Простые слова для чтения малышам. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению. Чтение простых слов по слогам

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям - чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев - общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция - воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника - новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников - 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.










Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:




















Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






В этой статье освящается тема "Простые тексты для чтения" .

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.

Обучение чтению ребенка

На современном этапе развития принято думать, что полноценное обучение ребенка должно начинаться с 6-7 лет. В данном возрасте дошкольник уже достаточно, может ухаживать за собой, многое умеет. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

Хотя в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение малыша нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И наилучшим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте ребенок кажется совсем маленьким. Поэтому можно ожидать вопрос родителей «Зачем так рано?». Ответ на него прячется в особенностях развития младшего.

Логика, пространственное мышление и память

Главное не пропустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются задатки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало тогда, когда ваш сын или дочь задают череду вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

– Папа, что это? (ребенок показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

– А почему полицейский? – не успокаивается ребенок.

– Это «лежачий полицейский», – говорит папа.

– Потому что он лежит на дороге.

– А почему лежачий? – спрашивает ученик.

Кроме логики и пространственного мышления у ребенка активизируется память. Ребенку важно понять ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ученик может многократно спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помочь малышу в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Статья была посвящена теме "Простые тексты для чтения" .

Краткое содержание: Учимся читать - методики по обучению дошкольников чтению. Обучение ребенка чтению через игру. Настольные игры для обучения детей чтению дома. Игры с предложениями. Компьютерные игры для обучения чтению, где скачать?

Дети подходят к чтению предложений в очень разные сроки. Эти сроки зависят и от возраста малыша, и от того, как давно он занимается чтением, и от интенсивности, регулярности занятий. Как же определить момент готовности ребенка к чтению предложений? Наиболее правильным будет начинать обучение чтению предложений после успешного освоения чтения слов из 3-8 букв. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанных слов.

Старайтесь вводить предложения постепенно. Начните с несложных предложений, состоящих из 2-3 слов. Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, постепенно увеличивайте количество слов до 6-8. Если же вашему малышу еще только 4 года, ограничьтесь пока предложениями из 2-3 слов, более длинные предложения он с легкостью научится читать чуть позже.

В статье представлено 13 игр. Предложения, которые приведены в этих играх, примерные и не требуют точного исполнения. Вы можете сами найти или составить предложения, но старайтесь составлять предложения по темам, близким вашему ребенку: о животных, об игрушках, о героях сказок и т. п.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.

Как играть?

Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.

Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

Варианты:

В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.

Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.

Продолжи предложение

Возраст: с 5 лет.

Как играть?

На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:

КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .

Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!

Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.

СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ .
(БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ .
(МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ .
(ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ .
(САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.

К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.

Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки:

Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки:

Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки:

Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

Возраст: с 5 лет.

Как играть?

Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.

Используйте эти и подобные предложения:

В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

Снежный ком

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.

Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.

Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

Предложение рассыпалось

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.

Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:

КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.

Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.

Например:

КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.

Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.

Как играть?

Напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.

Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.

Радуйтесь вместе с ребенком правильно выполненным заданиям, веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов.

Можете использовать в качестве основы игры и простые предложения с опущенными предлогами. Например: ВОДУ НАЛИЛИ_СТАКАН (В) или МАШИНА ПРОЕХАЛА_УЛИЦЕ (ПО).

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага для записей, простой карандаш или ручка.

Как играть?

Напишите от руки или распечатайте на принтере пословицы, специально допустив в них "забавные" ошибки.

Для игры вы можете использовать эти варианты заданий.

