, не имеет авторских прав.

Сходные нормы действуют в некоторых латиноамериканских странах. В России произведения могут быть зарегистрированы в двух случаях в Российском авторском обществе (РАО).

Во-первых, РАО регистрирует произведения российских авторов - членов РАО для того, чтобы их точно идентифицировать в целях последующего сбора вознаграждения за их использование на телевидении, на радио, при публичном исполнении. Это так сказать, техническая регистрация. Она не влияет на авторские права.

В разделе 102 Закона об авторском праве Соединенных Штатов говорится. Ни в коем случае защита авторских прав на оригинальную авторскую работу не распространяется на любую идею, процедуру, процесс, систему, метод работы, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы, в которой описано, объяснено, проиллюстрировано или воплощено в таких работа. Идеи, методы, концепции, системы и устройства не имеют права на защиту авторских прав.

Этот язык означает, что никто не может монополизировать идею или предмет по требованию авторского права. Иными словами, закон об авторском праве защищает идею, но не сама идея. Можете ли вы представить, могли ли люди, которые впервые писали рассказы о девушке, желающей поиграть в баскетбол или о мальчике и влюбленной девушке, смогли остановить всех остальных от написания историй об этих предметах? Было бы очень трудно создавать оригинальные произведения и победить цель закона об авторском праве, которая должна способствовать развитию искусства и обеспечить общественность выгоду от творчества авторов.

РАО осуществляет и другой вид регистрации: любое лицо может обратиться в РАО и зарегистрировать свой "объект интеллектуальной собственности". Часто при этом пытаются зарегистрировать идею теле - или радиопередачи, сценарий телефильма, название и краткое описание передачи. Эта регистрация - платная. Размер оплаты зависит, в частности, от суммы, в которую заявитель оценивает свое произведение. В заявлении, которое авторы представляют при этом в РАО, они подтверждают, что "являются единственными обладателями права интеллектуальной собственности на данное произведение и что при создании произведения не были нарушены права других лиц".

В соответствии с разделом 501 Закона США об авторском праве любой, кто нарушает какой-либо из них, является нарушителем авторских прав. Чтобы доказать нарушение авторских прав, истец должен показать, что подсудимый скопировал работу оригинального автора либо путем фактического копирования работы истца, либо с учетом работы истца, когда ответчик составил свою работу, и что вместе взятые, элементы, скопированные подсудимым, составляют «слишком много» по количеству и значению, и что аудитория этих двух работ увидит сходство между работой подсудимого и защищенными элементами в работе истца.

"Юридическое значение этой регистрации произведения и условия регистрации нам разъяснены, в том числе, что данная регистрация произведения не влияет на возникновение, осуществление и охрану авторских прав, но может быть использована автором в качестве доказательства факта существования неопубликованного произведения к моменту его регистрации в РАО". Все это указано - с правовой точки зрения - полно и верно. Правовое значение такой регистрации в РАО, таким образом, не следует преувеличивать. Но свидетельство о регистрации произведения, выдаваемое Российским авторским обществом, выглядит очень солидно и красиво, а потому оно вносит успокоение в сердца авторов. При этом следует, однако, учитывать, что при возникновении споров и конфликтов РАО защищает только тех авторов, которые являются членами РАО. Определенной формальностью, допускаемой российским законодательством, является помещение на экземплярах выпускаемых в свет произведений знака охраны авторского права.

Термин «интеллектуальная собственность» относится ко всем видам нематериальных видов собственности, которыми могут владеть люди. В отличие от физического свойства, интеллектуальные свойства являются исключительно творениями закона и не имеют независимого существования.

«Главная лицензия на использование» - это соглашение, по которому грант кому-то другому используется в визуальной работе. Например, если запись используется в качестве фоновой музыки для кино или телевизионной рекламы, продюсеру необходимо будет получить лицензию на использование мастерской от звукозаписывающей компании. Обратите внимание, что продюсер также должен получить от владельца авторских прав саму песню.

Этот знак состоит из трех элементов:

буква С в окружности (от английского слова "Copyright" - авторское право);

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Например, © REN-TV, 1998.

Помещение такого знака не является обязательным; оно носит чисто информационный характер, как бы подсказывая, к кому следует обращаться лицу, желающему использовать произведение.

