Первое занятие по аппликации в старшей группе. Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии. Техника изготовления аппликации на основе бумажных салфеток

Старшие дошкольники - это маленькие любознательные исследователи, познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного практического опыта. Очень важно, чтобы окружающие ребёнка взрослые, поддерживали природное любопытство и творческую активность малыша новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции. Ниже расскажем о том, как правильно подготовить конспект занятия на темы «Дома» и «Машины едут по нашей улице» для старшей группы.

Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Старшие дошкольники создают свои работы в жанре аппликации как с помощью готовых шаблонов или трафаретов, так и самостоятельно, овладевая техническим мастерством работы с ножницами, клеем и бумагой, постепенно всё ярче проявляя свою фантазию в образах разноцветных композиций на бумаге. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть и литературные или сказочные сюжеты, праздничные открытки, изображения транспортных средств, городские пейзажи, композиции и т. д.

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, машины, дерева и т. д.
  • сюжетная и пейзажная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях, объединённых общим сюжетом, например, движение машин по улицам города, строительство нового микрорайона, вечерний город и т. д.;

Композиции, которые передают развёрнутый сюжет и задействуют много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительная работа, связанная с вырезанием деталей, осуществляется в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети дружно компонуют целостную картинку на ватмане, развивая навыки коллективного сотрудничества и умения договариваться друг с другом. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность наклеивания деталей коллективной композиции, т. е. они должны понимать, что сначала заполняется второй план, а затем помещаются фигуры первого плана.

Уровень развития образного мышления старших дошкольников позволяет включать в педагогическую деятельность задания, связанные с умением расшифровать простые схемы в процессе работы над аппликацией. Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут. Умственные навыки анализа и синтеза делают возможным для ребёнка разнообразить и усложнить своё увлечение конструированием на плоскости, освоить симметричные приёмы вырезания. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи.

Программные задачи:

Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:

  • вырезать округлые силуэты;
  • вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
  • освоить приём симметричного или парного вырезания;
  • самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
  • развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
  • создавать коллективные работы.

Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.

Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (домики, дым из трубы, облака, пушистый снег, кирпичная кладка, мостовая и т. д.).
  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Симметричная аппликация. Заготовка, подготовленная воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета (машинка, дерево и т. д.) складывается пополам. Затем, придерживая сгиб сложенного листа, дети вырезают силуэт по контуру.
  • Многослойная техника. При многослойной технике создания образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (окошечки, двери, балконы, колонны на фасаде домов и т. д.).
  • Ленточная аппликация. Такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (кирпичики, элементы забора, окна, колёса, облака). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
  • Силуэтная техника исполнения. Такой способ вырезания доступен детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок сказочного домика или современной машины) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Аппликации из салфеток. Салфетки дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение, заполняющее внутреннее пространство силуэта, или самостоятельный материал для создания аппликаций (сугробы, заснеженная крыша, кроны деревьев, пушистые облака и т. д.). В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
  • Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами. В работе с детьми старшего дошкольного возраста лучше всего использовать этот материал как дополнение к основе, например, приклеив ткань-сетку к картону.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.

Планирование занятий

В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Вводная часть - включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
  2. Практическая часть - воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
  4. Заключительная часть - дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).

Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино, трогательную историю об освобождении родного города от захватчиков из пьесы Т.Г. Габбе «Город мастеров» и т. д.

Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.

Я себе построю дом ,
Много места будет в нём!
Будет в доме стол и печка.
Я пущу в свой дом овечку.
Петушка пущу в свой дом,
Ну и курочку - при нём.
И корову, и козляток,
И лошадок - поросяток.
Пса с котом - само собой,
Веселее им со мной.
Гусь мне нужен для порядка,
Кто шалит - щипнёт за пятку.
Будет филин с нами жить –
Ночью домик сторожить…
Но стал я что-то сомневаться:
А мама с папой согласятся? (И. Столова)

Я построил домик ,
Маленький домишко,
Чтоб жила в нём мышка,
Не ходила в норку.
Но пришла улитка,
Утащила домик
И живёт в домишке,
Вместо, вместо мышки. (К. Мельникова)

Вот квадратик, треугольник,
Получился целый домик !
Мы в него кота поселим,
Вот ему будет веселье!
Вот цветок на подоконник,
Чайный столик на балконе.
Рядом с домиком-гараж,
Будочка и пёсик наш.

