Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус. Методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему: Дидактическая игра " Узнай на вкус" Дидактическая игра угадай по запаху

Ольга Андреевна Царева

Заместитель заведующей по ВМР

МБ ДОУ «Детский сад № 000» комбинированного вида г. Новокузнецк

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ

«УГАДАЙ НА ВКУС»

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.


«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Ход игры.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель:

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т. д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»


«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

« ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель:

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

Чем она сегодня угощалась?


«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.


«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

Font-size:14.0pt">«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

Посади каждую рыбку в свой аквариум.


«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.




Nellie en Cezar
Органы чувств человека. Тематический словарь
презентация
конспект занятия
идеи для занятий

Демонстрационный материал:





Рабочие листы
рабочие листы с заданиями
рабочие листы

Игры:
дид. игра
дид. игра
дид. игра с пояснениями

Наблюдения и эксперименты
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?

Больше экспериментов:

  • Зрение. Что мы можем увидеть?
коллекция раскрасок "Тренируем зрение!"для поиска глазами мелких деталей

"Восприятие глаз"(http://home.damotvet.ru/kids/818978.htm)
Для этого простого эксперимента потребуется чистая чашка, несколько монет, ручка, бумага, стол, стулья и обязательно один помощник. Целью нашего очередного эксперимента является выявление следующего утверждения – действительно ли человек двумя глазами видит лучше, чем одним? Вы со своим помощником должны сесть за столом напротив друг друга. Между вами должна стоять чашка. Вам необходимо будет взять монету и держать ее над чашкой. Ваш партнер должен будет вам говорить сместить руку с монетой в ней вправо, влево, назад или вперед. Как только ваш партнер убедится в том, что монета находится точно над чашкой, ему необходимо будет попросить вас отпустить ее. Проведите эксперимент еще раз, но в этот раз один глаз должен быть закрыт. Запишите полученные результаты. Потом поменяйтесь ролями и сверьте ваши и его результаты.
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: определить реакцию зрачков на различную степень освящения.
Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освященной комнате, а затем задернуть шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освященной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Они расширяются для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.
Находясь в темной комнате, дети различать предметы могут, но не могут определить их цвет.
РАССКАЗ ПЕДАГОГА: Прямо напротив зрачка на сетчатке находятся ещё одно образование, которое называется «желтое пятно». В нём очень много палочек и колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном», есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение попадает на это место, человек его просто не видит.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу картинки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и 2 круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало в слепое пятно.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Чем отличается зрение животных и человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связанно с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. На поверхности тела червей есть «глазки», но они ничего не видят, а просто реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте. А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.
Пчелы - пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так, например, они опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать цвета и предметы. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более 100 лет назад.

  • Что вкусно, а что нет?

ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё).

Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Существует четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Детям предлагается назвать что может быть горьким, сладким, кислым, соленым.

Язык реагирует на вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположены на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у утки 200, у голубей 37, у цыпленка 24.

ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка.

Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.

Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.

После высказывания детей, воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка.

ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта(на примере чая), А также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз.

В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

  • Что мы можем потрогать? Тактильные ощущения
идея тактильной игры-мемори
красивая тактильная книга, с дорожками:

:



ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.
Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку (от самой холодной, до самой теплой).
Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительной коже.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Определить расположение «тепловых», (воспринимающих тепло) и «Холодовых» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладонях, на лице).
Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане с горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой. Предлагает ребенку внимательно прислушится к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слово «есть». В этих местах воспитатель при помощи тонкой кисточки и акварели ставит точки синего и красного цвета. Вместе с воспитателем дошкольник делает вывод о том, что на лице и на ладони больше точек, воспринимающих холод. Особенно много их на кончиках пальцев, на кончике носа, на щеках, поэтому эти части быстрее других мерзнут на улице в холодную погоду.

  • Слух. Эксперименты со звуком

Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон

Описание: Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных импредметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.)

Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Опыт № 1
ЦЕЛЬ: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю, воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности у ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друг друга. Ребенок угадывает, кто его позвал с какой стороны. Потом дошкольнику закрывает одно ухо ватой, и проводят аналогичный эксперимент. По окончанию опыта ребенок делится впечатлениями.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Воспитатель рассказывает детям о строении уха. Ухо состоит из 3-х частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает: ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находится 3 очень важных косточки -молоточек, наковальня и стремечко. И специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень важный орган, по внешнему виду он напоминает улитку. Он получает сигналы и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например: звонок в дверь - ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует подойти к двери и посмотреть в глазок, прежде чем открыть дверь.
Кроме этой самой быстрой в мире улитки, во внутреннем ухе особым образом расположены три полукружных канала наполненных жидкостью. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы часто падали от головокружения. Но этого не происходит потому, что при любых наших движениях жидкость быстро перемещается по каналам.
В народе существует такое выражение:
«В одно ухо влетело, а в другое вылетело».
- Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Однако есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач - лор (отоларинголог).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Определить связь уха с носоглоткой. Опыт проводится: дети рассматривают схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке уха, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот.
По окончанию опыта испытуемый ребенок делится своими впечатлениями.

