Хрустальная посуда. Где делают самый красивый хрусталь

С егодня мы поговорим о наиболее известных производителях хрусталя. Самый дорогой сорт – STRASS от Swarovski . Даже небольшие светильники с отделкой из такого хрусталя стоят от тысячи долларов, а люстра для большой комнаты обойдется в сумму около 10-20 тыс. долларов США. Подобные изделия можно встретить не только в частных особняках, но и в интерьерах важных государственных объектов, памятников архитектуры и истории.

Тем, кто хочет совместить легендарное качество с экономией, компания предлагает серию SPECTRA . Этот хрусталь не содержит свинца, но тоже очень красив. Экономия при покупке одинаковых в остальном изделий (за счет одной только разницы в хрустале) может составить до 30%.

Помимо Swarovski, есть и другие производители хрусталя. В частности Asfour – египетская компания, продукция которой – в несколько раз дешевле, чем STRASS. Правда, и огранка – не такая ювелирно точная, и блеск – не столь яркий. Но в целом изделия из такого хрусталя смотрятся достаточно привлекательно – особенно с учетом экономии.

Еще один вариант – чешские компании. Их хрусталь – несколько дешевле египетского, но практически не уступает ему по качеству.

Самые солидные производители люстр используют именно хрусталь перечисленных выше фирм. Разумеется, его выпускают и другие компании, но он не соответствует критериям качества, разработанным наиболее известными создателями светильников.

Не только подвески

Помимо собственно хрусталя, важен и каркас светильника, его форма, материалы и другие характеристики. Поэтому красота готового изделия зависит не только от того, кто создал и огранил подвески, но и от дизайнера, разработавшего готовое изделие. Только настоящие мастера способны учесть все нюансы и полностью раскрыть красоту качественного хрусталя.

Здесь тоже есть несколько ценовых уровней, на которых конкурируют крупные компании из разных частей света.

Одной из самых престижных считается продукция американской фирмы Schonbek . Это – одна из самых старых компаний в данном сегменте рынка. Как и в случае со Swarovski, фирма до сих пор принадлежит семье своего основателя. Производство сосредоточено на трех крупных заводах. В плане дизайна изделия Schonbek элегантно сочетают классику и новаторство. Это не только форма, но и совершенно новые способы крепления подвесок к каркасу и прочие нюансы. Ценители найдут здесь много интересного, включая хромированные шедевры в стиле «хай-тек».

Еще один известный производитель – Faustig . Немецкое качество удачно дополнено красотой и оригинальностью исполнения. Если говорить о стандартных моделях, то их – около тысячи. Но мастера работают и по индивидуальным заказам, которых – в десятки раз больше.

Здесь воплотят в жизнь даже самые сложные дизайнерские идеи. Можно просто перечислить свои пожелания – и мастера создадут изделие «с нуля». Одной из самых известных особенностей компании является значительное количество смелых экспериментов. Так, именно здесь сделана вошедшая в Книгу рекордов Гиннесса люстра, диаметр которой составляет 8 м, высота – 14,5 м, а вес – около 10 тонн. Заказчиком этого чуда была главная мечеть Омана.

Классика и современность

Наиболее известными производителями люстр в Италии являются Mariner , I. Veneziana Lampadari и J. Vila . В основном здесь представлены два направления: флористические мотивы, которые делают светильник похожим на букет цветов, и копирование исторических образцов.

В Испании тоже есть ряд достойных фирм, продукция которых по качеству вполне может тягаться не только с итальянскими, но и с немецкими брендами.

Одними из первых на рынке России появились люстры из Чехии, производства компании Preciosa . Именно ее продукция освещает помещения Госдумы – и не только. Популярны эти люстры и за рубежом. Именно их выбрали для освещения миланского оперного театра «Ла-Скала».

В каталогах чешских компаний можно найти самые разные по цене предложения. Если элитные варианты для больших комнат стоят до 1000 долларов и дороже, то изделия эконом-класса можно приобрести по цене от 100 долларов. Именно такими являются, например, светильники Art Glass .

