Н е щуркова прикладная психология воспитания. Основные положения гуманистической этико - педагогической концепции Н.Е. Щурковой


Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

«Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

«Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

«Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

«Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».


Формирование образа жизни, достойной Человека

Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности.

На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте.


Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.


Принципы

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения.
  • принцип субъектности.
  • принцип принятия ребенка как данности.

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.


Цель и принципы воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.


Принцип субъектности

Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.


Принцип принятия ребенка как данности

Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.


Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:

  • Философическое;
  • Диалогическое;
  • Этическое воспитание.

Философическое воспитание

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.


Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.


пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.


Диалогическое воспитание

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу - родовое, природное качество человека.

Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.


Этическое воспитание

При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.



Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.


В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два:

нельзя посягать на другого и нельзя не работать.


основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников

  • 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  • 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми
  • 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.


Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.


Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

«Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

«Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

«Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

«Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».


Формирование образа жизни, достойной Человека

Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности.

На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте.


Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.


Принципы

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения.
  • принцип субъектности.
  • принцип принятия ребенка как данности.

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.


Цель и принципы воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.


Принцип субъектности

Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.


Принцип принятия ребенка как данности

Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.


Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:

  • Философическое;
  • Диалогическое;
  • Этическое воспитание.

Философическое воспитание

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.


Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.


пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.


Диалогическое воспитание

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу - родовое, природное качество человека.

Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.


Этическое воспитание

При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.



Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.


В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два:

нельзя посягать на другого и нельзя не работать.


основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников

  • 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  • 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми
  • 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.


Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Н.Е. Щуркова
Рубрика (тематическая категория) Технологии

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика. М., 1965, №1.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. 1982, №1.

Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986.

Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.

Добрович А.Б, Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

Ежелœенко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 1999.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т.Г. М., 1992.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.,1978.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр.
Размещено на реф.рф
Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М. 1998.

Львова. Ю.Л. Некоторые аспекты педагогической техники учителя в наследии А.С. Макаренко // Советская педагогика. 1981, №3.

Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы Психологии, 1975, №3.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972. Немировский А. Пластическая выразительность актера. М., 1988. Николаев В. Не повышать голоса // Народное образование. 1989, №1.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. Киев, 1996.

Павлова Е.П. Классное руководство: как воспитать счастливого. М, 2001.

Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998. С.104-105.

Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,1996.

Потанина Л.Т. Символика поведения. М., 2001.

Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта школьника. М., 2002.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

Розенштейн М. Театральное искусство в педагогической практике // Путь просвещения. 1924, № И, 12.

Соловейчик С. Ату и буки // Новый мир.
Размещено на реф.рф
1985, №3.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

Щуркова Н.Е. и др.
Размещено на реф.рф
Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Введение.............................................................................................................................................................. 2

Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА............... 5

Глава 1. Предмет педагогической технологии...................................................................................... 5

Глава 2. Понятийный аппарат педагогической технологии.......................................................... 10

Глава 3. Функционально-операционная выработка содержания педагогической технологии.............................................................................................................................................................................. 16

Глава 4. Принципы воспитания в педагогической технологии и собственно технологические принципы.......................................................................................................................................................... 20

Глава 5. Технологическая карта воспитания...................................................................................... 26

Раздел 2. СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ............. 31

Глава 6. Педагогическое общение........................................................................................................... 31

Глава 7. Педагогическое требование в контексте культуры.......................................................... 42

Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой.................................................................. 52

Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога).................................................................................................................................. 62

Глава 10. Ситуация ʼʼосложненного поведенияʼʼ детей и профессиональное педагогическое ее разрешение....................................................................................................................................................... 66

Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития....................................................................................................................... 70

Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности.............................................................................................................................................................................. 72

Раздел 3. ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ......................... 80

Глава 13. Профессиональная студия в педвузе................................................................................... 80

Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе......................................................................... 84

Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией. 87

Раздел 4. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................................................................... 92

Прикладная педагогика воспитания. Щypкoвa Н.Е.

СПб.: 2005. - 366 с.

Учебное пособие с позиции прикладной педагогики раскрывает организационные основы воспитательного процесса: определяет принципы воспитания детей; описывает содержание и структуру воспитательного процесса, этапы, средства, способы и формы организации воспитания; выявляет профессиональные требования к педагогу как к субъекту воспитательного процесса; указывает на способы изучения воспитательного результата и предлагает педагогу критерии оценки проф. деятельности; служит практическим подспорьем для первых профессиональных шагов молодого специалиста. Адресовано студентам и преподавателям вузов и колледжей, педагогам-практикам, воспитателем детских садов, педагогам учреждений дополнительного образования, а также педагогам-исследователям.