Согласно Закону об авторском праве Соединенных Штатов, право использовать авторские песни, предназначенные для распространения для публики для частного использования, является одним из них. Однако Закон об авторском праве предусматривает, что, как только владелец авторских прав зарегистрировал и распространил такую ​​работу для общественности в Соединенных Штатах или разрешил кому-то еще сделать это, «принудительная механическая лицензия» доступна всем, кто хочет записывать и распространять работа в Соединенных Штатах.

Механическая лицензия потребует от этого лица платить лицензионные сборы по «обязательной» ставке, установленной в разделе 115 Закона об авторском праве. «Средство» - это тип художественной техники или средств, связанных с используемыми материалами или творческими методами, связанными с производством произведения.

В последующем права на произведение могут перейти к другому лицу. Тогда новый владелец прав может указать себя в знаке охраны авторского права. Если произведение перерабатывается (дорабатывается), то можно давать ссылку на несколько годов, например: "1997, 1998 гг.". В случае нарушения авторских прав на произведение, содержащее знак охраны, нарушитель не может ссылаться на то, что он предполагал, что произведение не охраняется авторским правом, или что он не знал, у кого надо получить разрешение на использование произведения.

«Музыкальная композиция» - это музыкальная работа, такая как песня или фортепианная пьеса, созданная композитором с использованием мелодии, гармонии и текстов. Музыкальная композиция не в звуковой форме; это комбинированные заметки и тексты, написанные на нотах. Запись, звуковая версия музыкальной композиции - это. Музыкальная композиция может быть очень длинной, как симфония Бетховена, или может быть одной песней.

Нет точного определения того, что «пародия» находится в соответствии с законом об авторском праве. Пародия на произведение, защищенное авторскими правами, может быть. Однако, просто потому, что что-то смешно, не обязательно означает, что это пародия. Фон, освещение, поза и другие особенности рекламной ролики были похожи на противоречивую фотографию актрисы Деми Мур, взятой, когда она была на восьмом месяце беременности. Истец, известный фотограф, снявший фотографию Деми Мур, подал в суд на киностудию за авторским правом.

Производные произведения и сборники

Закон (п.3 ст.7) предусматривает, что авторское право распространяется на производные произведения и на сборники. К числу производных произведений относятся переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки. При этом в форме производного произведения всегда используются части (элементы) формы других произведений. Именно поэтому они именуются производными произведениями (переработками). Авторское право переработчика возникает только на творческую переработку; техническая работа (например, технический перевод) не получает охраны по авторскому праву. Если произведение, которое легло в основу переработки, охраняется авторским правом, то авторское право переработчика является "зависимым": автор аранжировки может использовать аранжировку при условии соблюдения прав владельца первоначального музыкального произведения. От производных произведений, в форме которых использованы элементы (части) формы другого произведения, следует отличать случаи использования в произведении элементов содержания другого произведения, т.е. использование идеи, сюжета, темы, фактов другого произведения. В последних случаях созданное произведение не является производным, а авторские права на него никогда не могут считаться зависимыми. Следует также учитывать, что использование в произведении цитат не делает его производным. Сборники, охраняемые авторским правом, - это подборки различных произведений, отрывков из них или материалов, не являющихся объектами авторского права. Они охраняются в связи с творчеством, вложенным в отбор (подбор) и в расположение содержащихся в них произведений (материалов). Разумеется, что сборники не пользуются охраной, если при их составлении творчества не внесено. Авторское право, возникающее на сборник, также может быть зависимым: если вошедшие в сборник произведения охраняются авторским правом.

При анализе факторов суд установил, что реклама была пародией и справедливым использованием фотографии, защищенной авторским правом истца. Верховный суд Соединенных Штатов заявил, что он отказался «прелюминировать презумпцию», что все коммерческие виды использования произведений, защищенных авторским правом, являются несправедливыми. Работы, которые находятся в общественном достоянии, принадлежат всем и могут свободно использоваться без компенсации авторам. Существует много причин, по которым работа может быть в общественном достоянии.

Авторское право охраняет произведение с момента выражения его в какой-либо объективной форме. При этом очень часто произведение не становится еще доступным неопределенному кругу лиц. Но это обстоятельство не препятствует возникновению охраны. Если произведение становится (при его создании или впоследствии) доступным неопределенно широкому кругу лиц, то оно превращается в "обнародованное" или "опубликованное". По Закону (ст.4) это - разные понятия. Но мы не имеем возможности углубляться в детали, а потому будем употреблять эти термины как синонимы.

Например, работы, состоящие исключительно из информации, которая обычно доступна и которая не содержит оригинального авторства, находятся в общественном достоянии. Работы, которые ранее имели право на защиту авторских прав, входят в общественное достояние, когда срок действия авторских прав истек.