Я видел в лесу
Удивительный домик ,
Живёт в нём забавный
Приветливый гномик.
Из вафель в нём стены и
Крыша в помадке -
Чудесный оттенок,
И дверь - шоколадка.
Ступеньки крылечка –
Ирис ароматный,
Окошки сердечком –
Красиво, приятно.
В саду возле дома
Кусты мармелада,
Росинки из рома,
Фонтан лимонада.
Понравился очень
Мне сказочный домик,
Как жаль, что росточком
Я выше, чем гномик. (Н. Шичаев)

Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растёт. (Улица с домами)

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Что на домике моем
И важней всего и выше?
Без чего и дом - не дом (Крыша)

Весь день стоят на улице, прохожимулыбаются.
Их служба начинается, когда ужесмеркается.
(Фонари на улице)

Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь - я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку. (Дверь)

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами, клеем и цветной бумагой.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.

Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (автор Л. Тимофеева)

Задачи:

  • научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски, сложенной гармошкой (окна дома, колёса для машин, полоски для пешеходного перехода);
  • закреплять навыки симметричного вырезания (силуэты ёлочек, дома, крыши);
  • освоение приёма силуэтного вырезания машин по трафарету;
  • размещать окна на уровне одной линии;
  • пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине,;
  • развивать умение согласованно работать в коллективе.

1. Вводная беседа. Небольшая подготовительная беседа об историческом прошлом и настоящем родного города или посёлка, целью которой будет проявление интереса к предстоящей работе. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми, и вызовут положительный эмоциональный настрой.

2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными деталями будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами.

Дети разбиваются на подгруппы:

  • первая – «строит» дома;
  • вторая - вырезает машины;
  • третья - отвечает за деревья, солнышко и облака.

Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.

Задание для первой команды. От листа цветной бумаги отрезаем ленточку, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.

Теперь меня внимательно слушает вторая команда. На некоторых прямоугольниках нарисованы силуэты легковых и грузовых машин, их необходимо аккуратно вырезать, из квадратиков вырезать колёса, закруглив уголки.

Третья команда, внимание! Зелёные прямоугольники, сложенные пополам и вырезанные по контуру обведённого трафарета станут симпатичными ёлочками, из прямоугольников коричневого цвета вам необходимо вырезать стволы деревьев. Голубые прямоугольники и жёлтый квадрат вы преобразите в облака и солнышко.

Каждая команда старательно вырежет свои детали, а затем все вместе вы создадите свой «Дружный город» на ватмане. Приступайте к работе.

3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.

4. Подведение итогов.

Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!

Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций на тему домов на улице и машин, которые едут

«Заснеженный дом» - предметная аппликация

Материал: цветная бумага, карандаши, отходы в форме конфетти от работы дыроколом. Используется симметричная техника вырезания деталей (дом, крыша) со складыванием листа пополам и ленточная для оформления окна.

Весь объём работы дети выполняют самостоятельно, в том числе осуществляя выбор цветовых оттенков.

  • Основой будет белый лист бумаги, на который ребёнок карандашами наносит фоновый рисунок, изображая небо и землю, разделённые линией горизонта.

Вырезать квадрат (стена дома), треугольник (крышу), квадратики для окна и прямоугольник для трубы, затем приклеить на лист-основу.

  • Кружочек и остроугольные полоски изобразят солнышко с лучами.
  • Нанести клей на поверхность аппликации и насыпать конфетти, работа готова.

«Домик» - в технике оригами с элементами аппликации

  • Приготовить квадратные заготовки из прямоугольного листа. Загнуть угол листа таким образом, чтобы короткая сторона легла вдоль длинной, завернуть оставшийся кусок, развернуть весь лист и отрезать «лишний» прямоугольник. Понадобятся два квадрата одного размера.
  • Сложить два квадрата цветными сторонами наружу.
  • Цветные квадраты сложить пополам (дети должны сказать, что это фигура прямоугольника), верхний цвет будет соответствовать крыше, а находящийся внутри - стене дома.
  • Вновь сложить прямоугольник пополам по вертикале, затем развернуть, при этом будет видна линия сгиба.
  • К получившейся линии сгиба загнуть боковые стороны прямоугольника с обеих сторон - получится квадрат.
  • Развернуть сложенный квадрат так, чтобы сверху образовался треугольник (крыша).
  • Домик готов, осталось вырезать и приклеить окна и трубу.

«Зимний домик» в нетрадиционной технике

Аппликация может стать оригинальным подарком к Новому году.

Материалы: цветной картон тёмно-серого или тёмно-синего оттенка, ткань-сетка А 4, шаблон, вата, клей, восковые карандаши, пайетки.

Предваряем работу чтением стихотворений о зиме, это позволит создать творческое настроение. Дети выполняют всю работу самостоятельно.

  • Распечатанный шаблон вырезать по контуру.
  • Раскрасить домик цветными восковыми карандашами, выбирая произвольные оттенки.
  • Намазать клеем крышу домика, нанести вату.
  • На лист картона приклеить ткань-сетку.
  • На подготовленную основу приклеить домик. Аппликация готова.
  • Получившуюся открытку можно украсить пайетками (снежинки) или конфетти.

«Ночной город» - коллективная аппликация

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Основная техника - ленточная и парная для вырезания, накладная для наклеивания. Все детали для аппликации дети вырезают самостоятельно.

  • Подобрать основу для работы. Лучше всего подойдёт картон чёрного или коричневого оттенка.
  • Цветную бумагу разрезать на детали геометрической формы (треугольники, квадраты, прямоугольники) различного размера и цвета.
  • Наклеить, начиная с середины листа-основы, большие и маленькие прямоугольники, квадраты (дома) и низкие или высокие треугольники (крыши).
  • Отступить вниз и приступить к работе над вторым рядом домов, который наклеивается в аналогичном порядке.
  • Последовательно пройти третий и четвёртый ряд, заполняя весь фон.
  • Жёлтую бумагу разрезать на мелкие полоски прямоугольной, закруглённой и квадратной формы (окошки) и наклеить. Можно добавить звёздочки.

«Осенний город» - коллективная аппликация

Материал: ватман, цветная бумага, сухие листья, краски, небольшие картинки людей, клей, ножницы.

Стрельцова Лариса Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №84 "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия в старшей группе по аппликации «Луговые цветы»
Дата публикации: 28.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе по

аппликации

«Луговые цветы»

Лариса Стрельцова

Конспект занятия в старшей группе по аппликации

«Луговые цветы»

Цель:

Продолжаем развивать умение работать с ножницами и бумагой,

вырезать.

Обучающие задачи:

Способствовать появлению желания у детей с удовольствием заниматься

аппликацией.

Закреплять навыки создания композиции.

Развивающие задачи:

Развивать эстетический вкус, воображение, творчество

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей чувства формы и композиции.

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Воспитывать у детей понимание красоты, любовь к природе.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Игровая ситуация, вопросы воспитателя, показ способов действия,

напоминание, помощь, рассматривание образцов, объяснение, самостоятельная

деятельность детей, поощрение, анализ работ детьми, индивидуальный подход,

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций полевых и садовых

цветов, фотоальбомы. Дидактическая игра: «Найди свой цветок.», «Собери

цветик Семицветик»,

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: образцы цветов, гербарий.

Иллюстрации луга, полевые цветы, цветная бумага голубого, красного и желтого

цвета, ножницы, клей, кисти для клея, салфетка, клеенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, скажите мне пожалуйста, какое время года? (весна)

К нам в гости весна пришла.

Что-то всем нам принесла

Раз, два, три…

Ой, шкатулка! А что в нашей волшебной шкатулке?

Новые загадки! Вы хотите узнать какие? (Да)

Тогда слушайте внимательно! (дети отгадывают загадки о цветах)

Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве...(ромашки )

Длинный тонкий стебелёк,

Сверху - алый огонёк.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный …(мак)

Много лепесточков острых -

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я … (гвоздика )

Молодцы!

Ребята, а вы любите цветы? (Да)

Конечно, цветы очень красивые, вкусно пахнут

Посмотрите иллюстрации луговых и полевых цветов, вместе с детьми

рассматривают какие они красивые, разноцветные, у них есть лепестки и

серединка. А сейчас предлагаю вам выполнить аппликацию «Луговые цветы»

Скажите пожалуйста, какого цвета цветы ромашка, василек, мак. (ответ

Обратите внимание на изображения цветов, имеющих круговое строение

венчика (ромашку белую, полевую гвоздику, мак) В чем сходства и отличие

этих цветов? (ответы детей)

Как мы будем вырезать?

Давайте вспомним рациональный способ вырезание розеткового цветка

путем сложения бумажного квадрата по диагонали.

Цветы похожи на круг или солнышко (у ромашки и мака лепестки округлые

Вырезаем «маковки», у

василька и гвоздики лепестки сложные –вырезаем

зубчики).

Дети создают красивые образцы цветов из цветной бумаги, стараясь

передать форму лепестков.

Я предлагаю немного отдохнуть– физкультминутка «Бабочка »:

Спал цветок и вдруг проснулся – повороты туловища вправо, влево

Больше спать не захотел – наклоны туловища вперёд, назад

Шевельнулся, потянулся – руки вверх потянуться,

Взвился вверх и полетел – руки вверх , вправо, влево,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружиться, вьётся – покружиться.

Молодцы! Продолжим работу.

Я вам предлагаю вырезать много цветов, чтобы составить композицию.

Как нужно приклеить цветы, чтобы они выглядели как живые?

Аккуратно

приподнять лепестки пальчиками и закрутить их на карандаш.

Совместно с детьми составляем композицию из приготовленных цветов .

Вот такой красивый луг цветов у нас получился . Получившуюся

композицию с изображением луговых цветов предлагаю поместить в уголке

природы, чтобы все могли увидеть красоту цветущего луга .


Введение

Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника

Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства

Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ (программа, тематика занятий, материалы, оборудование)

Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Одним из видов прикладного искусства, где рисунок, узор или орнамент создается путем наклеивания или нашивки на основной фон разноцветных кусочков ткани или бумаги, является аппликация.

Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Цель работы - рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе.


1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника


Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный - короткий, узкий - широкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности .

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов .

Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.


2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства


Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.

Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления) .

Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.

Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.

Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.

Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.

Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.


3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ (программа, тематика занятий, материалы, оборудование)


Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций.

Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).

Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие (Косминская В.Б.):

-развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

-развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

-использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания .

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции.

Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы - вазы, листья, овощи и фрукты.

аппликация дошкольник обучение

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.

Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.


4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе


Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне .

Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.


Заключение


Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах.

Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.


Список литературы


1.Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.

2.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с.

Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 388 с.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.

Фрил К. Художественное творчество и ребенок/ Под. ред. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.


Приложение


Примерный перспективный план занятий по аппликации в старшей группе (сентябрь-декабрь)

МесяцТема занятия Программные задачи Материал Подготовка к занятию Приемы обучения Сентябрь Красивый узор (по замыслу) Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески) Разноцветная бумага. Белый фон. Геометрические заготовки (круги, квадраты, полоски) Рассмотреть орнаментированные предметы. Выделить особенности их украшения Инструкция о выполнении узора. Поощрение самостоятельности, творческих поисков детей Сентябрь Фрукты Учить передавать форму и цвет апельсина, сливы, дыни, арбуза, попарно сопоставляя их по величине и цвету (на выбор) Заготовки соответствующих цветов. Белый фон Обследование основных свойств фруктов Закрепление приемов вырезания круга и овала из квадрата и прямоугольника Сентябрь Овощи (с натуры) Учить вырезать реальную форму огурца, моркови, свеклы и т. д. с ботвой и листьями Заготовка цветной бумаги. Белый фон Обследовать основные свойства овощей Показ приемов вырезания предметов, имеющих характерные признаки Сентябрь Грузовик Учить передавать форму, расположение основных частей; аккуратно наклеивать. Предоставлять возможность выбрать цвет бумаги Полоски разного цвета. Голубой фон Рассмотреть грузовики разных марок. Выделить основные конструктивные части, их форму, цвет Закрепление последовательности вырезания и наклеивания фигур Октябрь Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа) Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности Голубой фон, полоски цветной бумаги разной величины Провести беседу об уборке урожая в колхозах и совхозах. Использовать иллюстрации Объяснение задания. Помощь в распределении работы. Активизация самостоятельности детей Октябрь Украсим узором фартук Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента (на выбор); красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора Фон: силуэты белого, красного и других цветов. Полоски бумаги разной окраски для узора Организовать выставки изделий, выполненных народными мастерами. Рассмотреть узоры Показ вариантов украшения фартуков геометрическими узорами. Поощрение творчества детей Октябрь Автобус Учить вырезать основные части силуэта автобуса; передавать их величинные и цветовые отношения Полоски разного цвета. Белый фон Рассмотреть автобус, сравнить с грузовиком Закрепление приемов вырезания частей и последовательности их наклеивания Октябрь Многоэтажный дом Учить передавать строение и части дома современной архитектуры путем сочетания прямоугольников разной величины и цвета Полоски разного цвета и величины На прогулке рассмотреть особенности домов, их строения, различия по высоте, элементам украшения Показ приемов выполнения аппликации. Активизация детей, опора на их прошлый опыт, уровень знаний и умений Ноябрь Гирлянда из листьев (коллективно) Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб. Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять гирлянду для украшения зала Полоски желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов Организовать беседу Показ приема вырезания симметричных форм листьев. Закрепление приемов последовательного складывания и вырезания из бумаги Ноябрь Букет из листьев в вазе (с натуры) Закреплять прием вырезания листьев и вазы путем сгибания заготовки бумаги пополам. Составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном Разноцветные полоски и прямоугольник для вазы. Синий фон Рассмотреть букет, составленный из осенних листьев Закрепление приема вырезания листьев. Подведение детей к использованию того же приема для изображения вазы, видоизменив конфигурацию предмета Ноябрь Улица (коллективно) Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о содержании и последовательности выполнения задания Разноцветная бумага для изображения аппликаций и оформления фона Организовать прогулку по улице; рассмотреть дома, стоящие в ряд, разные виды транспорта Инструкция о порядке выполнения задания, помощь в его распределении, подборе материала Декабрь Веселые неваляшки Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа игрушки Цветные полоски. Белый фон. Куклы-неваляшки Организовать игры с неваляшками (оставить их в игровом уголке) Обследование игрушек, разъяснение приемов выполнения выбранной игрушки Декабрь Сказочный дом в лесу между елками Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету Цветная бумага. Синий фон Рассмотреть иллюстрации, где изображены разные варианты сказочных домов в зимнем убранстве Показ приема вырезания елочек при складывании прямоугольника пополам. Поощрение творческих проявлений детей Декабрь Варежки для Снегурочки Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество Полоски цветной бумаги. Силуэты варежек Принести и рассмотреть цветные варежки, украшенные красочными узорами Предложение самостоятельно украсить силуэты варежек, красиво подбирая формы и цвета элементов. Поощрение творческих поисков и результата Декабрь Нарядная елка Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного украшения. Формировать радостное ожидание праздника Зеленый прямоугольник для елки. Обрезки цветной бумаги Украсить на участке елку разноцветными игрушками, флажками Закрепление приема вырезания елки. Активизация творчества детей в процессе ее украшения. Поощрение удачных работ, отбор образцов для выставки


Теги: Аппликация в старшей группе Контрольная работа Педагогика

Наталья Панченко

Цели : научить детей составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска) ; формировать интерес к данному виду деятельности.

Задачи :

Образовательные : познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру) . Развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз) .

Развивающие : развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них, а также развивать внимание, зрительный контроль действия рук.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, усидчивость, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Интеграция разных видов деятельности

Рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование

Цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов , фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги) .

Ход работы

Воспитатель : сначала нужно выбрать фон – основу для будущего портрета . Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал) . Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком фоне. Если волосы тёмные, можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому что лицо удлинённое). Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите : я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал – будто радуга поднимается над линией сгиба – и вырезаю. Раскрываю – (пауза! Какая форма получилась? Овал.



Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для причёски. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску можно сделать из бумажных полосок – вот так (показывает вариант причёски и выстяавляет образец для сравнения с последующими причёсками). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки – вот так (показывает ещё один вариант причёски) . Ещё интереснее всю причёску сделать из разорванных кусочков бумаги (выставляет все варианты причёсок) .

Воспитатель : ребята, давайте немного разомнёмся, а затем продолжим нашу работу.

Физкультминутка. Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем :

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель : возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы - это лица. Продолжайте делать портреты : лица и причёску наклейте, а всё остальное дорисуйте. После работы мы устроим выставку.


Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание портретов на выставке , беседа, чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Почему я не такой?» :

Если станем мы похожи,

Как узнать друг друга сможем?

Станем на одно лицо,

Как куриное яйцо.

Одинаковы носы

И одной длины усы,

Одинаковые вкусы,

Те же галстуки и бусы,

И на всех один фасон

От пальто и до кальсон.

Все вокруг одной расцветки

И на все расставим мести.

А иначе как узнаешь,

Чью ты маму обнимаешь?

Нет ни низеньких, ни длинных,

Легкомысленных, солидных,

Слишком тощих нет и тучных.

Вам еще не стало скучно?

На других ты не похож,

Тем для мамы и хорошо.

Ей всего милей веснушки

У вихрастого Андрюшки,

Оттопыренные ушки

И курносый нос Танюшки.

Всякой формы и раскраски

Ваши волосы и глазки,

Милых деток, очень разных,

Самых лучших и прекрасных.

Подведение итогов

Обращается внимание на аккуратность выполнения работы, высказываются предложения по улучшению поделки.

Воспитатель : Вы сегодня хорошо поработали, и сегодня у нас получилась отличная галерея портретов . Рассмотрим и полюбуемся ими.

Публикации по теме:

Конспект комбинированного занятия в старшей группе «Весёлые пальчики» Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства: технические навыки рисования пальцами,развитие мелкой моторики.

Конспект комплексного занятия по аппликации, развитию речи и ФЭМП во 2-Й младшей группе «Весёлые матрёшки» Цель:развитие творческих способностей, речи и ФЭМП детей через знакомство с русским народным творчеством. Задачи:Познание: 1. Познакомить.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности Интеграция: ознакомление с окружающим изобразительной деятельностью Цель:.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Мы делили апельсин» Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Мы делили апельсин». Задачи: Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая,.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Радуга цвета» Цель: Учить детей создавать мозаичный рисунок с помощью разноцветных обрезков бумаги. Задачи: 1. Формирование умения самостоятельно придумывать.

Пояснительная записка

К ПЕРСПЕКТИВНОМУ КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Образовательная область «Творчество»

Организованная учебная деятельность «Аппликация»

старшая группа « Ақбота »

ОУД

Д ата

проведения по календарю

Д ата

Фактичес-кого проведе-ния

Т ема

З адачи

04.09.15

04.09.15

Узор для сырмака. Геометрические мотивы

1.Учить использовать в работе геометрические мотивы.

2. ческое восприятие, воображение

3. Воспитывать аккуратность.

11.09.15

11.09.15

Овощи, фрукты. Дары осени.

1.Учить бом закругления.

3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

18.09.15

18.09.15

Осень.

1.Продолжать отработку умения вырезывать части круглой и овальной формы.

2.детей

3.Воспитывать навыки коллективной работы.

25.09.15

25.09.15

Предметная

Табак блюдо для фруктов. (Орнамент в круге).

1.Закреплять умение выре

2.Раз вивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

02.10.15

02.10.15

Закладка в книгу, украшенная казахским орнаментом.

1.Продолжать отрабаты вать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

2.Развивать чувство композиции, цвета, творчество, эстети

3.Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

09.10.15

09.10.15

Машины едут по улице.

1.Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин.

2. Развивать образное мышле ние, воображение

3. Воспитывать навыки коллективной работы

16.10.15

16.10.15

Птицы на ветках.

1. учить детей передавать в аппликации особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги), соблюдая относительную величину

2. Развивать творческие способности детей.

23.10.15

23.10.15

Декоративная Орнамент в полосе. Баскур

1. Учить использовать приемы резания по прямой, по косой, скругляя углы у квадратов и прямоугольников

2. Развивать чувство ритма, воображение, эстетическое восприятие.

3. Воспитывать аккуратность.

30.10.15

30.10.15

Вырежи и наклей красивый, осенний коврик (декоративная)

1. Учить симметрично располагать изображение на листе.

2. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие

3.Воспитывать аккуратность.

06.11.15

06.11.15

Предметная

Наш любимый мишка

1. учить создавать изображение из частей, правильно передавая их относительную величину

2. развивать глазомер, умение располагать изображение на листе

3. воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность, умение использовать в работе полученные ранее знания

13.11.15

13.11.15

Дома на нашей улице (сюжетная).

1. Упражнять в приемах резания по прямой и по косой, аккуратного пользования ножницами, кисточкой, клеем

2. Развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать навыки коллективной работы

20.11.15

20.11.15

Украсим бесик (детскую кроватку).

1. Учить красиво, располагать изображения на листе.

2. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

3.Воспитывать интерес к казахским национальным предметам быта.

27.11.15

27.11.15

Шуба для Алдара

Косе.

1.Учить За креплять приемы вырезывания по косой, по кругу.

2.Развивать координацию движений обеих рук.

3.Воспитывать интерес к казахским народным сказкам.

04.12.15

04.12.15

Предметная

Кувшин.

1.Продолжать учить детей вырезывать изображения симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

2.Развивать образное мышле ние, воображение.

11.12.15

11.12.15

Новогодняя поздравительная открытка.

1. Продолжать учить одинаковые части вырезывать из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные из бумаги, сложенной вдвое

3.

18.12.15

18.12.15

Елка, украшенная

игрушками (коллективная аппликация).

1. Закреплять умение выре зывать изображение предметов, используя приемы резания по прямой, по косой, скругляя углы у квадратов и прямоугольников.

детей.

3.Воспитыватьинициативу в работе,аакуратность

25.12.15

25.12.15

Петрушка на елке

1. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы

2. Развивать эстетическое восприятие, воображение.

08.01.16

08.01.16

Предметная

Наша новая кукла

1.Учить передавать форму и пропорции частей.

2.Развивать образное мышле ние, воображение.

3.Воспитывать самостоятельность.

15.01.16

15.01.16

Сюжетная

Зима. Снеговик.

1. Учить подбирать и создавать изображения соответствующие сюжету.

2. Развивать образное мышле ние, воображение

3. Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу.

22.01.16

22.10.16

Декоративная

Украшение көрпе (одеяла)

1. Учить передавать форму геометрических элементов, цветовые сочетания

2. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие

3. Воспитывать

05.02.16

29.01.16

Предметная

Пароход

1. продолжать учить срезать углы у прямоугольников, вырезывать части корабля и детали разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.)

2. Развивать воображение, умение выделять красивые работы.

3. Воспитывать аккуратность

12.02.16

05.02.16

Сюжетная

Зоопарк (Животные Казахстана).

1. продолжать учить срезать углы у прямоугольников, квадратов разной величины

2. Развивать умение из отдельных работ составлять единый сюжет

3. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, договариваться.

19.02.16

12.02.16

Декоративная

Декоративный текемет (ковер)

1. Учить детей создавать декоративную композицию на квадрате.

2. Развивать чувство композиции, цвета, творчество.

3. Воспитывать интерес к традиционным казахским ремеслам.

26.02.16

19.02.16

Предметная

Кукла в красивом платье

1. учить передавать форму одежды, тела (платье, голо ва, руки, ноги), их расположение, относительную величину, создавать крупное изображение.

2. Развивать умение подбирать бумагу для частей одежды, красиво сочетающуюся по цвету.

3. Воспитывать самостоятельность.

04.03.16

26.02.16

Декоративная .

Все начинается с мамы.

1. Учить подбирать оттенки одного и того же цвета, со ставлять красивую композицию, располагая цветы с учетом от тенков.Закреплять приемы вырезывания и наклеивания.

2.Развивать цветовое восприятие, глазомер, мелкую моторику

3. Воспитывать умение доводить замысел до конца, аккуратность, самостоятельность

11.03.16

04.03.16

Предметная

Ваза с цветами

1. Учить вы резывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое.

2. Развивать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности, мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

18.03.16

11.03.16

Сюжетная

Весенняя степь

(Животные весной)

1. Учить детей задумывать

3. Во

25.03.16

18.03.16

Сюжетная

Наурыз шагает по стране. Наурызмейрамы.

1. Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации.

2. Развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер.

3. Во спитывать активность, самостоятельность

01.04.16

25.03.16

Предметная

Скворечник на

березе.

1. Учить вырезывать и на клеивать предмет, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольника, вырезывание других частей скворечника и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.)

2. Развивать эстетиче ское восприятие.

3. Воспитывать творческое отношение к аппликации.

08.04.16

01.04.16

Сюжетная

Рыбки плавают

в аквариуме.

1. Учить красиво, располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета.

2. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, композиции.

3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца

15.04.16

08.04.16

Сюжетная

Ракета летит в космос

1. Учить детей создавать коллективную сюжетную картинку, подбирая и создавая соответствующее изображение.

2. Развивать образное мышле ние, воображение.

3. Воспитывать навыки коллективной работы.

22.04.16

15.04.16

Сюжетная

Джайлау. Расцветает все вокруг

1. Закреплять умение красиво располагать изо бражения на листе бумаги

2. Развивать образное мышле ние, воображение.

3.Воспитывать навыки коллективной работы

29.04.16

22.04.16

Декоративная

Флажки к

празднику

1. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Упраж нять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой.

2. Развивать цветовое восприятие.

3.Воспитывать творческое отношение к аппликации.

06.05.16

29.04.16

Предметная

День защитника отечества и День Победы.

1. Упражнять детей в изо бражении человека, в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы

2. Развивать творческие способности детей

3. Воспитывать уважение к казахстанским воинам.

13.05.16

06.05.16

Декоративная

Украшение ковра - тускииза

(коллективная)

1. Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения.

2. Развивать чувство композиции, цвета, творчество, эстети ческое восприятие, воображение.

3. Воспитывать самостоятельность

20.05.16

13.05.16

Сюжетная

Май

1. Закреплять умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы спосо бом закругления.

2.Развивать образное мышле ние, воображение.

3.Воспитывать самостоятельность

Итого-36 занятий