Ус хорошо, а два лучше. (УС-УМ)
Работа не полк - в лес не убежит. (ПОЛК-ВОЛК)
Машу маслом не испортишь. (МАШУ-КАШУ)
На ловца и дверь бежит. (ДВЕРЬ-ЗВЕРЬ)
Лес рубят - кепки летят. (КЕПКИ-ЩЕПКИ)
Нашла коза на камень. (КОЗА-КОСА)
Правда глаза полет. (ПОЛЕТ-КОЛЕТ)
Старый круг лучше новых двух. (КРУГ-ДРУГ)
Не игла шьет, а раки. (РАКИ-РУКИ)
На сердитых соду возят. (СОДУ-ВОДУ)
Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (ТРУСА-ТРУДА)
Рыбка мелка, да муха сладка. (МУХА-УХА)
На безрыбье и бак рыба. (БАК-РАК)
У грача лечись, а у умного учись. (ГРАЧА-ВРАЧА)

Для одного занятия достаточно выполнить 3-5 заданий.

Делай раз, делай два

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.

Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

Я - артист

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать выразительность речи.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных листах бумаги предложения из данного списка.

1. ОТКРОЙТЕ РОТ И СКАЖИТЕ: "А-А-А"!
2. ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ.
3. ПОКУПАЙТЕ МОРОЖЕНОЕ: ФРУКТОВОЕ, СЛИВОЧНОЕ, ШОКОЛАДНОЕ!
4. СТОЙ! КТО ИДЕТ?
5. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛАЯ ПОГОДА И СИЛЬНЫЕ ДОЖДИ.
6. НАЧНЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.
7. КАКУЮ ПРИЧЕСКУ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ?
8. ВАМ ПИСЬМО!
9. ПРАВО РУЛЯ! ПОЛНЫЙ ХОД!

Предложите ребенку прочитать предложения и отгадать, люди каких профессий могут говорить такие слова. После попросите прочитать предложения заново, но при этом еще и сыграть роли людей этих профессий - сделать какие-то характерные движения, продекламировать соответствующим голосом. Предложите произнести эти фразы в микрофон.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: "В магазине", "На детской площадке", "День рождения", "Помогаю маме", "Семья" и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки.

Составь пословицы

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.

Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.

Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мал муравей телом, да велик делом.
Мал золотник, да дорог.
Как аукнется, так и откликнется.
Добрый пример лучше ста слов.
Поспешишь-людей насмешишь.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":

Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему "Учеба":

Делу - время, а потехе - час.
Тяжело в учении - легко в бою.
Хочешь больше знать - надо меньше спать.
Кто много читает, тот много знает.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Красна птица пером, а человек умом.
Век живи - век учись.

Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.

Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:

Любишь кататься - не сиди на печи.
Век живи - не суйся в воду.
Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
Добрый пример не утаишь.
Слово не воробей, в лесу не найдешь.

Возраст: с 6 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:

РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.

На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.

Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.

М0КР_ ДОРОГА,
МОКР_ БЕЛЬЕ,
МОКР_ РУКИ,
МОКР_ ЗОНТ или

НОВ_ ДОМ,
НОВ_ КНИГА,
НОВ_ ДРУЗЬЯ,
НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.

Используйте те же карточки с окончаниями.

Другие публикации по теме данной статьи:

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет Страубе Е. А.

Читаем простые предложения

Читаем простые предложения

Глен Доман предлагает два способа научить читать ребенка простые предложения.

Способ 1

Используя ваши карточки размером 10x45 см, составьте набор из 5 предложений. Вам придется уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на карточке 2–3 слова. Поэтому высота букв теперь должна составлять не 7,5, а 5 см.

Не прижимайте слова друг к другу, пусть между ними будет пустое белое пространство, чтобы они могли легко «дышать».

Три раза в день на протяжении не более пяти дней показывайте их ребенку. Затем начните обновлять набор, удаляя 2 старых предложения и вставляя 2 новых. Ваш ребенок будет усваивать их очень быстро, поэтому будьте готовы без промедления перейти к новым предложениям.

Способ 2

Изготовьте книгу предложений. В этой книге будут 5 предложений и по 1 иллюстрации к каждому из них. Ее размер – 20x45 см, величина красного шрифта – 5 см.

Начните с первых десяти страниц, которые вы будете читать своему ребенку два-три раза в день. Через несколько дней сделайте новую главу на основе того же самого словарного запаса.