Как видите, на современном рынке можно найти практически любые по цене и исполнению модели. Все зависит только от ваших вкусов и возможностей.

Лучшие производители хрусталя в мире

  • Swarovski (Австрия)
  • Asfour (Египет)
  • Schonbek (США)
  • Faustig (Германия)
  • Mariner (Италия)
  • Veneziana Lampadari (Италия)
  • J. Vila (Италия)
  • Preciosa (Чехия)
  • Art Glass (Чехия)

О пользе стекла писал еще М.В.Ломоносов – причем даже в стихах. Но технология производства стекла бывает разной. Если к стеклу добавить окись свинца или бария и некоторые другие элементы, получается особое стекло – более плотное, прозрачное, в нем красивее играет свет, оно мелодично звенит. Такое стекло называется хрусталем.

Считается, что хрусталь впервые был создан случайно английскими стеклодувами, произошло это в XVII веке. И все же первым центром производства хрусталя, не сдающим позиции и по сей день, стала не Англия, а Чехия. Искусство гранения хрусталя зародилось в этой стране еще в эпоху барокко, в 20-х гг. XVIII века уже открылся специализированный завод, правда, специализация у него была довольно узкая – хрустальные люстры. Впрочем, этого хватило, чтобы чешский хрусталь прославился во всем мире – этими люстрами украшали дворцы монархов во Франции, Османской империи и России. В Чехии же была создана первая профессиональная школа стекольного дела. Так была заложена традиция, благодаря которой технология производства хрусталя сохраняется в Чехии и сейчас. Разумеется, наряду с трудоемкой ремесленной технологией в ХХ веке появилось и машинное производство, и такие изделия стоят дешевле.

Говоря о хрустале, нужно учитывать, что он имеет несколько разновидностей. Та, которая выпускалась в Чехии, получила название богемского стекла, его отличительная особенность в том, что в нем используется не свинец, а кальций и калий.

Первый хрустальный завод в России был создан в 1756 году купцом А. Мальцовым в имении на речке Гусь, во Владимирской губернии, но «звездный час» этого завода наступил позже, когда его унаследовал младший сын основателя – Иван Мальцов. Этот человек, часто бывавший за границей – в том числе и в Чехии – внедрял на заводе все новшества хрустального производства, которые наблюдал, привлекал к работе лучших мастеров с других заводов. И И.Мальцов добился своего – к 1880 году, когда И.Мальцв умер, а завод унаследовал его племянник, на Гусевском заводе производилась четверть всех стеклянных изделий во Владимирской губернии. Это была в основном дорогая хрустальная посуда с алмазной гранью и гравировкой, вазы из двухслойного и трехслойного хрусталя. Выпускались и изделия попроще из цветного стекла.

Поселок, где находился завод, носил название Гусь-Мальцевский, в советские времена был переименован в Гусь-Хрустальный, а позже получил статус города. Особенностью гусевского хрусталя стало содержание оксида свинца в размере строго 24%, чем объясняются его высокая плотность, мелодичный звон и многоцветная игра света в гранях.

Гусевский завод пережил многое – и Октябрьскую революцию, и Великую Отечестенную войну, но не выдержал экономического кризиса и засилья криминала на рубеже XX-XXI веков. Завод прекратил существование в 2011 году, но двумя годами позже работа одного из цехов была восстановлена – и это дает надежду на полное возрождение одного из лучших центров производства хрусталя, некогда известного далеко за пределами России.


Посуда из хрусталя была показателем роскоши во все предыдущие эпохи. Во времена Средневековья богатые люди украшали свои столы хрустальными кубками и чашами. В эпоху СССР все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Сейчас ситуация, конечно, сильно изменилась. Хрустальная посуда утратила былую значимость и почёт среди населения. Кроме того, у хрусталя появилось множество соперников из современных видов стекла. Но он всё ещё пользуется заслуженным признанием на торжественных приёмах и светских раутах, а наиболее искушённые персоны используют хрустальные бокалы у себя дома безо всяких поводов, когда им просто хочется создать атмосферу величественности и фееричности.

Хрустальная посуда имеет весомые эстетические преимущества даже перед современной посудой из самого необычного стекла. Хрусталь вот уже несколько столетий подряд завоёвывает сердца потребителей благодаря своей поразительной прозрачности, блестящей поверхности, способности преломлять свет и передавать мельчайшие оттенки цвета напитков. Красота хрустальной посуды позволяет ей оставаться востребованной и в XXI веке.

Свойства хрусталя

Хрусталь - это одна из разновидностей стекла, отличающаяся от других видов наличием в составе оксидов серебра, бария, цинка или свинца. Хрусталём считается белое стекло, содержащее не менее 16% окислов этих металлов. Если содержание бария, свинца, серебра не достигает этой нормы, стекло расценивается как кристалин.

Свойствами хрусталя, выделяющими его на фоне других видов стекла, являются повышенная плотность, тяжесть даже при наличии тонких стенок посуды, необыкновенная прозрачность, блеск, светопреломляемость с эффектом радуги, низкая термоустойчивость, яркий мелодичный звон, кажущаяся хрупкость и неповторимая красота.

Качество хрустальной посуды в обязательном порядке сверяется с требованиями ГОСТ 30407-96.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ХРАНИТЬ В ПОСУДЕ ИЗ ХРУСТАЛЯ ЕДУ И НАПИТКИ: ТЯЖЁЛЫЙ МЕТАЛЛ СВИНЕЦ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ПРОДУКТЫ, А ЗАТЕМ И В ВАШ ОРГАНИЗМ!

Виды хрусталя

1. Процентное содержание оксида свинца влияет на качество хрусталя. Согласно Госстандарту (ГОСТ 24315-80), материал,

  • содержащий не менее 10% свинца, бария или цинка, признаётся хрустальным стеклом;
  • содержащий от 18 до 24% оксида свинца - именуется малосвинцовым хрусталём;
  • имеющий в своём составе от 24 до 30% окислов свинца - считается дорогим свинцовым хрусталём;
  • содержащий более 30% оксида металла - элитным высокосвинцовым хрусталём.

2. Согласно европейской классификации, материал,

  • содержащий от 1 до 15% оксида свинца, - это кристалин;
  • от 16 до 23% - хрусталь;
  • от 24 до 30% - свинцовый хрусталь.
  • горный хрусталь - кварц (природный хрусталь), не содержащий никаких примесей;
  • свинцовый хрусталь - содержащий оксид свинца;
  • бариевый хрусталь - включающий в свой состав окислы бария;
  • богемский хрусталь - имеющий в составе калиево-кальциевое стекло вместо оксидов свинца или бария.

История хрусталя


Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» - известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции - так появился хрусталь.

Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).

Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются сувениры и посуда из хрусталя, выпускаемые в городе с говорящим названием Гусь-Хрустальный. Продукция не раз завоёвывала лидерские позиции и высшие награды на международных выставках. Еще среди известных производителей хрусталя в России назовем и »

Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.

Производство хрустальной посуды


Посуда из хрусталя может производиться четырьмя методами: выдуванием, прессованием, прессовыдуванием или центробежным литьём. Выдувание - наиболее надёжный способ, так как в результате его формируется цельное, монолитное изделие, а не части, которые потом ещё надо будет соединять.

Выдувание тоже бывает разным: механизированным, вакуум-выдувным, ручным и свободным. Наиболее ценны сувениры и посуда из хрусталя, полученные ручным методом выдувания, то есть с помощью стеклодувной трубки. Свободный способ выдувания (гутенская техника) представляет собой создание хрустального изделия без отчётливой формы. Продукция, полученная таким методом, всегда уникальна.

Вся хрустальная посуда и сувениры, произведённые выдувным способом, характеризуются тонкостью стенок, особой прозрачностью, необычностью и неповторимостью форм.

Поскольку хрусталь - это изначально очень мягкий материал, вся хрустальная посуда, как правило, подвергается алмазной огранке. Сначала изделия обрабатываются посредством крутящихся кругов искусственного алмаза, затем полируются кислотами.

Известны четыре способа обработки хрустальных бокалов, ваз и сувениров: гравировка, огранка, шлифовка, резьба.


В наше время особым спросом пользуется цветной хрусталь. Для получения окрашенной хрустальной посуды во время её производства применяются разнообразные добавки: кадмий или соединения золота - для получения красного оттенка; кремний - для получения розового хрусталя; кобальт - для синего; окись медь - для приобретения хрусталём зелёного цвета; окислы марганца - для фиолетового.

Цветной хрусталь производится и российскими заводами, но они пока не могут составить достойную конкуренцию хрустальным мастерским города Севр во Франции. Там выпускается знаменитый жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь.

В настоящее время для украшения хрусталя начали применять особые виды декорирования . Самый распространенный из них - украшение золотом. Мастера для этого используют золотую фольгу, которая вплавляется внутрь стекла, либо покрывается снаружи. Другие мастера расписывают хрусталь вручную, это, кстати, и дешевле. Другой способ декорирования - это травление (сатинирование). Так называется техника обработки плавиковой кислотой, что позволяет сделать хрустать наиболее блестящим. Существует и противоположный способ декора - матирование, когда хрусталь обрабатывают острозернистым песком.

Ассортимент хрустальной посуды


Ассортимент посуды из хрусталя довольно разнообразен. Из этого материала в основном изготавливают всевозможные вазочки и розетки, кувшины с крышками, конфетницы и фруктовницы, вазы для пирожных и тортов, креманки на ножках, блюда, сахарницы, компотницы, селёдочницы, салатницы, приборы для специй, пепельницы, салфетницы и т.п.

Стекло и хрусталь

В настоящее время на территории Российской Федерации существуют следующие правила классификации стекла и хрусталя:


От 0% до 10% - простое «стекло».

От 10% до 18% - "хрустальное стекло"


От 18% до 24% - "малосвинцовый хрусталь"

От 24% до 30% - "свинцовый хрусталь"


При добавлении в изделия бария:

От 18% "бариевый хрусталь".


На территории стран Европейского союза действуют следующие правила классификации стекла и хрусталя:


От 10% - "хрустальное стекло"


От 18% - "прессованный хрусталь"

От 24% - "свинцовый хрусталь"

Свыше 30% - "высокосвинцовый хрусталь"


Внимание!

По закону Европейского союза продукция из хрусталя должна содержать характеристику хрусталя.

Каждое изделие должно быть промаркировано надписью (наклейкой) как минимум на английском языке " LEAD CRYSTAL 24% PbO".

Если на этикетке изделия такая маркировка отсутствует, а присутствует надпись: CRYSTAL GLASS, просто CRYSTAL или CRYSTALITE - значит этот продукт не хрусталь. А простое стекло, либо кристаллит (кристаллайт).

Кристаллит (кристаллайт).


Изделия из кристаллита (кристаллайта) не содержат оксида свинца и являются калиево-кальциевым стеклом.

По приведенной выше классификации подобное стекло нельзя назвать ни хрусталём, ни хрустальным стеклом.

При сравнении похожих изделий из кристаллита (кристалайта) и хрусталя 24% чувствуется разница в весе изделий (хрусталь имеет большую массивность из-за присутствия оксида свинца) и в преломлении и игре света, где хрусталь выгодно отличается от изделий из стекла и сверкает как ювелирное изделие.

Несмотря на то, что производители зачастую позиционируют продукцию из кристаллита (кристаллайта) как аналог классического хрусталя, эти изделия нельзя приравнивать к хрусталю ни по качеству, ни по свойствам.


Бессвинцовый хрусталь.


Только хрусталь с добавлением бария 18% является бессвинцовым хрусталем.

Он не используется для изготовления питевой посуды.


Внимание!

Любые изделия из стекла с содержанием оксида свинца менее 10%, а так же изделия с добавлением титана, калия или кальция не являются ни хрустальным стеклом, ни хрусталем.

Такие изделия по своим качествам, прозрачности и сиянию, не могут быть приравнены к настоящему хрусталю.


Основные отличительные преимущества хрусталя 24%


Поразительная прозрачность изделий

Невероятный блеск поверхности изделий

Особое, не сравнимое ни с чем преломления света, которое присутствует только у хрусталя.

Большой показатель дисперсии света, что позволяет изделиям искриться как при свете солнца, так и при свете ламп.

Изделия из хрусталя в семь раз прочнее изделий из стекла

Изделия из хрусталя более термостойкие (в три раза), что позволяет использовать хрусталь для производства чайных наборов


Внимание!

Такие отличительные преимущества придает стеклу только добавление свинца.

Добавление в стекло других веществ не меняет показатель дисперсии и влияет только на преломление света.

Так же добавление других веществ в изделия из стекла не влияют на увеличение прочности и термостойкости изделий.

Но не стоит забывать, что и стекло, и хрусталь очень чувствительны к резким перепадам температуры.


Подобные качества отсутствуют даже у самого дорогого стекла, а шлифовка на хрустале максимально раскрывает все вышеперечисленные качества хрусталя.

Наличие свинца размягчает стекло, благодаря чему оно становится боле податливым для шлифования и гравирования.

Так же существует цветной хрусталь, где краска либо уже присутствует в массе хрусталя, либо наносится на поверхность, а после обжигается в печи.

Цветной хрусталь получают с помощью специальных добавок.

Красный - благодаря добавлению кадмия или соединений золота. Кремний придает хрусталю Розовый оттенок. Синий цветной хрусталь обязан своим тоном кобальту. Окись меди и оксиды марганца делают хрусталь Зеленым и Фиолетовым. Железо - Голубовато-зеленым или Желтым , уран - Желтовато-зеленым , хром - Травянисто-зеленым , а марганец в зависимости от концентрации - Желтым или Коричневым


Правила ухода за изделиями из хрусталя.

Хрустальная посуда и продукция из хрусталя требует особого ухода. Чтобы стекло блестело и играло гранями, используйте следующие советы:

1. Если посуда из хрусталя не загрязнена слишком сильно, ее можно мыть обычным средством для посуды, которое не содержит крупных гранул, и протирать мягкой тряпкой (без ворса).

2. Для придания блеска сполосните хрусталь в воде с добавлением уксуса или намочите мягкую ткань спиртом и протрите посуду. Когда спирт высохнет, то запаха не останется, а бокалы будут сверкать, как бриллианты. Протрите хрусталь кусочком бархата, вельвета.

3. Если посуда из хрусталя сильно загрязнена, то положите ее на время в воду, в которой варился картофель, а затем протрите насухо полотенцем из х/б ткани.

4. Налет от цветов внутри хрустальной вазы можно отмыть раствором из крупной соли и уксуса. Эта смесь уберет мутные разводы внутри сосуда и придаст блеск внешней стороне.

5. Хрустальные изделия с позолотой и рисунками моют в теплой воде без добавления моющих средств (можно добавить нашатыря - 1 ст.л. спирта на 1 л. воды), ополаскивают в растворе синьки или уксуса и натирают до блеска льняной тряпочкой.

6. Нельзя мыть хрусталь горячей водой. От этого он может помутнеть. В кружки и стаканы из хрусталя нельзя наливать горячие напитки. Если посуда нагрета, нужно избегать и холодных жидкостей.

7. Для того, чтобы отмыть винный осадок, в графин надо налить теплую мыльную воду, туда добавить питьевую соду и оставить на некоторое время. Затем этот графин тщательно вымыть, резко встряхивая, грязную воду вылить и промыть графин теплой водой с уксусом.

8. Не забывайте, что хрусталь не сушат, его необходимо после мытья протирать насухо льняным полотенцем или салфетками.

9. При мытье хрусталя в тазике с водой, положите на его дно мягкое полотенце или тряпочку, это убережет его от повреждений. При мытье фужеры, рюмки, вазочки для варенья нужно держать у донышка, а не у основания тоненькой ножки

10. При покупке средств для мытья стекол, обратите внимание на этикетку, часто они предназначены и для чистки хрусталя. Сейчас в России стали доступны салфетки из микрофибры - они идеально подходят для вытирания стеклянной посуды и хрусталя после мойки.

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.