Что чувствует наш нос?
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различении цветов по запаху.
Взрослый предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным, характерным запахом (черный, белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин) и т.д.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Обонятельные нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствует запахи еще лучше, чем человек. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у домашних. Олень или кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительно острый нюх.
Во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистая оболочка в носу разбухает, раздражается и нос забивается слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки.
У человека воспринимающие запах клетка, расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, что бы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох (дети убеждаются в этом на опыте).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из под духов, кожура от мандарина и т.п. Не трогая мешочек, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.) А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Человек различает около 400 разных запахов.
У большинства животных обоняние является самым важным чувством. Лучше других животные воспринимают запахи собаки, очень слабо птицы, а вот дельфины совершенно не различают никаких запахов.
Люди воспринимают друг друга в процессе общения в большей степени при помощи зрения, слуха. А вот для животных первостепенную роль играет своеобразный запах, идущий от них.
Например: у муравьев есть запах «тревоги», «смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья издающего этот запах, его собратья «хоронят», - оттаскивают далеко от муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны», будут повторяться, если не исчезнет этот запах.
Литература (для чтения):
Э. Мошковская « Мой замечательный нос»;
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»;
Н. Сладков «Ящуркин нос»;

В. Бианки «Чей нос лучше».

Творческая часть темы


Все 5 органов чувств можно показать на таких мордочках: с бегающими глазками, колокольчиками, ароматизированном духами носике, бархатными/наждачными лапками,ротиком в виде жевательной резинки или лакричной конфеты:
littlegiraffes.com

\

Цель: различение предметов по запаху.

Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (хлеб, колбаса, лимон, конфета, мята, цветы, лекарства, крем для обуви и т.д.).

В качестве игрового материала можно использовать коробочки или баночки, наполненные ванилином, кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами и т.д.

Вспомни, как они пахнут

Цель: оживление в памяти различных запахов.

Оборудование: предметные картинки с изображением различных предметов и явлений (дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, акварельные краски, веточка земляники, цветущий ландыш, еловая ветка, сильный дождь и др.).

Три флакона

Цель: различение жидких веществ по запаху.

Оборудование: три флакона, наполненные шампунем, духами, уксусом.

Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него и др.

Самыми трудными для детей, как показывает практика, являются задания на различение натуральных предметов и предметов с запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.

Вкусовые качества предметов различаются благодаря пробе на язык. Выделяются четыре основных вкуса: соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов - обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Наибольшая чувствительность к вкусовым раздражителям отмечается при температуре пищи 37-50 градусов, однако бывают исключения (например, мороженое, чай).

Развитие вкусовых ощущений осуществляется одновременно с развитием обоняния, так как восприятие запахов продуктов перед их употреблением стимулирует процесс восприятия вкуса.

В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не переносит даже ее запаха и т.д. Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы и ягоды, уксус и др.).

Работа по различению новых продуктов на вкус аналогична работе по различению запахов.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.

Определи на вкус

Цель: определение продуктов по вкусу.

Оборудование: повязка на глаза; лук, лимон, соленый огурец, конфета.

Можно попросить детей определить на вкус сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, греча; установить вкусы различных сортов хлеба (ржаной, белый), фруктов (яблоко и груша), видов колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир) и т.д.

Вкусовые банки

Цель: ознакомление с основными видами вкуса. Оборудование: четыре банки с растворами различных вкусов: сладким, соленым, кислым и горьким; пипетки, ложки.

По окончании делается вывод о том, что жидкости бывают различного вкуса.

Назови вкус продуктов

Цель: оживление в памяти вкусов разных продуктов.

Оборудование: картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов.

лимон - кислый, сочный, освежающий;

чеснок - горький, неприятный;

конфета - сладкая, приторная, приятная;

батон хлеба - ароматный, душистый, приятный.

Разные предметы обладают рядом свойств (температурный режим, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки), которые познаются с помощью тактильных ощущений в результате непосредственного ощупывания, прикосновения, воздействия на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут иметь разную температуру. Постепенно вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры - термометром (для воздуха, воды, тела человека).

В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, в один из которых налили воду, находившуюся в холодильнике, а во второй - из теплого чайника. Следует сравнить показания, а затем сделать выводы.

Температура тела человека в помещении и на улице остается неизменной (можно измерить температуру человека, объяснив при этом правила пользования термометром) и, значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от того места, где она измеряется.

Дидактическая игра 10 группы

Направленность – опытно-экспериментальная

Название - «Узнай по запаху»

Возраст – для детей старших и подготовительных групп

Цели: Способствовать развитию органов чувств, тренировке обонятельного аппарата.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи: Расширять знания о запахе, учить узнавать знакомые вещества (ваниль, елка, лимон, корица, кофе, чеснок, мандарин, апельсин);

Упражнять в заполнении картографа, закреплять знание цифр от 1 до 7(далее до 12);

Учить работать в определенной последовательности, алгоритме.

Материалы: Контейнеры с пахучими веществами, полотнище с карманами, картограф, карандаши, фломастеры на водной основе, баночка с кофе.