«Публиковать» произведение означает распространять копии этой работы для общественности. Акт публикации упоминается как «публикация», и иногда опубликованная работа называется «публикацией». Например, публикация книги предполагает, что издатель распространяет копии книги для публики, как правило, через книжные магазины и другие виды реселлеров и дистрибьюторов. Контролирует это право на распространение или публикацию копий работы, но обычно это право распространения на издателя. Другие примеры публикаций включают газеты и журналы.

Опубликование произведения обычно влечет выплату вознаграждения автору произведения. Авторские права на опубликованное произведение сохранятся. При этом объем авторского права не увеличивается, как многие полагают, а наоборот - несколько уменьшается, поскольку опубликованное произведение в некоторых, указанных в законе случаях может использоваться свободно - без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (случаи свободного использования - см. п.1.7.).

Произведения и материальные объекты (носители)

Обычно произведение существует на каком-либо материальном носителе. Так, телефильм или телепередача представлены в форме видеокассеты, радиопередача - в форме аудиокассеты, музыкальное произведение - на компакт-диске и т.п. Для использования произведения необходимо либо стать собственником этого материального носителя, либо получить доступ к нему на ином основании (взять в прокат и т.п.). Вместе с тем, произведение, хотя и тесно связано с этим материальным носителем, но не сливается с ним в одно целое. Произведение, зафиксированное на материальном носителе, охраняется авторским правом, а сам материальный носитель (мастер-лента или любой экземпляр этого носителя) охраняются правом собственности. Это - разные по содержанию права, да и принадлежать они могут разным лицам. Во многих случаях вначале автор (изготовитель и т.п.) произведения является одновременно собственником материального носителя. Затем он может распорядится своим авторским правом (предоставить его другому лицу). Автор (изготовитель) может также распорядиться материальным объектом (продать его, подарить и т.п.). Важно помнить, что передача материального носителя другому лицу сама по себе не означает, что автор (или иной собственник) предоставил также и авторские права на произведение, записанное на этом объекте. Из-за того, что эти вопросы на практике, при заключении договоров решаются неполно или неточно, возникает огромное количество споров и конфликтов.

Неохраняемые объекты

Не пользуются охраной, прежде всего, те объекты, которые не обладают каким-либо признаком произведения: не являются результатом творчества (технический перевод), не являются оригинальными.

1. Произведения, срок охраны которых уже истек, т.е. ставшие общественным достоянием (ст.28 Закона);

2. официальные документы (тексты законодательного характера, судебные решения, официальные заявления Госдумы, Президента, Правительства, мэра Москвы и т.п.);

3. государственные символы и знаки (флаги, гербы и т.п.);

4. произведения народного творчества (поскольку их авторы неизвестны);

  • 4. Исчерпание прав
  • 5. Действие исключительных прав на территории Российской Федерации
  • 6. Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение
  • § 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние
  • 1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.
  • 1.2. Произведения, 50-летний срок действия исключительных прав на которые истек по состоянию на 1 января 1993 г.
  • 1.3. Произведения, авторское право на которые возникало у юридических лиц в соответствии с законодательством, действовавшим в ссср
  • 2. Сроки действия авторских прав на произведения, охраняемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации
  • § 8. Договоры в сфере авторских прав
  • 1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
  • 2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
  • Лицензионный договор n ________ о предоставлении права использования Произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия)
  • 3. Издательский лицензионный договор
  • 4. Договор авторского заказа
  • § 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав
  • § 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях
  • 1. Переводы и иные производные произведения. Составные произведения
  • 2. Служебные произведения
  • 3. Программы для эвм
  • 4. Аудиовизуальные произведения. Сложные объекты
  • 5. Проекты официальных документов
  • 6. Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования
  • 7. Произведения архитектуры
  • 8. Создание произведений по государственному или муниципальному контракту
  • 9. Особенности охраны произведений, созданных в период существования ссср
  • Глава 3. Смежные права § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения
  • § 2. Права на исполнение
  • § 3. Права на фонограммы
  • § 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания
  • § 5. Права изготовителей баз данных
  • § 6. Права публикатора
  • Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами
  • Глава 5. Защита авторских и смежных прав § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав
  • 1. Гражданско-правовая ответственность
  • 2. Административная ответственность
  • 3. Уголовная ответственность
  • § 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами
  • Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав § 1. Общие сведения
  • § 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
  • § 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах
  • § 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)
  • § 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм ("Женевская фонограммная конвенция")
  • § 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)
  • § 7. Договор воис об авторском праве
  • § 8. Договор воис по исполнениям и фонограммам
  • § 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав
  • § 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

    Понятие "произведение" в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

    Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

    Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

    Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии "субъективной новизны", т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

    Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например "Ну, погоди!", "Буратино" (от итал. burattino - "кукла-марионетка", "легкомысленный человек") и т.д.

    Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

    Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать "качество" произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

    Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

    В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав:

    Литературные произведения;

    Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    Хореографические произведения и пантомимы;

    Музыкальные произведения с текстом или без текста;

    Аудиовизуальные произведения;

    Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    Другие произведения.

    Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

    По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

    Виды произведений │

    ├─ │Литературные произведения и условно приравненные к ним │

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Драматические и музыкально-драматические произведения │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Сценарные произведения │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Хореографические произведения и пантомимы │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Музыкальные произведения с текстом или без текста │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Аудиовизуальные произведения │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Произведения изобразительного искусства: произведения живописи, │

    │ │скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др. │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ │Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового │

    ├─ │искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и │

    │ │макетов │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Фотографические произведения и произведения, полученные способами, │

    │ │аналогичными фотографии │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ │Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и │

    ├─ │пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к │

    │ │другим наукам │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Программы для ЭВМ (компьютерные программы) │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │Переводы, переработки и иные производные произведения │

    │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    └─ │Сборники, базы данных и иные составные произведения │

    └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

    Программы для ЭВМ;

    Базы данных;

    Производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;

    Составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

    Такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

    Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

    К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

    Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

    Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

    Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

    Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

    Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия "произведения" как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

    Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе "идеи", не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

    Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться "идеи", "факты" и иные аналогичные объекты ("идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования") безотносительно к форме их выражения.

    Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

    ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    └┬───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

    ├─ │ Идеи │ ├─ │ Открытия │

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

    ├─ │ Концепции │ ├─ │ Факты │

    │ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

    ├─ │ Принципы │ ├─ │ Языки программирования │

    │ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

    ├─ │ Методы │ ├─ │ Сюжеты произведений │

    │ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

    ├─ │ Процессы │ ├─ │ Правила игр │

    │ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

    ├─ │ Системы │ │ │ Иные результаты │

    │ └─────────────────────────────┘ │ │ интеллектуальной │

    │ │ │ деятельности или │

    │ ┌─────────────────────────────┐ │ │ сведения (информация), │

    ├─ │ Способы │ └─ │ не получившие │

    │ └─────────────────────────────┘ │ воплощение в форме │

    │ │ конкретного произведения │

    │ ┌─────────────────────────────┐ └──────────────────────────────┘

    └─ │ Решения технических, орга- │

    │ низационных и иных задач │

    └─────────────────────────────┘

    Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

    Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

    Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

    Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений - объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

    1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности - произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

    Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

    Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

    Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной: если

    ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    └┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    ├─ │ Официальные документы государственных органов и органов местного │

    │ │ самоуправления муниципальных образований, в том числе: │

    │ └┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ├─ │ Законы и другие нормативные акты │

    │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ├─ │ Судебные решения │

    │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ├─ │ Иные материалы законодательного, административного и │

    │ │ │ судебного характера │

    │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ├─ │ Официальные документы международных организаций │

    │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ └─ │ Официальные переводы указанных выше документов │

    │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ │ Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные │

    ├─ │ знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных │

    │ │ образований │

    │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ├─ │ Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие │

    │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ │ Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно │

    └─ │ информационный характер (сообщения о новостях дня, программы │

    │ телепередач, расписания движения транспортных средств и тому │

    │ подобное) │

    └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

    Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества ("выражений фольклора"). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и "сообщений о новостях дня", но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.

    Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

    Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т.д.

    На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений ("Смешарики", "Простоквашино" и т.д.).

    Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма "Ну, погоди!", согласился с мнением о том, что название этого фильма "может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора"*(3) .

    С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведен законодателем за пределы такой категории, как часть произведения: один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.

    Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о "возможности самостоятельного использования" части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись "самостоятельным результатом творческой деятельности" и были выражены в какой-либо объективной форме.

    Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном или драматическом произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, то автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг Джеймса Бонда, А. Милн в отношении персонажей своих рассказов о Винни-Пухе, А.Н. Толстой в отношении героев своей книги "Золотой ключик", Э.Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т.д.

    В случае если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т.п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.