Книгу можно проиллюстрировать фотографиями самого ребенка, когда он выполняет то или иное действие. Получится интересный ежедневник жизни вашего ребенка, для которого пригодятся все его фотографии. Как правило, дети очень любят такие альбомы и быстрее усваивают материал, проиллюстрированный собственными изображениями.

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 6 Почитаем? Поиграем? Простые способы решения сложных задач Как сказки помогают справиться с детской ложью Многие родители скептически отнесутся к идее бороться с детской ложью с помощью каких-то сказок и историй. Я не раз слышала мнение, что «просто не надо

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Простые и быстрые способы взбодриться Поиграть в ветряную мельницу. Покажите ребенку, как можно вращать руками и ногами, чтобы стимулировать кровообращение и ощутить прилив энергии. Попробуйте во все горло спеть с ребенком какую-нибудь веселую песенку или

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Часть III Простые секреты эффективной работы с молодежью «Идущие сами» вместо «Идущих вместе» В 2003 г. с момента моего первого знакомства с Ходорковским прошло почти десять лет. Уверенно стоял на ногах лицей «Подмосковный»; на базе нескольких региональных университетов,

Из книги Наши хорошие подростки автора Литвак Нелли

Простые задачи Пример с деньгами. Проблема: Девочка непрерывно клянчит деньги на одежки, дорогие игрушки и развлечения. На это бесконтрольно уходит уйма денег, и конфликтам нет конца.Задача: Прекратить бесконечные споры на эту тему. Или: Сделать так, чтобы ее расходы

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Читаем распространенные предложения К этому этапу ваш ребенок уже способен читать полные предложения, выражающие законченную мысль.На данном этапе необходимо увеличить количество слов в предложении. Если до этого вы выбирали из 5 существительных и 5 глаголов по одному

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Ваши предложения не подходят его типу Про типы наших едоков мы уже поговорили, вот и подумайте, может быть, вы предлагаете своему малышу что-то такое, что с его типом совершенно несовместимо. Если вы хотите, чтобы ваш копуша проглотил обед, потому что вы куда-то опаздываете,

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Этап 3 Читаем по буквам Для игры «Путешествия слов» усовершенствуйте паровозик из предыдущего упражнения - приделайте к нему еще один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не буквы, а слоги (малыш ведь их уже уверенно читает). Дальше игра повторяется, но в гости

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Этап 4 Читаем предложения Для игры «Составь словосочетание» напишите на карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и положить их рядом. Например: НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ НОВОЕ ИГРУШКА ПРИШЛИ

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Упражнение 5 Читаем Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фра зам и от рукописного шрифта - к

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Упражнение 15 Читаем Толстого Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой - помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Этап 4 Читаем простые предложения Освоив словосочетания, ребенок без труда перейдет к простым предложениям. К этому времени он наверняка умеет читать не менее 70–100 слов. Из них вы без труда составите несложные фразы. Напри мер: МАМА ИДЕТ, КОТ СПИТ, МАША БЕЖИТ.Есть два

Из книги автора

Читаем на иностранном языке Постарайтесь, чтобы в библиотеке ребенка были книги на том иностранном языке, который вы изучаете вместе с малышом. Первоначально это могут быть просто книжки с картинками, ведь маленьким детям не столько читают книги, сколько рассматривают

Из книги автора

18. Читаем по лицу Возраст: 4–12 месяцевУровень сложности: среднийОбласть исследований: эмоциональное развитиеЭкспериментОписанную ниже серию тестов вы проведете дважды: с четырехмесячным малышом и незадолго до или вскоре после того, как он отпразднует свой первый день

Из книги автора

Из книги автора

Первые предложения Первые фразы и предложения ребенка напоминают скупую телеграмму или сегодняшние газетные заголовки – только существительные или только существительные и глаголы действия, такие как «Пока, бибика». «Пока» ассоциируется у ребенка с выходом из дома