Кто придумал белое свадебное платье. Свадебное платье: рассказ. Современная невеста, кто она

Свадебное платье – это нарядная одежда для представительницы слабого пола, которую принято надевать на церемонию бракосочетания или венчания. Свадебное платье – это самый главный наряд в жизни любой девушки, и от него зависит не только ее настроение во время торжества, но и добрая память. Классическое свадебное платье, как правило, белого цвета, хотя многие дамы давно отошли от этого стереотипа, и надевают платья розовых, красных и даже черных цветов.

История

Свадебное платье является самым важным нарядом в жизни каждой девушки. Оно несет в себе глубокий символический смысл, объединяя древнейшие обряды, отголоски прошлых поколений и накопленные веками традиции. Свадебное платье надевают всего один раз в жизни, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся и необычным.

Сотни лет назад девушки изготавливали подвенечные платья из листьев и цветов, шили их из дорогой материи, расшитой ракушками, бисером , жемчугом и золотыми нитями. Родиной свадебного платья принято считать Древнюю Грецию. Именно там в VIII-II вв. до н.э на бракосочетание девушки надевали длинные платья (пеплос), сшитые из легкой материи, скрепленные на плечах с помощью застежек. Часто в таком платье художники изображали древнегреческую богиню Афину. Голову невесты украшали лавровым венком, считавшимся символом целомудрия. Белые наряды невесты и жениха символизировали молодость, чистоту, невинность и радость. В свадебных одеяниях, прежде всего, ценились простота и гармония.

В Древнем Египте молодые девушки надевали калазирис. Это кусок ткани, обматывающий фигуру от груди до самых пят, который придерживался одной, реже двумя, бретельками. Основную роль в наряде египтянок играли украшения: магические подвески, амулеты , браслеты, бусы, кольца, диадемы из драгоценных металлов и камней и пояса. Все эти предметы несли символическое значение и были связаны с Богами. После падения Римской империи на смену пришла эпоха аскетизма. Физическая красота невесты ушла на задний план, девушки облачались в наряды из тяжелых тканей, плотно покрывавшими фигуру. Чаще всего наряд невесты состоял из двух длинных туник с рукавами и высоким вырезом, торжественность которым придавала богатая отделка верхней туники, ее украшали золотом, жемчугом и вышивкой. Такие одеяния скрывали естественные формы дам, ведь в тот период земная красота считалась грехом, а наслаждение ей – недозволенностью.

На рубеже XII-XIII веков свадебная одежда стала более облегающей. В эпоху позднего Средневековья, а именно в XIV-XV веках, идеалом женской красоты считались узкие покатые плечи, утонченность и хрупкость. Во Франции, Испании и Германии девушки носили длинные, сковывающие движения, платья , выполненные из парчи или бархата , и декорированные большим количеством застежек. Чаще всего дамы надевали одежды пурпурных, красных и алых оттенков. Неотъемлемой частью свадебного костюма в готический период считались остроугольные глубокие декольте , шлейфы, вуали и рукава длиной до пола. А дополняли такие наряды обувью с длинными носами.

В эпоху Возрождения (или Ренессанса) полностью поменялись каноны красоты, в моду вошли пышные формы, ставшие высшим проявлением женственности. Свадебные платья стали выбирать с учетом естественных изгибов тела. Роскошные наряды изготавливали из серебристой парчи или белого атласа , а декорировали их камнями и жемчугом. Кстати, жемчуг в те времена считался символом семейного счастья. Им украшали не только наряды, но и волосы.

Веком позже во Франции царил стиль Рококо, чуть позже он просочился и в другие европейские страны. На смену классике пришли невероятно объемные прически и парики, огромные головные уборы , корсеты и глубокое декольте. Свадебные платья носили исключительно с кринолином , а верхние юбки декорировали кружевами, бантами, рюшами, лентами и цветами. Статус невесты определялся наличием длинного шлейфа.

В начале XIX века произошла резкая перемена модных тенденций, принесшая с собой платья из тонких струящихся тканей с завышенной талией, которые мягко обволакивали фигуру. Свадебные наряды шили из белого атласа, поверх которого пускали воздушную органзу и другие прозрачные ткани. Дополняли свадебные одеяния длинными перчатками белого цвета. Образ невесты подчеркивался нежностью, легкостью и мечтательностью. В середине XIX века линия талии опустилась, юбка стала пышной и вернулся корсет. Некоторое время спустя в моду вошли тюрнюры, которые зрительно увеличивали заднюю часть платья при помощи специальной подушечки или каркаса. Особенную популярность приобрели оборки, воланы, драпировки, банты и шлейфы. В конце того же века кринолины практически перестали использовать в свадебных нарядах, их место заняли элегантные платья со слегка расклешенной юбкой.

В XX веке свадебное платье претерпело кардинальные изменения. Особенно это коснулось его длины. В начале века были актуальны платья, едва приоткрывавшие лодыжки, чуть позже наступила пора шокирующего мини. В 1940 годах свадебная мода стала более строгой, а десять лет спустя вернулся романтический стиль : длинные платья, изящные туфельки и нежные украшения. В тот период законодателем повседневной и свадебной моды был признан Кристиан Диор, который создавал женские наряды с приталенными платьями с пышной юбкой до колен. В 1960 годах в моду вошел минимализм: платье вновь укоротилось, приобретя более четкие и лаконичные формы. В 1980 годах на пике славы – стиль ретро .

Современная мода на свадебные наряды стала более гибкой, в ней могут смешиваться различные стилистические направления: от готики до авангарда. Фасоны платьев и аксессуары зависят исключительно от вкуса, настроения и фантазии невесты.

Виды свадебных платьев

Современные магазины предлагают огромный ассортимент свадебных платьев. И не каждая девушка может с точностью сказать, какое именно платье ей подойдет. Чтобы выбор платья оказался не таким сложным, для начала нужно выяснить, какие виды свадебных платьев существуют.

  • Пышное бальное платье – этот силуэт платья является самым востребованным и распространенным. Особенностью такого платья является облегающий лиф, который выгодно подчеркивает линию талии и красивую грудь , и пышную юбку. Такой фасон платьев идеально подходит дамам, желающим скрыть недостатки нижней части туловища, и наоборот, подчеркнуть достоинства верхней.
  • Платье А-силуэта – такое платье позволяет скрыть недостатки, приподнять грудь и вытянуть фигуру, сделав ее визуально стройнее.
  • Платье Годе – данный вид платьев плотно облегает бедра и расширяется у линии подола. Подходит обладательницам идеальной фигуры, поскольку линия талии и бедра бросаются в глаза на фоне расширенного подола.

Меган Фокс в свадебном платье

  • Платье Ампир – силуэт такого платья характеризуется высоко поднятой талией, зрительно увеличивающей бюст, и свободным струящимся низом. Часто такое платье называют Греческим. Шьют их из легких материалов, придающих невесте эдакую невесомость.
  • Платье-футляр – этот фасон платьев выгодно подчеркивает линию груди, талии и бедер. Обладательница платья-футляр должна иметь идеальную фигуру.
  • Короткое платье – такое платье предназначено для дам, имеющих сногсшибательно красивые и длинные ноги. Короткое платье может быть любого силуэта.
Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней, датированы, начиная с 15 века. Заметим, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.

Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства.

Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого. Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.

Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
В 15 в. уже носили платье с корсетом!

Самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней - это фата. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из белого шелка и стоила очень дорого.

Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.

В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
Далее пришла эпоха воротников-медичи. Подвенечные платья, по-прежнему, были цветными, но богато украшенными, часто золотом или вышивкой, и отделанными кружевом. В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.

Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.
Концом платьев 18 века - из шелка на корсетах с большими фижмами была Великая Французская Революция 1789 г., которая упразднила многие привилегии аристократии и дворянства. Ушли в прошлое пудреные парики, богато вышитые роброны, корсеты, обувь на каблуках. Под влиянием идей античности, Древней Греции и Рима, в моду в конце 1790-х гг. входят высокая талия и белые платья, которые стали главенствующими в период Директории и Консульства. Эта мода стала предвестницей приоритета белого цвета в подвенечных нарядах последующих эпох. Подвенечные платья стали белыми первоначально просто потому, что все платья в эпоху Ампир были белыми, подражая белизне античных мраморных статуй, находимых в раскопках. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны. Такой фасон не предполагает корсета, поэтому под платьем-ампир носили белье из трикотажа телесного цвета. Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье - воспаление легких и туберкулез были распространеннейшими заболеваниями того времени.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра. С тех пор подвенечные платья остаются белыми вот уже 200 лет подряд, хотя просто нарядные платья по окончании наполеоновских войн вновь стали цветными.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Выбирая сегодня свадебное платье , вот так просто, придя в любой свадебный салон, мы не задумываемся о том, что так было не всегда. Когда-то и свадеб, в привычном нам понимании, не было, и свадебных платьев, как таковых, тоже.

В пятнадцатом веке началась мода на пышные венчания, с которых все и началось. На венчании было много гостей, родственников, знакомых и просто случайных прохожих. Невеста должна была надеть свое самое лучшее платье. Богатые невесты шили платья на заказ , невесты из простых семей надевали свое любимое и самое нарядное платье. Все о свадебной моде, платьях и аксессуарах можете прочитать на сайте моды сайт .

Белых платьев в средневековье не носили. Во-первых, белый считался цветом траура, во-вторых, гигиенические нормы тогда отсутствовали, и ходить в белом платье было просто невозможно.

Средневековые подвенечные платья были жутко неудобными, но крайне эффектными. Выбор свадебного платья по фигуре считался не актуален, так как все платья шились по определенной моде того времени. Рукава платья иногда были такой длинны, что достигали уровня земли.

Талия была завышенной, практически прямо под грудью, а вот на живот, с внутренней стороны платья, прикреплялась специальная подушечка, которая изображала беременность. Это было для того, что невеста в положении, ценилась выше, чем не беременная. Это означало, что невеста способна оставить наследников, что в те времена, было сделать совсем непросто.

Главным украшением невесты была шляпка – энена, это такой колпак с вуалью, вы не раз видели его на полотнах средневековых живописцев. Высота шляпы иногда достигала полуметра, а бывало и больше.

В семнадцатом веке выбор свадебного платья по фигуре стал уже более-менее возможен. Юбки платья состояли из верхней и нижней. Чем-то уже напоминает современное бальное платье . Верхняя юбка, обычно была немного темнее цветом, чем нижняя. Обязательным атрибутом свадебного платья того времени был корсет. В моде была осиная талия, и объемные бедра. Верх платья обнажал плечи и увеличивал грудь.

Платья обильно декорировали цветами , драгоценными камнями, рюшами, оборками, вышивкой золотыми нитями и так далее. Такое произведение искусства украшало любую фигуру.

В эпоху рококо выбор свадебного платья по фигуре стал возможен , появилось разнообразие в фасонах. Эта эпоха оставила свой след в современной свадебной моде .

Именно оттуда в наше время пришли пышные платья , корсеты, вуали, оборки, кружево, и тот самый, белый цвет, который постепенно стал входить в моду, начиная со светло-розовых, золотистых и персиковых платьев.

Декор тоже до боли знаком – бисер, вышивка, камни, рюши, банты и ажурные вставки.

Туфли, которых ранее не было видно под платьем, вдруг оказались на виду. Так стала появляться мода на нарядные свадебные туфли , украшенные пряжками с драгоценными камнями и бантиками из шелка.

Наступила эпоха Просвещения. Именно тогда в моду вошли простые строгие платья , выбрать свадебное платья по фигуре тогда было совсем не сложно. У платьев были короткие рукава и завышенная талия. Они были настолько лаконичны, и из-за этого так прекрасны, что единственным украшением их была дорогая, благородная ткань, такая как бархат, атлас и муслин.

Тогда укрепилось понятие белого свадебного платья . Со временем все эти исторические наряды слились в единый современный свадебный наряд современной невесты. Где-то подсознательно, нам, наверное, очень хочется почувствовать себя героиней средневекового романа, и тогда, мы идем в свадебный салон за пышным бальным платьем с открытыми плечами и цветами в волосах.

Сегодня выбор свадебного платья неограничен ничем, ни модой, ни порядками. Мы вправе выбирать свадебное платья по фигуре , по цвету, по фасону, по настроению. И это прекрасно, что веяния последних тенденций моды в одежде настолько свободны, и мы можем ни от кого не зависеть в таком важном деле, как выбор свадебного платья .


Любая девушка мечтает, что в один прекрасный день она пойдёт под венец в роскошном свадебном платье. А на старых фотографиях можно рассмотреть свадебные платья не только наших мам, но и бабушек. А у кого-то, возможно, до сих пор в доме хранится ещё бабушкино свадебное платье, которое вполне можно потрогать. Какова история свадебных платьев? Какие свадебные платья носили наши далёкие пра-пра-пра и ещё много раз прабабушки, жившие в эпоху средневековья? А в каких свадебных платьях выходили замуж девушки Древней Греции?



История свадебных платьев – древний мир.
В Древнем Египте на свадьбу девушки надевали «калазирис». Этот наряд представлял из себя кусок материи, обёртывавшей фигуру от груди до щиколоток, с одной или двумя бретелями. Основную роль играли : ножные и ручные браслеты, магические амулеты, кольца, бусы, пояса.


В Древней Греции наряд невесты состоял из куска длинной ткани, которым окутывалось тело, с двумя застёжками, чем знатнее была семья невесты, тем роскошнее были эти застёжки. Голову невесты , которая символизировала солнце и счастье.


В Древнем Риме девушки-невесты на голове носили алое покрывало, на фоне которого их кожа выглядела бледной и мраморной, как римские статуи, а сам цвет символизировал страсть, любовь и невинность невесты.



История свадебных платьев – Россия.
В России во времена Киевской Руси невесты наряжались в длинные белые рубахи с широкими рукавами и красные сарафаны, такого же цвета, красного, который символизировал счастье, радость и красоту, вплетались ленты в косы, сверху надевалась душегрея. После свадьбы косы окручивались вокруг головы, что говорило об изменение статуса девушки из невесты в замужнюю женщину. Аристократки поверх сарафана надевали плащ-мантию с золотым шитьём, а их голову украшал венец-обруч со звенящими подвесками. И только начиная с XVIII века русские невесты стали следовать европейской моде так, как на этот счёт был издан указ Петра I.


Собственно говоря, свадебные платья никогда не были именно свадебными платьями, они вполне могли носиться и после свадьбы, да и белый цвет на свадьбах на протяжении многих веков не употреблялся, невесты, как в Европе, так и на Руси предпочитали платья красных, оранжевых и жёлтых цветов.



Первое упоминание свадебного платья, которое должно было одеваться именно на свадьбу, относится к XV веку. Это было платье с корсетом, высокой талией, треугольным вырезом, длинными рукавами. В то время в моде было состояние «немножко беременна» и у девушек были специальные подушки, которые накладывались на живот под многие платья, в том числе и под свадебные. На голове невесты носили высокий головной убор в виде пирамидки – энен, который украшала фата, пошитая из шёлка. А чтобы удержать столь большую шляпку на голове, невесты были вынуждены ходить с головой опущенной вниз. Цвета платьев по-прежнему оставались красными, алыми и пурпурными.


Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго. До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа. Девушки последовали её моде, но вдовы, выходя замуж во второй раз, не имели права наряжаться в белое, они носили чёрные платья со вставками красного цвета.


В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и . Жемчуг невесты также вплетали и в волосы.



В эпоху Барокко в моду входит полнота, а также платья с пышными юбками и рукавами. В это время свадебные платья в основном были золотистого цвета, ну или жёлтого и зеленого. Кстати в Ирландии свадебные платья и раньше в основном были именно зелёного цвета. Также в эпоху барокко свадебные платья впервые стали украшаться кружевами, а потом без них будет уже очень тяжело представить свадебный наряд. Для украшений использовался жемчуг. В начале XVII века для пущей пышности надевали минимум три нижние юбки, а также чулки обязательно с пышными бантами и кокетливыми завязками. К концу века в моду вошли розовый и коралловый цвета свадебных платьев.


В XVIII веке в моду входит воротник «Медичи» (веерообразный кружевной воротник) и платья также начинают украшать вышивкой и золотом. В моду входят пастельные тона: светло-голубой, нежно-розовый. А девушки-простолюдинки часто выходили замуж в платьях серого цвета.


В эпоху Рококо свадебные платья в основном были серебряных тонов, обязательно со шлейфом, длина которого определяла статус невесты, а также в моду вошли пышные и сложные по своей конструкции причёски и парики.



В эпоху неоклассицизма в моде были платья светлых тонов, а в 1790-е годы в моду входят белые свадебные платья. Кстати, ещё раньше этого времени у Анны Австрийской, Марии Стюарт и Маргариты Валуа, о которой мы уже упоминали, были белые свадебные платья.


В это время в моде белые свадебные, как мы помним, платья с высокой талией, и короткими рукавами-фонариками, а голову невесты украшал убор из искусственно созданных апельсина – «флер д оранж».


Но уже вскоре в моду опять возвращаются пышные юбки и украшения из рюш и кружев. В 20-30 – е годы XIX века свадебные платья имели колоколообразную форму. В 30-е годы голову невест вновь украшает венок из цветов апельсина, сделанных из шёлка, ваты и бархата, а рукава платья обшиваются цветочными веточками. В 50-е годы XIX века в свадебную моду входят украшения, кроме брильянтов, и перчатки. Французская императрица Евгения вводит в моду брюссельские кружева. Она вышла замуж в платье, полностью сотканном из кружев. К 90-ым годам юбки свадебных платьев становятся уже, а рукава наоборот ещё шире.


В 1900-е свадебные платья становится более закрытыми – появляются воротники-стойки, а юбки чуть-чуть укорачиваются, теперь они едва прикрывают лодыжки, корсеты выходят из моды.



А дальше мода на свадебные платья меняется со скоростью света, а то и быстрее. После Первой мировой войны появляется свадебный букет. предлагает смелое свадебное платье с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади. В 30-е годы XX века в моде опять пышные свадебные платья, часто с корсетом и с жакетом. В 50-е годы благодаря в моде вновь были пышные юбки свадебных платьев. А 60- е это эпоха минимализма и коротких юбок. В 80-е возвращается мода на длинные романтические свадебные платья с рюшами и вышивкой.


Ну а сегодня невеста может позволить себе любой вариант свадебного платья, любых цветов и любой длины, основываясь только на собственном представление о том, как же должно выглядеть именно её идеальное свадебное платье.