Ход игры: Дети по очереди берут из корзинки контейнеры с пахучим веществом. Через отверстия в контейнерах нюхают и пытаются определить, что за вещество в нем находится. Результат записывают в картограф с помощью условных знаков и цифр. Контейнер помещают в соответствующий карман на полотнище. После каждого вещества нужно понюхать молотый кофе, чтобы нейтрализовать предыдущий запах. Выигрывает тот, кто заполнит большее количество карманов и не ошибется при определении запаха.

Узнай по запаху»

Название вещества

Номер

(цифра)

Имя (кто определял)

Картинка, рисунок

Опыты и эксперименты по валеологии для детского сада

ОПЫТ 1. «Орган слуха»
Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.
По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.
Рассказ воспитателя детям о строении уха.
Ухо состоит из трех частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находятся три очень важные косточки – молоточек, наковальня и стремечко, а так же специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе есть «прибор», по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает тысячи сигналов и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например, раздается звонок в дверь, ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок, прежде чем открывать дверь.
Кроме этой самой быстрой в мире улитки во внутреннем ухе расположены три канала, наполненных жидкостью. Они отвечают за равновесие нашего тела. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы очень часто падали от головокружения (например, при наклонах или даже при повороте головы). При любых наших движениях жидкость быстро перемещается по этим каналам, но не всегда останавливается на одинаковом уровне во всех каналах, и это позволяет нам не упасть.
Существует такое выражение: «В одно ухо влетело, а из другого вылетело». Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Но зато есть связь уха с носоглоткой через специальную трубу. Поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач – отоларинголог.

ОПЫТ 2. «Вижу – не вижу»
Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).
Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.
При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Воспитатель рассказывает о том, чем отличается зрение животных и человека.
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. «Глазные пятна», воспринимающие свет, есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но ни «глазки», ни «глазные пятна» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго-Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которая пользуется специальными «солнезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

ОПЫТ 3. «Реагируем на свет»
Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.
Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.
У раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у него есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятиться назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.
Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете.
Вопрос: Каких специальных зрительных клеток больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна. А у пчел пять глаз: два больших, и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Так, например, они не опыляют красный цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 году. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный цвет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета.
Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

ОПЫТ 4. «Воздух»
Цель: определение связи уха с носоглоткой.
Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

ОПЫТ 5. «Запахи»
Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.
Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т.п.).
Воспитатель продолжает рассказ.
Клетки, воспринимающие запахи, чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствуют запахи лучше, чем человек. У кошек, собак, лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень и кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться.
Когда у нас сильный насморк, мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки.
У человека воспринимающие запах клетки расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох. Убедимся в этом на опыте.

Игра «Узнай по запаху»
Воспитатель детям предлагает закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи: микстуру от кашля на основе аниса, пихтовое масло, хвойный запах, чеснок, соления. Ещё можно определить, что находится внутри капсул от киндер-сюрпризов с проколотыми дырочками: вата, пропитанная духами; кусочек шоколада; зубчик чеснока; корочка апельсина; кусочек селёдки или солёного огурца.
Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.
Это нос доложит:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!

Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!».
Э. Мошковская
Я думаю, все поняли, какую важную роль в жизни человека играет нос. Поэтому соблюдайте следующие правила :
Не ковыряйте в носу пальцем и тем более острым предметом;
Не засовывайте в нос посторонние предметы;
При насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя, это может привести к заболеванию уха;
Не пользуйтесь чужим носовым платком, он должен быть личным у каждого человека.
Очень неприятно, когда человек не следит за носом и не использует вовремя
носовой платок.

Мальчугану скоро шесть.
У него карманы есть,

А добра в карманах этих
И не счесть!

Там – конфетные бумажки,
Пряжки,
Пробки,
Деревяшки,
Гвозди,
Пуговки,
Катушки,
Старый ключ от кладовушки –
Всякой всячины полно,
Но!
В двух карманах паренька
Нету места для платка!

Так и ходит озорник:
Носом шмыг, носом шмыг,
То и дело: носом – шмыг!
Л. Деляну

В народе говорится: «Береги нос в большой мороз». А вы знаете, как это делать? А в жару нужно нос беречь? Что вы будете делать, если из носа потечет кровь? Почему это происходит?
Когда люди говорят: «Нос не дорос», - это значит, что младшие учат старших; «нос повесил» - расстроился; «водит за нос» - обманывает; «держи выше нос» - не унывай!

ОПЫТ 6. «Обоняние»
Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.
Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Воспитатель продолжает рассказ.
С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Но в течение короткого времени человек привыкает к новому запаху и начинает дышать в обычном ритме.
Ученые подсчитали, что человек различает огромное количество (около 400) разных запахов. И все же у большинства животных аппарат по различению запахов развит гораздо лучше. Для многих животных обоняние является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение и слух. Не почуять вовремя запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых из них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, очень слабо – птицы, а вот дельфины вообще не различают запахи.
Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных очень большую роль играет своеобразный запах, идущий от них. Например, у муравьев есть «запах тревоги» и «запах смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья, издающего этот запах, его собратья «хоронят» - вытаскивают из муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны» будут повторяться, пока не исчезнет этот запах.