Формат: pdf

Размер: 11,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Предисловие 6
Введение в прикладную педагогику воспитания 9
Педагогика как прикладная наука 9
Воспитание в контексте культуры 15
Сущностные характеристики гуманистического воспитания 23
Иллюзорное и реальное воспитание 32
Принципы воспитания в практике их реализации 38
Вопросы к осмыслению 42
Практические задания 43
Часть 1
Глава 1. Педагог как субъект воспитательного процесса 46
1.1. Профессиональная позиция педагога 46
1.2. Педагог как стратег воспитательного процесса 53
1.3. Поле профессионального внимания педагога 61
1.4. Образ педагога как фактор воспитания детей 66
1.5. Специфическая роль педагога группы в общей системе воспитания 69
Вопросы к осмыслению 76
Практические задания 77
Глава 2. Ребенок как объект воспитания и субъект деятельности 80
2.1. Специфика детства 80
2.2. Формирование способности быть субъектом 84
2.3. Индивидуальная деятельность детей в системе их воспитания 91
2.4. Педагогическая поддержка ребенка 99
2.5. Особенность работы педагога с детьми осложненного поведения 105
Вопросы к осмыслению 113
Практические задания 114
Глава 3. Социальная и предметная среда воспитания 115
3.1. Фактор социальной среды в воспитательном процессе 115
3.2. Феномен социально-психологического климата группы 119
3.3. Психологический механизм формирования климата группы 127
3.4. Методика создания благоприятного климата группы 133
Вопросы к осмыслению 141
Практические задания 142
Часть 2
Глава 4. Содержание воспитательного процесса 144
4.1. Понятие «содержание воспитательного процесса» 144
4.2. Программа воспитания в воспитательном процессе 151
4.3. Возрастные модификации программы воспитания 158
4.4. Воспитанность как продукт программного воспитания 171
Вопросы к осмыслению 174
Практические задания 175
Глава 5. Организация деятельности детей 176
5.1. Педагогический взгляд на деятельность 176
5.2. Педагогическая характеристика деятельности детей 183
5.3. Предметная деятельность и духовная деятельность 190
5.4. Свободный выбор ребенка как субъекта деятельности 203
5.5. Поведение детей: от нормы через отношение к символу 211
Вопросы к осмыслению 214
Практические задания 215
Глава 6. Работа педагога с группой 216
6.1. Педагогические основы построения работы группы 216
6.2. План работы педагога с детьми 230
Вопросы к осмыслению 233
Практические задания 235
Глава 7. Роль урока в системе воспитания 236
7.1. Факторная роль обучения как компонента воспитания 236
7.2. Культура урока 239
7.3. Урок как оркестровое произведение 246
Вопросы к осмыслению 250
Практические задания 251
Часть 3
Глава 8. Воспитательные средства 254
8.1. Педагогическое назначение воспитательного средства 254
8.2. Оптимальное воспитательное средство 261
8.3. Воспитательный потенциал игры как педагогического средства 264
Вопросы к осмыслению 268
Практические задания 268
Глава 9. Профессиональный анализ воспитательного процесса 270
9.1. Критерий профессиональной оценки воспитательного процесса 270
9.2. Одноактный анализ профессиональной работы педагога 280
9.3. Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата 285
9.4. Профессиональная самооценка педагога 290
Вопросы к осмыслению 292
Практические задания
Глава 10. Третий субъект воспитательного процесса 294
10.1. Педагогический альянс школы и семьи 294
10.2. Принципы взаимодействия школы и семьи 298
10.3. Сохранение самостоятельности ребенка в заботе о нем 314
10.4. Педагогическая компетентность - залог успешного взаимодействия педагога с семьей 319
Вопросы к осмыслению
Практические задания
Глава 11. Взаимодействие педагога с детьми 32о
11.1. Воздействие педагога во взаимодействии с детьми 325
11.2. «Прикосновение к личности» во взаимодействии с детьми 336
11 3 Поло-ролевая дифференциация педагогического воздействия
11.4. Мягкие методики коррекции поведения детей 343
Вопросы к осмыслению
Практические задания
Послесловие
Рекомендуемая литература
Художественная литература

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция воспитания  цель воспитательного процесса определение понятия воспитания Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Надежды Егоровны, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Моральная составляющая цели воспитания Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

3 слайд

Описание слайда:

Принципы воспитания 1)принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

4 слайд

Описание слайда:

Направления воспитательного процесса    философическое диалогическое этическое Философическое воспитание - это воспитание над ситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. При осуществлении этического воспитания, педагог «возвышается до ученика», когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования, а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

5 слайд

Описание слайда:

Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; формирование образа жизни, достойной Человека; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Такими задачами являются следующие:

6 слайд

Описание слайда:

Происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; 3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Индивидуальное восхождение ребенка к культуре

7 слайд

Описание слайда:

По мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие: 1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни. Неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.

8 слайд

Описание слайда:

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни - истина, добро и красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

9 слайд

Описание слайда:

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать такие показатели, как: - внешний облик ребенка; - физическое и психическое развитие детей; - их поведение; - качественность разнообразной деятельности; - способности и самочувствие детей; - ценностные предпочтения; - отношение ребенка к своему Я. Надежда Егоровна подчеркивает, что «воспитательный результат - это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития». Итак, это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой.