Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов повышает интерес детей к изучаемой теме. знание, которые ребенок добывает самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

  1. Образовательные задачи:
  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
  2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

  1. помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
  2. развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности;
  2. Развивать внимание детей;
  3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать культуру поведения;
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
  3. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.


Цель:

- познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

Почему?

Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

Так какой лед? (скользкий)

Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

А что это значит? (Лед легкий)

А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

А кто живет в реках? (ответы детей)

И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

Почему? (так как можно заболеть)

Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о различных предметах, из которых сделаны окружающие предметы.
ЗАДАЧИ:
-Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения различать, сравнивать губки по форме, цвету, величине. Называть свойства предмета;
-Развивать творчество, навыки в конструировании (постройки из губок); умения сопровождать речью игровые действия;координационные движения мелкой моторики;
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, через предметы, которые используют в домашнем обиходе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильма «Федорино горе», создание проблемной ситуации «Чем же можно было помыть посуду у Федоры». Разучивание физминутки, коротких стихотворений: Бабочка…, Плывет, плывет кораблик…, Мы строителями станем… (приложение 1) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: чемодан, поролоновая губка, шероховатая, мягкая, колючая, опыт.
МАТЕРИАЛ: чемодан, губки для мытья посуды на каждого ребенка, аудиозапись, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, фото домика из губок, мелкие игрушки.

Ход деятельности

Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята я сейчас в раздевалке увидела чемодан и решила показать вам. Вам интересно, что же там?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте я посмотрю, что там лежит, а вы отгадайте.

Загадка про губку.

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Дети: Это губки для мытья посуды.
Аудиозапись из чемодана (голос).
Воспитатель: Слышите чей-то голос.Звучит аудиозапись «Надоело нам лежать, хотим с вами поиграть».
Воспитатель: Посмотрите, сколько губок в чемодане?
Дети: Много.

Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»

Воспитатель: Берем все по губке. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Закрываем глаза. Три раза повернемся. Открываем глаза, вот мы и волшебники. Приложите губки к груди.Что у нас получилось?
Дети: Бриллиант, брошь…
Воспитатель: Покажите друг, другу.
Положите губки на голову. Что получилось?
Дети: Корона, шляпа…
Воспитатель: А сейчас пройдемся как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы.
Воспитатель: Поиграли. Начинаем изучать наши губки.
Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель: По весу какие?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель: Понюхаем губки? Чем-то пахнут?

Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».

Воспитатель: А теперь снова превратимся в волшебников и превратим нашу губку в гармошку.

Берем за короткие стороны и играем. А еще споем песенку:

«Я играю на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью день рожденья,
Только раз в году.

Воспитатель: Давайте споем громко, а теперь тихо.

«Бабочка»

Воспитатель: А теперь наша губка превращается в бабочек. Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.

«Бантик»

Воспитатель: Сожмите губку посередине двумя пальцами, получился бантик.
Воспитатель: Сложите губки на стол.На что они похожи? (на кирпичики)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.

Конструирование «Дом из губок»

Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.

(Показ картинки дом из губок),(приложение 2)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Воспитатель: Подгоните самосвалы
Загружайте кирпичи
Ими губки побудут
Начинайте силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Воспитатель: На что похож наш дом.
Дети: На теремок из сказки.
Воспитатель: А какие герои живут в теремке?
Обыгрывание сказки. (детям раздаются мелкие игрушки зверей)
Воспитатель: Прибежала мышка-норушка стала в нем жить.
Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бок, и медведь всем места хватило. Все рады. Благодарят вас за красивый дом-теремок.

Эксперименты с губками.

Опыт «Кораблики»

Воспитатель: Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть?
Воспитатель: Она плывет. На что похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель: Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Воспитатель: Может ли кораблик уплыть в дальние страны?

Опыт «Пузырьки»

Воспитатель: Кораблик может утонуть?
Воспитатель: Предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель: Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.

Опыт «выжми губку»

Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде.Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу.
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель: Попробуем перенести воду в пустой таз.

Игра «Соберем водичку»

Воспитатель: Соберем водичку со стола в таз при помощи губки.
Итог. В группу входит помощник воспитателя.
Пом. Воспитателя: Ребята вы не видели чемодан с губками для мытья посуды, мне их выдали чтоб посуда из которой вы кушаете была чистой.
Дети: Видели мы с ними играли, опыты проводили.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем и покажем Л.Н. что можно сделать с губками. (рассматривание иллюстраций) (приложение3)
Пом. Воспитателя: Молодцы ребята, много интересного мне рассказали.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку, возьмем с собой губку. Проведем еще один опыт. Проверим будут нет губка впитывать снег.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Как отличить сахар от соли, не пробуя их на вкус».

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

2. Дидактическая игра «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков»

3. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.

1Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:

Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам старшей группы детского сада «Акварель». Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин». Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (...)

Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)

Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.

Все верно, и я хочу вручить вам шапочку магистра и дневник лаборанта, в который вы будете заносить результаты опытов и записывать выводы. Проходите в нашу научную лабораторию. (проходим из группы в класс).

Начнем наше исследование с наблюдения. Вы конечно же увидели, что у каждого из вас на столе лежит Кольцо наблюдений, лупа, черная бархатная бумага и два стаканчика/блюдца, в одном из которых находится соль, а в другом - сахар.

Первый помощник нашей умной умной головы - это рука. Что мы сейчас будем делать? (Потрогаем вещество и скажем, какое оно на ощупь).

Что почувствовали ваши руки, какое на ощупь 1-е вещество, 2-е? (твердые, немного колючие/гладкие)

Откройте журнал лаборанта, запишите схематично какой вывод вы сделали.

Глаза:

Соль и сахар - очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет? (Лупа, потому что она увеличивает предметы в несколько раз)

Чем отличаются вещества по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Форме? Размере?

(По цвету: 1-е вещество белое, 2-е с желтым, кремовым оттенком

по форме:

Мы с вами можем сделать вывод, что сахар и соль разные по форме.

Нос:

Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?

Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар? Карамелью, ванилью)

Чем пахнет белое вещество (соль? Ничем.

Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Одно вещество пахнет карамелью и ванилью, а другое не имеет запаха.

Вывод: сахар и соль разные по запаху.

Ухо:

Попробуйте потереть вещества между пальчиков, какой звук слышите?

Вывод: оба вещества издают хрустящий, шуршащий звук.

Однажды, Тимур спросил у меня: из чего делают сахар? А вам, ребята, интересно узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился?

(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)

Показ презентации.

Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.

Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.

Свеклу выращивают на полях, во всех областях нашей страны. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)

Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!

Скажите, а как попадает соль на наши столы, кто знает откуда она берется, м.б. Ее тоже получают из овощей? (….) Показ презентации про соль.

Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны - соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

Ребята, скажите, а можем ли мы ОПЫТНЫМ путем определить, где находится соль и сахар?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, с помощью какого вещества сахар и соль становятся невидимыми? (это вещество - ВОДА). Для проведения следующего опыта с солью и сахаром нам понадобится еще и вода.

Опыт №1. «Всплывет или утонет»

Опыт № 2 «Добавим огня».

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Скажите, нам удалось ответить на вопрос профессора Любознайкина: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?»

Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя свои записи)

Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.

Задачи:

  • формировать и обогащать знания воспитанников старшей группы о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
  • способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги (точное копирование изображения);
  • развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
  • воспитывать культуру познания, чувство комфортности, уверенности в себе.

Оборудование: экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, выполненные способом оригами; картины и картинки, выполненные способом торцевания; игрушки из папье-маше; ручки, тетради, листы бумаги по количеству детей (писчая, копировальная, наждачная, картон); кусочки клеёнки; мяч; формы лодочек, полоски бумаги для оклейки лодочек, клейстер, клей ПВА.

Предварительная работа: изготовление игрушек, посуды из бумаги способом оригами, из папье-маше, картин, выполненных способом торцевания, изготовление лодочек из бумаги.

Ход исследовательского занятия

Дети старшей группы стоят в кругу. Воспитатель показывает цветочек, сделанный из салфетки. Дети передают цветочек по кругу и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. (Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей».)

Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях? (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)

Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)

Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.

Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.

В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.

В. Я, кажется, догадалась, кто нам прислал приглашение посетить музей. А вы? (Предположения детей.)

Я думаю, что это бумажная Фея (показывает игрушку Фею, сложенную способом оригами).

Привет, друзья!

Я очень рада видеть снова всех ребят!

Я пригласила вас в прекрасное - вперёд!

Чтоб вы увидели, где чудо красоты живёт.

Хотите о бумаге многое узнать?

Тогда я предлагаю вам исследователями стать:

Смотреть, экспериментировать, запоминать,

Что узнали о свойствах бумаги, всё записать.

Вам будут в этом помогать

Вот эти ручка и тетрадь.

Фея передаёт детям ручки и тетради и приглашает в лабораторию.

Фея. Ребята, ничто так не сплачивает, как игра. Поэтому предлагаю вам поиграть в снежки.

Дети говорят, что снежков нет.

В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё «снежные» комочки.

Дети мнут бумагу, комкают её, придают ей круглую форму.

В. Какой вывод после работы с бумагой вы можете сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель сообщает детям, что, используя свойство бумаги легко мяться, люди научились делать из неё различные предметы.Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, а хотите узнать, какими ещё свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.

Дети проходят за столы. На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.

Ответы детей:

Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.

Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.

Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.

Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.

В. Ребята, Фея просит вас помочь ей. Она прислала приглашение только нам, а ей хотелось бы пригласить в музей много детей, но написать одной столько приглашений трудно. Как мы можем помочь ей? Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей.)

Вы правы. Я предлагаю сначала обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.

Дети выясняют, что одна сторона у неё «жирная» с краской, а другая - матовая.

В. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашения. Фея благодарит детей за помощь.

В. Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам попробовать разорвать лист бумаги и кусок клеёнки. Что рвётся легко, а что нет?

Вывод: под воздействием силы бумага рвётся, а клеёнка нет.

Дети делают соответствующую запись в тетрадь.

В. Вспомните, пожалуйста, из чего делают бумагу? (Ответы детей.) Значит, она должна хорошо гореть. Проверим?

Воспитатель проводит опыт. Кладёт на блюдце бумагу и поджигает её.

В. (Ответы детей.)

Вывод: бумага хорошо горит.

Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, Фея решила отправиться в морское путешествие на бумажном корабле. Как вы думаете, что может с ней произойти в море?

Дети делают вывод, что она может утонуть, её нужно предостеречь.

В. Давайте покажем Фее, как это опасно.

Дети берут заранее сложенные из бумаги кораблики и пускают их в ёмкости с водой, играют с ними, дуют, чтобы они двигались быстрее, поливают на них водой - кораблики размокают.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.)

Вывод: бумага впитывает воду и намокает.

Дети делают соответствующую запись.

В. Ребята, Фея расстроилась, что не может отправиться в путешествие на бумажном корабле. Как мы можем ей помочь, ведь у вас на столах только бумага?

Как вы считаете, можем ли мы сделать лодку для Феи из бумаги, но таким способом, чтобы она не намокла? (Предположения детей.)

Сначала давайте вспомним все свойства бумаги.

Игра в кругу с мячом.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, спрашивает, что можно сделать с бумагой? (порвать, намочить, сжечь, смять, сложить, порезать, приклеить, нарисовать на ней и т.д.)

В. Проходите, пожалуйста, в мастерскую.

Дети берут форму лодочки, переворачивают её на картон и обклеивают кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки тщательно приглаживают. Обклеенную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоёв, оставляют просохнуть. Воспитатель сообщает детям, что такой способ называется папье-маше.

Фея благодарит детей и предлагает свои поделки приносить к ней в музей. Они будут экспонатами, на них будут смотреть другие дети.

Рефлексия.

В. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Вечером воспитанники заканчивают изготовление лодочек. Бумага просохла, и дети снимают её с формы. Края перерезают ножницами и окантовывают кусочками бумаги. Поверхность готовой лодочки грунтуют клеем ПВА, просушивают. Воспитатель обмазывает дно каждой лодочки тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо, чтобы лодочки не размокли.

Занятие по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитриева